ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал

профессиональное становление

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Бехоева А.А. Психолого-педагогическая характеристика уровней профессиональной рефлексии у студентов – будущих учителей. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 105-110.

Формирование профессиональной рефлексии будущих учителей приобретает особое значение в контексте модернизации российского образования. Однако, несмотря на глубокую разработанность проблемы рефлексии в отечественной педагогической науке, характеристика уровней развития педагогической рефлексии у будущих педагогов во многом остается фрагментарной.

В статье рассматривается профессионально-педагогическая рефлексия как процесс самопознания учителем сущностных характеристик педагогического труда, кратко охарактеризованы основные теоретико-методологические подходы к ее изучению. Автором описано исследование, целью которого являлось выявление и содержательное описание уровней развития профессионально-педагогической рефлексии у студентов. Исследование строилось в несколько этапов: этап теоретического выделения содержательных компонентов профессионально-педагогической рефлексии, этап формирование исследовательского инструментария, констатирующий и формирующий этапы. Концептуальной основой исследования явилось выявление основных компонентов, определяющих специфику развития профессионально-педагогической рефлексии: мотивационно-целевого, креативно-процессуального, эмоционально-волевого, коммуникативно- технологического и контрольно-оценочного.

На основании эмпирических результатов выделены и охарактеризованы уровни развития профессионально-педагогической рефлексии у студентов – будущих учителей. Показано, что для первого уровня свойственна слабая выраженность профессиональной рефлексии и недифференцированная направленность самосознания, самоанализа и самооценки в процессе деятельности, переход на второй уровень связан с определенностью и организованностью рефлексивной деятельности и характеризуется устойчивой потребностью в профессионально-личностном самосовершенствовании, а показателем третьего уровня является высокая развитость всех компонентов профессиональной рефлексии.

Поступила: 17.02.2014

Принята к публикации: 28.01.2015

Страницы: 105-110

DOI: 10.11621/npj.2015.0112

Ключевые слова: профессиональная рефлексия; педагогическое образование; профессиональное становление

Авторам: Бехоева Асия А.

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Собкин В.С., Ткаченко О.В. Становление профессиональной позиции психолога в процессе получения высшего образования // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.21-26.

Авторы – сотрудники Центра образования РАО знакомят с результатами исследования процесса профессионального становления студентов-психологов, проведенного ими среди учащихся различных факультетов психологического профиля (социальная, клиническая, юридическая психология, психология образования и др.) одного из московских вузов. В статье рассматриваются такие выделенные ими параметры профессиональной позиции студентов как: критерии выбора профессии, отношение к содержанию профессионального образования, степень участия в научно-исследовательской работе, профессиональные планы.

Страницы: 21-26

Ключевые слова: профессиональное становление; профессионализация в вузе; студенты-психологи

Авторам: Собкин Владимир Самуилович; Ткаченко Ольга Викторовна