ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Связь риска суицидального поведения и личностных ресурсов обучающихся

Связь риска суицидального поведения и личностных ресурсов обучающихся

Скачать в формате PDF

Поступила: 16.08.2022

Принята к публикации: 01.11.2022

Дата публикации в журнале: 16.03.2023

Ключевые слова: суицидальное поведение; факторы риска; факторы защиты; профилактика суицидального поведения подростков; личностные ресурсы; жизнестойкость

Страницы: 114-125

DOI: 10.11621/npj.2023.0110

Доступно в on-line версии с: 16.03.2023

Для цитирования статьи:

Васягина Н.Н., Баринова Е.С., Григорян Е.Н., Шемпелева Н.И. Связь риска суицидального поведения и личностных ресурсов обучающихся. // Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.114-125. doi: 10.11621/npj.2023.0110

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2023

Васягина Наталия Николаевна Уральский государственный педагогический университет

Баринова Елена Сергеевна Уральский государственный педагогический университет

Григорян Елена Николаевна Уральский государственный педагогический университет

Шемпелева Наталья Ивановна Уральский государственный педагогический университет

Аннотация

Актуальность. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2021 году количество подростковых суицидов в России выросло на 20% по сравнению с показателями прошлых лет. Самоубийство среди несовершеннолетних является одной из самых серьезных проблем, требующих незамедлительного решения, поскольку обусловлено неспецифическими механизмами воздействия самых различных факторов как индивидуально-личностных и межличностных, так и социально-экономических, влияние которых сложно взять под контроль. Однако не у каждого подростка, находящегося под влиянием неблагоприятных факторов, формируются антивитальные настроения, и развивается риск суицидального поведения, в связи с этим важной задачей является определение спектра личностных ресурсов, отражающих психологическую устойчивость обучающихся к неблагоприятному воздействию различных социально-психологических факторов.

Цель. Изучение связи факторов риска суицидального поведения обучающихся и личностных ресурсов. 

Выборка. В проведенном исследовании приняли участие 260 обучающихся общеобразовательных организаций, проживающих на территории Свердловской области. Из них 144 девочки и 116 мальчиков в возрасте от 13 до 17 лет. 

Методы. Задача дифференциации обучающихся по уровню суицидального риска решалась с помощью «Опросника суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой). 

Диагностика личностных ресурсов осуществлялась с помощью тестовой батареи, включающей следующие методики: «Тест Жизнестойкости» (С. Мадди, в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой), шкалы жизнестойкости из опросника «Антивитальность и жизнестойкость» (О.А. Сагалакова, Д.В. Туровцев), методика определения доминирующего состояния: краткий вариант (Л.В. Куликов), Оксфордский опросник счастья (М. Аргайл, в адаптации А.М. Голубевой, Е.А. Дорошевой), опросник эмоционального интеллекта (Н. Холл). 

Результаты. Показано, что при высоких показателях жизнестойкости, вовлеченности, контроля, принятия риска, положительного образа себя, удовлетворенности жизнью и управления эмоциями отмечаются низкие показатели суицидального риска. При снижении рисков демонстративного суицидального поведения наблюдается повышение показателей счастья, эмоциональной осведомленности, самомотивации и эмоционального интеллек- та. Таким образом, подтверждается наше предположение о том, что при высоком уровне сформированности личностных ресурсов суицидальные риски значительно снижены. 

Выводы. Результаты проведенного исследования указывают на то, что ключевыми личностными ресурсами обучающихся, позволяющими сохранять психологическую устойчивость к неблагоприятным воздействиям среды, являются жизнестойкость, эмоциональный интеллект и оптимизм. Установленная связь личностных ресурсов и суицидального риска может быть использована для разработки эффективных программ первичной профилактики суицидального риска, направленных на развитие личности подростков.


Литература

Амбрумова А.Г. Самоубийство и некоторые проблемы семьи в современной России. Гендерные аспекты социальной трансформации. Демография и социология. Вып. 19 / Под ред. М.М. Малышевой. М., 1996. 

Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде // Интеграция образования. 2021. Т. 25, No 3. С. 482–497. doi: 10.15507/1991–9468.104.025.202103.482–497 

Банников Г.С., Вихристюк О.В., Миллер Л. В., Синицына Т.Ю. Методические рекомендации психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. 

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 

Бойко О.В. Мифология суицида // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. No 2. С. 139–159. Вагин Ю.Р. Развитие феноменологической суицидологии // Суицидология. 2011. Т. 2, No 3 (4). С. 3–17. 

Гидденс Э. Устроение общества. Современная теоретическая социология. Серия «Социология». М.: Академический проспект, 2005. 

Гилинский Я.И., Юнацкевич П.И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии. Учебное пособие / Под ред. В.А. Кулганова. СПБ., 1999. 

Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 

Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука, 1990. 

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личность в мегаполисе. Психология и психотерапия психических нарушений. Москва: Институт консультирования и системных решений, 1990. 

Краснопольская Н.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости студентов вуза // Вестник Брянского государственного университета. 2012. No 1 (2). С. 150–154. 

Леонтьев Д.А. Смысл смерти: на стороне жизни // Экзистенциальная традиция. 2004. No 2 (5). С. 40–50. 

Луман Н.Л. Общество как социальная система. М: Логос, 2004. 

Орлова И.Б. Самоубийство явление социальное // Социологические исследования. 1998. No 8. С. 69–73. 

Павлова Т.С. Диагностика риска суицидального поведения детей и подростков в образовательных учреждениях // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2, No 4. С. 79–91. 

Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. М.: Смысл, 2002. 

Селигман М. Новая позитивная психология. М.: София, 2006. 

Трегубов JI.3., Вагин Ю.Р. Эстетика самоубийства. Пермь: Кепик, 1993. 

Храмов Е.В. Психологические и психосоматические факторы риска суицидального поведения подростков // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, No 1. С. 68–75. doi: 10.17759/jmfp.2020090107 

Benton, Т. (2022). Suicide and Suicidal Behaviors Among Minoritized Youth. Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America, 31, 211–221. doi: 10.1016/j.chc.2022.01.002 

Eriksen, I.M., Seland, I. (2021). Conceptualizing Well-Being in Youth: The Potential of Youth Clubs. YOUNG, 29 (2), 175–190. doi: 10.1177/1103308820937571 

Maddi, S.R. (1971). The search for meaning. In W.J. Arnold, M.M. Page (Eds.), The Nebraska symposium on motivation (pp. 137–186). Lincoln: University of Nebraska press. 

Sandra, L, Muqtadir, J. (2021). Resilience Models for Children and Teenagers in Learning During the Pandemic. Proceedings of the 2nd International Conference on Technology and Educational Science, Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 540 (pp. 189–194). doi: 10.2991/assehr.k.210407.236 

Sher, L. (2021). Gender differences in suicidal behavior. QJM, 115 (1), 59–60. doi: 10.1093/qjmed/hcab131 

Short, J.F.Jr. (1984). The Social Fabric at Risk: Toward the Social Transformation of Risk Analysis. American Sociological Review, 49 (6), 711–725. 

Soares, A.S., Pais-Ribeiro, J.L., Silva, I. (2020) Developmental Assets Predictors of Life Satisfaction in Adolescents. Frontiers in Psychology, 10, 236. doi: 10.3389/fpsyg.2019.00236 

Starr, L.R. et. al. (2020). The Perils of Murky Emotions: Emotion Differentiation Moderates the Prospective Relationship between Naturalistic Stress Exposure and Adolescent Depression. Emotion, 20 (6), 927–938. doi: 10.1037/emo0000630


Для цитирования статьи:

Васягина Н.Н., Баринова Е.С., Григорян Е.Н., Шемпелева Н.И.Связь риска суицидального поведения и личностных ресурсов обучающихся. // Национальный психологический журнал. 2023. № 1. c.114-125. doi: 10.11621/npj.2023.0110

Скопировано в буфер обмена

Скопировать