ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Профессиональная рефлексия как фактор успешности тренера в спорте

Профессиональная рефлексия как фактор успешности тренера в спорте

Скачать в формате PDF

Поступила: 15.05.2017

Принята к публикации: 24.05.2017

Дата публикации в журнале: 28.06.2017

Страницы: 26-34

DOI: 10.11621/npj.2017.0204

Ключевые слова: sport; спортсмен; тренер; профессиональная успешность; профессиональная рефлексия

Доступно в on-line версии с: 28.06.2017

Для цитирования статьи:

Сагова З.А., Каптурова В.М. Профессиональная рефлексия как фактор успешности тренера в спорте. // Национальный психологический журнал 2017. № 2. c.26-34. doi: 10.11621/npj.2017.0204

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2017

Сагова Зурида Айсовна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Каптурова Виктория Максимовна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Профессиональные функции современного тренера давно расширились от простой подготовки спортсменов к соревнованиям до исполнения многочисленных ролей руководителя, организатора, психолога и т.д. Для успешного их выполнения тренеру необходимо совершенствовать свои профессиональные навыки и личностные качества. С ростом популярности спорта, совершенствованием системы, средств и условий спортивной подготовки повышаются требования к качеству труда и мастерству основных субъектов спорта, возрастает и востребованность тренера как ключевой фигуры в воспитании успешных атлетов.

В статье анализируются исследования критериев и факторов эффективности тренерской деятельности. Обсуждаются особенности рефлексивного процесса как одного из действенных способов профессионального развития тренеров. Представлены результаты исследования взаимосвязи успешности тренеров различных спортивных специализаций с их профессиональной рефлексивностью и уровнем субъективного контроля. Выполненный в работе корреляционный анализ показал значимую связь профессиональной успешности и рефлексивности тренеров, что в целом согласуется с результатами подобных исследований, выполненных в ряде других сфер деятельности. В работе не нашла подтверждения относительно привычная в психологических исследованиях точка зрения о взаимосвязи успешности деятельности и интернальности личности. Это вызвало у авторов ряд новых предположений о характере взаимодействия успешных тренеров с их воспитанниками, стиле руководства, свойствах личности.

Итоги исследования, в целом, вызывают дополнительные вопросы, касающиеся индивидуально-психологических особенностей респондентов и позволяют наметить новые направления исследований по анализируемой проблематике.

На современном этапе развития спортивной психологии имеет­ся значительное количество публикаций отечественных и зарубежных специалистов, так или иначе затрагива­ющих психологические аспекты спор­тивной деятельности. С возрастанием популярности спорта и, в то же время, уровня стрессогенности и неопреде­ленности в этой сфере растут и требо­вания, предъявляемые к его основным субъектам: уровню компетентности, ка­честву выполнения профессиональных функций, способности к совершенст­вованию собственных ресурсов и, в це­лом, к характеристикам, определяющим конкурентоспособность и успешность деятельности. Интерес к успешным спе­циалистам – тренерам, способным приве­сти спортсменов и спортивные команды к мировым рекордам, в настоящее время вышел на уровень национальной идеи. Победа отдельного спортсмена или ко­манды – это победа всего государства. Соответственно, спрос на эффективных тренеров неуклонно растет.

В психологии и смежных областях науки проводятся фундаментальные и прикладные исследования факторов, обусловливающих эффективность про­фессиональной деятельности специа­листов различных сфер деятельности: индивидуально-психологических осо­бенностей и профессионально-важных качеств личности, мотивации и уровня притязаний, психологических ресурсов саморегуляции функционального состо­яния, объективных условий деятельности, рефлексивных механизмов и пр. (Теплов, 1961; Климов, 2003; Карпов, 2004; Бодров, 1999; Гущина, 2007; Ивашкин, 2007). Сре­ди этих факторов особое место занима­ют рефлексивные процессы как один из эффективных инструментов повышения продуктивности деятельности специали­стов (Карпов, 2003; Неруш, 2006; Казарян, 2001; Ангеловская, 2006; Жуков, Журав­лев, Павлова, 2008). Ряд отечественных и зарубежных исследований посвящен проблемам рефлексии в педагогической деятельности. Так, обнаружена связь меж­ду уровнем сформированности рефлексивных умений и их практическим использованием с успешностью профес­сиональной педагогической деятельнос­ти учителей (Аверина, 2013; Романова, 2012; Bain, Ballantyne, Packer, Mills,1999; Giovannelli, 2003). Исследовалось зна­чение рефлексивных процессов для по­вышения эффективности деятельности представителей других профессий (уче­ных, психологов, библиотекарей, водите­лей и др.). Однако имеется крайне мало подобных работ, выполненных в сфере спорта. Поэтому изучение рефлексивных процессов в контексте профессиональ­ной деятельности спортивного тренера, предпринятое в рамках настоящей рабо­ты, является актуальной задачей в психо­логии спорта, связанной с поиском усло­вий профессионального роста тренеров.

Проблема профессиональной успешности

Эта проблема изучается многими на­учными дисциплинами (социологией, философией, психологией) и является междисциплинарной. Успешность рас­сматривается как одна из базовых по­требностей субъекта, стимул поступков и поведения. Она выступает в качестве оценки и самооценки эффективности жизни и деятельности. В понятие успеш­ности включаются такие аспекты, как социально-экономический статус лич­ности, внутренние ресурсы и внешние ус­ловия достижения успешности, включен­ность в профессиональную деятельность и результат деятельности, социализация индивида, удовлетворенность жизнью (Железняк, Кашкаров, Кравцевич, 2005; Ивашкин, 2007; Романова, 2012). Факто­ры, влияющие на успешность профессиональной деятельности, исследовались в работах Б.Г. Ананьева, С.А. Дружилова, Е.А. Климова, Б.М. Теплова, У. Джеймса, Д. Сьюпера, Д. Холла и других, однако проблематику все еще нельзя считать разработанной.

Е.А. Климов определил профессио­нальную успешность как характеристику профессиональной деятельности, вклю­чающую внешнюю оценку значимыми людьми результата, достигнутого в ходе профессиональной деятельности, и вну­треннюю оценку, связанную с анализом собственной успешности и предполагаю­щую удовлетворенность процессом и ре­зультатами профессиональной деятель­ности (Климов, 2004).

А.Н. Елизаров и М.Н. Болдинова, ис­следовавшие социальные и психологи­ческие критерии успешности педагоги­ческой деятельности, также выделяли внешние и внутренние критерии оценки этого феномена. Они пишут, что внеш­ние критерии выражают обществен­ную (социальную) оценку, они легко ре­гистрируются, понятны большинству людей. Внутренние критерии являются инструментом процесса саморегуляции. В профессиональной педагогической дея­тельности внешними критериями успеш­ности, по мнению авторов, являются «наличие или отсутствие результата дея­тельности, качество того, что делает че­ловек, скорость и безошибочность труда, результативность взаимодействия с колле­гами, вклад в развитие науки, значимость деятельности для других людей, долж­ностное продвижение и уровень занима­емой должности в иерархии организации, величина материального вознагражде­ния за труд, наличие, количество и каче­ство наград» (Елизаров, Болдинова, 2013, С.100). Заметим, что одной из важнейших особенностей профессии тренера являет­ся ее педагогический характер, соответ­ственно, выделенные авторами критерии успешности педагогов вполне можно от­нести и к тренерской деятельности.

Исследователями сферы спорта также предпринимались попытки разработать критерии оценки успешности тренера. Так, В. Параносич и Л. Лазаревич показы­вают, что эффективными являются тре­неры, максимально включенные в разные формы взаимодействия со спортсмена­ми и ориентированные на совместную работу (Параносич, Лазаревич, 1977). А.Н. Николаев выделяет четыре продук­та (эффекта) деятельности спортивного тренера как совокупность ожиданий его учеников и общества в целом:

  • образовательный эффект, означа­ющий наличие у спортсменов уме­ний выполнять естественные дейст­вия (бегать, прыгать, плавать, метать) и знаний спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности;

  • оздоровительный эффект, подразуме­вающий улучшение здоровья, внешне­го вида, повышение функциональных возможностей, общей работоспособ­ности и развитие двигательных ка­честв учеников;

  • соревновательный эффект как повы­шение уровня соревновательных до­стижений спортсменов;

  • воспитательный эффект деятельнос­ти, проявляющийся в сформирован­ности у спортсменов положительных свойств личности.

Выделенные «совокупности ожида­ний», по мнению автора, и являются при­знаками успешности профессиональной деятельности тренера в области спор­та. «Если тренер, например, соответствуя ожиданиям учеников (или их родителей), формирует у них жизненно важные каче­ства, есть все основания считать его де­ятельность успешной в воспитательном плане. Если он, соответствуя ожиданиям руководителей, подготовил спортсменов высокого уровня, его деятельность мож­но считать успешной в реализации со­ревновательной функции спорта» (Нико­лаев, 2003, С.32).

Дж.Л. Фрост, проанализировав ряд ис­следований, в которых изучался фено­мен успешности тренера, выделил такие определяющие ее особенности деятель­ности, как качество планирования и про­ведения тренировок, взаимодействий со спортсменами, совершенствование спор­тивных навыков у спортсменов, рабо­та с мотивацией подопечных, владение глубокими знаниями о своем виде спор­та (Frost, 2012). Рассмотрим выделенные особенности деятельности подробнее.

Под качеством планирования и про­ведения тренировок, взаимодействий со спортсменами следует понимать само со­держание тренировочных занятий, специ­фику передачи знаний ученикам, обучение необходимым спортивным навыкам и их совершенствование, продолжительность и частоту тренировок, объем на­грузки. В любом виде спорта мастерство атлета зависит от его базовых спортив­ных навыков. Эффективность работы тре­нера подразумевает умение их развивать, грамотно использовать сильные стороны спортсмена и компенсировать слабые.

Процессы коммуникации также игра­ют важную роль в повышении результа­тивности работы тренера и спортсменов. Как утверждает Фрост, сама манера пере­дачи информации от тренера ученикам может влиять как на исход определенно­го соревнования, так и целого сезона игр, поскольку в спортивной среде сущест­вуют свои особенности взаимодействий тренера и спортсмена – они могут по­нять настроение и состояния друг друга просто наблюдая за манерами и жестами друг друга (Frost, 2012).

Способность мотивировать спортсме­на играет важнейшую роль в работе тренера. Исключительную значимость имеет умение обращаться к ресурсам внутрен­ней мотивации спортсмена, хотя этому может препятствовать недостаток методи­ческого инструментария, основанного на современных исследованиях спортивной мотивации и мотивации достиженческой деятельности, и недостаток необходимых знаний в данной области у тренера.

Тренер, владеющий большим объе­мом информации о своем спорте, имеет несомненно большие возможности по­вышения эффективности своей деятель­ности. Такие знания аккумулируются вместе с накоплением профессионального опыта. Они являются также результатом чтения специальной литературы, уча­стия в научных конференциях, получе­ния дополнительного образования и т.д. Владение качественными знаниями об особенностях вида спорта способствует принятию верных решений при выпол­нении профессиональных функций, гра­мотному распределению нагрузки спор­тсменов (Frost, 2012).

Опираясь на рассуждения вышеупо­мянутых специалистов и информацию, полученную в ходе беседы с нашими респондентами, мы выявили критерий успешности тренера, которым далее оперировали в нашей работе. Им выступил максимальный уровень результативности спортсменов, воспитанных тренерами. Таким образом, под профессиональной успешностью тренера в данной работе мы понимаем характеристику профес­сиональной деятельности, отражающую внешнюю оценку результата, а имен­но, максимальный уровень достижений спортсмена. Данный критерий выделен на основе ответов респондентов на во­просы, касающиеся важнейших качеств успешного тренера, критериев успешно­сти и уровня достижений их воспитанников. Основным критерием успешности 100% респондентов назвали результатив­ность их спортсменов, также они были единодушны во мнении, что тренер успе­шен, если его подопечные занимают при­зовые места в значимых соревнованиях.

Утверждения тренеров о том, что они связывают свою успешность с внешни­ми факторами, в частности, с результа­тивностью спортсмена, явились осно­вой дополнительной гипотезы нашего исследования. Учитывая специфику про­фессиональной деятельности тренера, мы предположили, что у наиболее эф­фективных тренеров наблюдается внеш­ний локус контроля, поскольку их успешность находится в прямой зависимости от уровня достижений воспитанников. При взаимодействии со спортсменом тренер может влиять на объективные факторы: проработку технических эле­ментов, вопросы, связанные с подготов­кой к соревнованиям, функциональное состояние спортсмена в течение сорев­новательного сезона, силовую подготов­ку спортсменов и др. Однако существу­ют факторы, на которые тренер не имеет влияния, в частности, личностные качества или личные обстоятельства спор­тсмена. Тем самым, профессиональная успешность тренера находится в зависи­мости не только от собственных усилий, но и от стараний и индивидуальных осо­бенностей его учеников.

Согласно Дж. Роттеру, автору поня­тия локуса контроля, свойство лично­сти приписывать свои успехи или неуда­чи внутренним либо внешним факторам, может определять способности к достижениям в той или иной сфере деятель­ности. Им выделены соответственно две крайние позиции локуса контроля – экс­тернальный и интернальный. В психоло­гической литературе представлено боль­шое число исследований, посвященных взаимосвязи локуса контроля личности и особенностей характера, поведения и убедительно доказывающих влияние вну­тренних факторов на эффективность де­ятельности человека (Гущина, 2007; Коню­хова, 2007; Матвеев, 2005; Lee-Kelley, 2006). Однако существует и ряд исследований, в которых результаты не так однозначны, и экстернальность раскрывается как зна­чимый фактор успешности. Например, в статье К. April, В. Dharani и В. Peters от­мечается, что, вопреки большому числу научных публикаций, доказывающих, что интернальный локус контроля является важнейшей предпосылкой успешности и лидерства, результаты их исследования убедительно демонстрируют связь объек­тивного карьерного успеха с экстерналь­ным локусом контроля у управленцев. В работе контролировались связи локуса контроля респондентов с их уровнем ма­териальных доходов и занимаемой долж­ностью, в результате чего обнаружено, что экстернально ориентированные участ­ники исследования имеют более высокие материальные доходы и должностной ста­тус. Не претендуя на окончательность выводов, авторы обосновывают результаты своего исследования тем, что повышен­ное чувство ответственности, недостаток гибкости и доверия к окружающим могут приводить к стрессовым состояниям, низ­кой производительности труда, отказу от инноваций, неспособности использовать сильные стороны других людей для собст­венного профессионального роста. Кроме того, как отмечают эти авторы, современ­ные социально-экономические условия в мире все чаще признают важность сопри­частности и сообщества, которые и по­зволяют использовать внешние силы для повышения собственной эффективности (April, Dharani, Peters, 2011).

Профессиональная рефлексия

Возникновение понятия рефлексии связано с именем Дж. Локка, впервые применившим это понятие в философии и понимавшим под ним способность че­ловека познавать свою умственную дея­тельность – подобно тому, как он позна­ет предметы внешнего мира. Со времен Локка представления о рефлексии актив­но развивались и включались в различ­ные междисциплинарные исследования, в том числе и в психологические. Так, понятие рефлексии получило дальней­шее развитие в работах У. Джеймса, выде­лившего Я-познающее и Я-познаваемое. Среди отечественных психологов следу­ет отметить работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Вы­готского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Знакова, которые рассматривали понятие реф­лексии как значимый принцип развития самосознания индивида. Благодаря фе­номену рефлексии, согласно В.В. Знако­ву, человеку становится доступно объяс­нение «своих мыслей и чувств, мотивов поведения; умение обнаруживать смысл поступков; способность отвечать на при­чинные вопросы о своем характере, ми­ровоззрении, отношении к себе и другим людям, а также о том, как они понимают его» (Цит. по: Леонтьев, 2011, С.124).

А.В. Карпов выделяет разновидности рефлексии: «Рефлексия является такой синтетической психической реальностью, которая может выступать (и реально вы­ступает) и как психический процесс, и как психическое свойство, и как психическое состояние одновременно, но не сводится ни к одному из них». Рефлексия рассма­тривается им «как важнейшая регулятивная составляющая личности, позволяющая ей сознательно выстраивать свою жизнедея­тельность» (Карпов, 2003, С.48).

В работах С.Ю. Степанова и И.Н. Семе­нова феномен рефлексии представлен как механизм анализа субъектом содержания своего сознания, деятельности, общения. Ими выделены четыре типа рефлексии: коммуникативная, кооперативная, лич­ностная и интеллектуальная. Коммуникативная рефлексия является важной состав­ляющей продуктивного межличностного общения и способствует формированию адекватного представления о другом че­ловеке, а также собственного осознания того, как он воспринимается партнером по общению (Степанов, Семенов, 1982). Кооперативная рефлексия обеспечивает согласованную совместную деятельность. Личностная рефлексия дает возможность понять свой внутренний мир. Суть интел­лектуальной рефлексии заключается в пе­реосмыслении и соотнесении собствен­ных действий и предметной ситуации, а также преобразовании исходного обра­за объекта в более адекватный на основе новой информации о нем (Степанов, Се­менов, 1982).

Согласно Б.З. Вульфову, который впер­вые ввел понятие профессиональной рефлексии, оно означает соотношение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия (Вульфов, 1997). А.В. Карпов дает описание профес­сиональной рефлексии с точки зрения современной психологии труда и про­фессионального развития, определяя ее как центральное профессионально важ­ное качество личности, от которого за­висит успешность овладения человеком профессией (Карпов, 2004). Е.А. Климов отмечает, что в английском языке есть четкое различие между понятиями «про­фессия» и «занятие», и развитие профес­сиональной рефлексии указывает на пе­реход субъекта от занятия (occupation) к профессии (profession), потому что профессия тесно соотносится с саморе­ализацией, а не только является источни­ком существования. Профессиональная рефлексия повышает социальный статус, оптимизирует состав профессионально­го сообщества (Климов, 2003). Продол­жение этой мысли находим в работах В.П. Казарян, Л.С. Московчука, М.В. Рома­новой. Они пишут, что профессиональ­ная рефлексия отражает профессию не как сумму необходимых операций, дей­ствий, качеств, а как целостную систе­му, и, чем больше человек осознает свою причастность к профессиональной сре­де, соотносит себя с требованиями из­бранной профессии, тем шире и полнее профессиональная рефлексия (Казарян, 2001; Московчук, 2012; Романова, 2012).

Краткий психологический словарь представляет профессиональную реф­лексию как осознание человеком своих профессиональных притязаний, форми­рующихся навыков и способностей, развивающихся в работе знаний и умений. Рефлексия профессиональная, наряду с другими ее типами – интеллектуальной и личностной, образует целостное пред­ставление личности о себе – своих каче­ствах, физических и интеллектуальных перспективах, значимых социальных ро­лях и функциях, ценностных ориента­циях и целях, профессиональных спо­собностях (Краткий психологический словарь, 1999).

Описывая рефлексивный опыт дея­тельности тренера в спорте, А.В. Вощинин подчеркивает, что при этом «происходит осмысление и переосмысление средств, способов и личностных оснований про­фессиональной деятельности, происхо­дит формирование эффективной рефлек­сивной позиции тренера» и, как следствие, рефлексивный опыт способствует по­строению эффективного взаимодействия в процессе решения профессиональных задач (Вощинин, 2012, С.72).

В ряде исследований зарубежных специалистов по спортивной тренер­ской деятельности изучается потенци­ально значительное влияние рефлексии на деятельность тренера. Они оценивают рефлексию как эффективный способ его профессионального развития, поло­жительно влияющий на развитие тре­нерских знаний (Irwin, Hanton, Kerwin, 2004), на понимание им соотноше­ния между теорией и практикой спорта (Douglas, Carless, 2008), на решение про­блем неопределенностей в спортивной практике и задач, связанных с обучени­ем спортсменов (Jones, Wallace, 2005). Мы считаем последние работы имеющими особое значение для нашего исследова­ния, поскольку они выполнены в спор­тивной сфере, и именно в них находится подтверждение интересующей нас связи профессиональной эффективности тре­нера с их рефлексивностью.

В выше приведенных проанализиро­ванных источниках трудно найти еди­ную, интегральную систему взглядов на профессиональную рефлексию и ее об­щепринятое универсальное определение. Обобщая представленные дефиниции данного понятия, мы попытались вывес­ти общее определение, на которое могли бы опираться в нашем исследовании. Мы считаем, что профессиональная рефлек­сия – это трехэтапный процесс, направ­ленный, во-первых, на анализ собствен­ной деятельности с учетом поставленных целей, своих способностей, потребностей и требований профессиональной сре­ды, во-вторых, на оценку качества и объ­ема выполненной работы, и, в-третьих, на поиск новых, более эффективных моде­лей поведения (деятельности). Отметим, что данное определение не претендует на универсальность и выделяет лишь определенные грани феномена профессиональ­ной рефлексии, соответствующие контек­сту и цели настоящего исследования.

Исследование

Целью нашего исследования являлось выявление взаимосвязи профессиональ­ной рефлексии и успешности спортив­ного тренера. В соответствии с этой це­лью решались следующие задачи:

  1. Теоретический анализ опубликован­ной литературы по теме исследова­ния.

  2. Изучение и уточнение конструк­тов «профессиональная успешность» и «профессиональная рефлексия».

  3. Анализ критериев, применяемых для оценки профессиональной успешно­сти тренеров, и обоснование выбора результирующего критерия.

  4. Определение уровня профессиональ­ной рефлексии у тренеров.

  5. Установление взаимосвязи между про­фессиональной успешностью и про­фессиональной рефлексией у трене­ров.

В качестве гипотез были выдвину­ты следующие. Основная – для профес­сионально успешных тренеров разных спортивных специализаций характерен высокий уровень профессиональной рефлексии. Дополнительная – професси­ональная успешность тренеров связана с проявлением у них экстернального ло­куса контроля.

В состав выборки вошли 25 професси­ональных спортивных тренеров в возра­сте от 24 до 83 лет и со стажем професси­ональной тренерской деятельности от 3 до 52 лет, из них 18 мужчин и 7 женщин.

В исследовании использованы следу­ющие методики:

  1. Беседа, в процессе которой респон­дентам задавались вопросы: «Какого тренера, по вашему мнению, можно назвать успешным?», «Как вы считае­те, каковы критерии успешности тренера?», «Каков максимальный уровень достижения у ваших воспитанников?»

  2. «Психометрическая методика диагно­стики индивидуальной меры выражен­ности свойства рефлексивности А.В. Карпова». Данная методика представ­ляет собой опросник, предназначен­ный для измерения степени развития рефлексивности в рамках специальностей типа «человек-человек». Автор указывает, что «рефлексивность может быть рассмотрена как количественно измеримый аргумент при поиске и вы­явлении новых функциональных зависимостей и связей. Например, воз­никает возможность для выявления закономерных связей между рефлек­сивностью и результативными параметрами деятельности» (Карпов, 2003, С.49). Таким образом, следуя логике рассуждений автора о том, что уро­вень рефлексивности личности зада­ет диапазон выраженности професси­ональной рефлексии в деятельности, мы считаем возможным использова­ние данной методики для определения уровня профессиональной рефлексии спортивного тренера.

  3. Методика «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер, в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда, 1984). Методика позволяет измерить локус контроля в различных сферах жизнедеятельности. В данной методи­ке наибольшую важность для нас пред­ставляла шкала общей интернально­сти (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над значимы­ми ситуациями (интернальный контроль: большинство жизненных до­стижений – это результат собственных действий). Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля (экстерналь­ный контроль: большинство событий жизни является результатом случая или действия других людей). В нашей работе эта информация важна для про­верки дополнительной гипотезы о вза­имосвязи успешности тренера с уров­нем его субъективного контроля.

Процедура исследования. По предвари­тельной договоренности с каждым из ре­спондентов состоялась встреча, во время которой проводилась беседа и заполне­ние методик. Анализ бесед выявил едино­душие респондентов в том, что показате­лем успешности тренеров разных видов спорта является, прежде всего, результа­тивность спортсмена, что тождественно одному из основных критериев успешно­сти, выделенных в изученной литературе. На основании полученной информации выявлено 4 уровня достижений спортсме­нов – подопечных наших респондентов:

  1. победители Первенства Москвы;

  2. победители Первенства России;

  3. победители Чемпионата Европы;

  4. победители Чемпионата мира.

Тренеры – участники нашего исследо­вания являются представителями шести видов спорта: спортивная гимнастика (72%), бокс (4%), шахматы (4%), греко- римская борьба (8%), фехтование (8%), стрельба из лука (4%). По уровню дости­жений их учеников: 1 уровень составил 36% от общей выборки, 2 уровень – 44%, 3 уровень – 4%, 4 уровень –16%.

Для анализа данных использовалась статистическая программа SPSS-21, про­веден корреляционный анализ основных параметров.

Описание и обсуждение полученных результатов

Для проверки основной гипотезы о взаимосвязи профессиональной рефлек­сии и успешности деятельности рассчи­тан коэффициент корреляции r-Спирме­на между рядами чисел, описывающими уровни профессиональной рефлексии и успешности деятельности респондентов. В результате получен коэффициент кор­реляции r=0,64 (р=0,01), что указывает на умеренную положительную и значимую степень взаимосвязи исследуемых переменных. Результаты отражены в таблице 1.

Табл. 1. Результаты корреляционного анализа успешности деятельности, профессиональной рефлексии и уровня субъективного контроля тренеров

Коэффициент корреляции Спирмена (R)

 

 

Успешность тренеров

Индивидуальная мера вы­раженности рефлексии

Уровень субъективного контроля (Ио)

Успешность тренеров

Коэф. корреляции

1,000

0,643**

-0,547*

Знач. (двухсторонняя)

.

0,01

0,05

N

25

25

25

Индивидуальная мера выраженности рефлексии

Коэф. корреляции

0,643**

1,000

-0,178

Знач. (двухсторонняя)

0,01

.

0,398

N

25

25

25

Уровень субъектив­ного контроля (Ио)

Коэф. корреляции

-0,547*

-0,178

1,000

Знач. (двухсторонняя)

0,05

0,398

.

N

25

25

25

** Корреляция значима на уровне 0,01(двухсторонняя)

*Корреляция значима на уровне 0,05(двухсторонняя)

Положительная корреляция уровня успешности и меры выраженности реф­лексии тренера может означать, что ре­гулярное и критическое осмысление тренером результатов собственных дей­ствий в соотношении с требованиями профессиональной среды, анализ своих и чужих ошибок, индивидуальных и кол­лективных причин побед и поражений приводит к новому и более глубокому пониманию складывающихся ситуаций, обнаружению новых путей решения за­дач и улучшению качества работы. Таким образом тренер познает свои возможно­сти, сильные и слабые стороны, развива­ется как профессионал.

Несмотря на то, что основная гипо­теза о взаимосвязи двух исследуемых параметров подтвердилась, стоит отме­тить такой важный содержательный мо­мент, вытекающий из установленной тесной взаимосвязи: нельзя однозначно утверждать, что высокий уровень выраженности рефлексии всегда определяет соответствующий высокий уровень профессиональной успешности специали­ста. В связи с этим возникают вопросы, касающиеся возраста, профессиональ­ного стажа и других индивидуальных свойств успешных тренеров, особенно­стей процесса осознания ими собствен­ных действий и опыта при принятии и реализации решений.

Согласно таблице 1, также наблюдает­ся умеренная отрицательная корреляция между успешностью тренера и общей интернальностью при среднем уровне значимости, что можно интерпретиро­вать следующим образом. Чем профес­сионально успешнее тренер, тем силь­нее у него проявления внешнего локуса контроля, и тем чаще он склонен счи­тать, что значимые события (спортив­ные достижения) – это результат не толь­ко собственных усилий, но и действий других людей, прежде всего, спортсме­нов. Это подтверждает дополнительную гипотезу нашего исследования. Вероят­но, такие выводы могут быть связаны со стремлением тренеров к сотрудничест­ву, разделению Знаков ответственности, чувствами сопричастности и доверия к подопечным. Следовательно, эти выво­ды имеют непосредственное отношение к индивидуально-личностным характе­ристикам и стилю руководства тренеров, что может быть темой дальнейших ис­следований по данной проблеме.

По итогам этой части исследования можно предполагать также следующее. Осознание того, что победа или пораже­ние – это результат совместных усилий тренера и спортсменов, приводит к тому, что тренеры с внешним локусом контр­оля (осознанно или нет) транслируют своим спортсменам мысль о том, что они сами, прежде всего, ответственны за свои результаты. При этом такие тренеры, де­легируя обязательства за процесс подго­товки и выступления на соревнованиях ученикам, усиливают их вовлеченность в достижение результата. В этом случае тренерам можно приписывать демокра­тичный стиль управления. У таких руко­водителей ученики готовы брать на себя ответственность, больше полагаться на себя, и, в итоге, могут быть более резуль­тативны. Очевидно, более детальное объ­яснение данного феномена требует дополнительных исследований.

Результаты этой части исследования согласуются и с выводами К. April и его коллег относительно выявленной связи объективного карьерного успеха с экс­тернальным локусом контроля у управленцев.

Мы также изучали взаимосвязи меж­ду профессиональной успешностью и уровнем субъективного контроля у тре­нера по другим шкалам интернальности (в области достижения, межличностных и производственных отношений). Одна­ко значимых связей не выявлено.

Заключение

Рефлексивность является одним из важных факторов успешности професси­ональной деятельности тренеров. Резуль­таты нашего исследования подтверждают существование значимой положитель­ной взаимосвязи между данными фено­менами. Часто встречающееся в психологических исследованиях положение о прямой значимой связи успешности дея­тельности и интернальности личности в нашей работе не нашло подтверждения. В качестве приоритетных направлений будущих исследований по проблемати­ке данной работы можно выделить из­учение взаимосвязи профессиональной рефлексии с типом руководства и лич­ностными качествами тренеров, иссле­дование способов повышения уровня профессиональной рефлексии и разра­ботку специальных тренингов для реше­ния этой задачи.

Работа выполнена в рамках проекта РГНФ №15-06-10294

Литература:

Аверина М.Н., Воронин А.В. Структура общепрофессиональных умений педагога: рефлексивный компонент // Ярославский педагогический вестник – 2013. –№ 2. – Т. II. – С. 113–119.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Санкт-Петербург : Питер, 2001.

Ангеловская С.К. Психолого-педагогические основы рефлексивного управления самообразованием учащихся // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2006. – Вып. 7. – Т. 2. – № 3 (58). – С. 43–46.

Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. – 1984. – Т. 5. – № 3. – С. 152–162.

Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности // Психология XXI века : учебник для вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – Москва : ПЕР СЭ, 2003. – С. 801–844.

Вощинин А.В. Метод рефлексивной референции (означения) актуального опыта деятельности тренера // Спортивный психолог. – 2012. – № 2. – С. 67–72.

Вульфов Б.З. Рефлексия: учить, управляя // Мир образования. – Москва, 1997. – С. 63–65.

Гущина E.H. Психолого-акмеологические условия и факторы эффективности профессиональной деятельности психолога внутренних дел : дис. … докт. психол. наук. – Москва, 2007.

Дружилов С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. – 2004. – № 3. – С. 200–208.

Елизаров А.Н., Болдинова М.Н. Социальные и психологические критерии успешности деятельности как проблема позитивной психологии // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». – 2013. – № 3. – С. 95–106.

Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А., Кравцевич И.П. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. – Москва : Академия, 2005.

Жуков Ю.М., Журавлев A.B., Павлова E.H. Технологии командообразования: учеб. пособие для студентов ВУЗов. – Москва: Аспект Пресс, 2008.

Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – № 1. – С. 18–28.

Ивашкин А.Г. Психологические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя : автореферат. дис. … докт. психол. наук. – Ставрополь, 2007.

Казарян В.П. Современные проблемы управления и рефлексивные процессы // Рефлексивные процессы и управление / под ред. А.В. Бушлинского и В.Е. Лепского. – Москва : Институт психологии РАН, 2001.

Карпов А.В. Психология труда. – Москва : ВЛАДОС-Пресс, 2004.

Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. – 2003. – № 5. – С. 45–47.

Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) : учеб. пособие. – Москва : Флинта, 2003.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Москва : Академия, 2004.

Конюхова Е.Т. Установки личности в профессиональной деятельности. – Новокузнецк, 2007.

Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов на Дону : Феникс, 1999.

Леонтьев Д.А. Личностный потенциал человека: структура и диагностика. – Москва : Смысл, 2011.

Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Рефлексивность как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. – Москва : Смысл, 2011. – С. 360–381.

Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. – Санкт-Петербург : Лань, 2005.

Московчук Л.С. Профессиональная рефлексия в библиотечном деле: теоретико-методологический анализ // Библиосфера. – 2012. – № 2. – С. 75–81.

Неруш Т.Г. К вопросу о профессиональной рефлексии психолога // Психология и экономика. – 2006. – № 5. – С. 83–89.

Николаев А.Н. Успешность деятельности тренера // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 12. – С. 29–33.

Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы (советы тренеру) / пер. с серб. В.М. Полиевктова. – Москва : Физкультура и спорт, 1977.

Романова М.В. Проблема профессионального становления студентов педагогов-психологов // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – Т. 14. – № 2. – С. 157–160.

Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. – № 3. – С. 31–40.

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – Москва, 1961.

April, K., Dharani, B. & Peters, B. (2011) Leader Career Success & Locus of Control Expectancy. Academy of Taiwan Business Management Review. vol. 7, 3, 28–40.

Bain, J. D., Ballantyne, R., Packer, J., & Mills, C. (1999). Using journal writing to enhance student teachers’ reflectivity during field experience placements. Teachers & Teaching. 5, 51. doi: 10.1080/1354060990050104

Douglas, K., & Carless, D. (2008). Using stories in coach education. International Journal of Sports Science and Coaching. 3(1), 33–49. doi: 10.1260/174795408784089342

Frost, J.L. (2012). Characteristics Contributing to the Success of a Sports Coach. United States Sports Academy. American’s Sports University. 15.

Irvin, G., Hanton, S., & Kerwin, D (2004). Reflective practice and the origins of elite coaching knowledge. Reflective practice. 5, 426–442.

Jones, R., & Wallace, M. (2005). Another bad day at the training ground: Coping with ambiguity in the coaching context. Sport, Education & Society. 10, 119–134. doi: 10.1080/1357332052000308792

Lee-Kelley, L. (2006). Locus of control and attitudes to working in virtual teams. International Journal of Project Management. 24, 234–243. doi: 10.1016/j.ijproman.2006.01.003
Для цитирования статьи:

Сагова З.А., Каптурова В.М.Профессиональная рефлексия как фактор успешности тренера в спорте. // Национальный психологический журнал. 2017. № 2. c.26-34. doi: 10.11621/npj.2017.0204

Скопировано в буфер обмена

Скопировать