ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Темпоральность трудовой деятельности

Темпоральность трудовой деятельности

Скачать в формате PDF

Страницы: 87-91

Ключевые слова: трудовая деятельность; синхронизация; длительность; временной синтез

Для цитирования статьи:

Стрелков Ю.К. Темпоральность трудовой деятельности. // Национальный психологический журнал 2010. № 2. c.87-91.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2010

Стрелков Юрий Константинович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Синхронизация выполнения двойных задач, длительность ожидания события и переживание настоящего, умственная сознательная работа при подготовке к деятельности и анализе результатов, телесные движения и изменения в окружающем мире — учет таких временных категорий позволяет психологу построить точное описание трудовой деятельности человека в различных видах транспорта и наметить методы формирования профессионального мастерства специалистов.

Категория «темпоральности» пред­полагает использование понятий «длительность», «синхронизация» и «временной синтез», но для того что­бы говорить о «темпоральности деятельности», необходимо выделить их основные признаки. Психология не должна отставать от реальности, «пле­стись у нее в хвосте». При этом необ­ходимо понимать, что «синхронизация как акт практики» отличается от абст­рактного понятия синхронизации. И то, и другое мы попытаемся рассмот­реть в русле деятельностного подхода.

Синхронизация

За счет чего возможна синхрониза­ция? Как субъект может синхронизо­ваться с процессами, происходящими в окружающем его мире? Можно ли дать ответ на этот вопрос в рамках деятельностного подхода? Содержатся ли в нем ответы на возможные прак­тические вопросы, возникающие в процессе изучения деятельности чело­века в экстремальных пространствен­но-временных условиях? Содержит ли сама категория «деятельность» темпо­ральный потенциал синхронизации?

Синхронизация обеспечивается способностью субъекта оценивать и «держать» ритм. Здесь следует разли­чать несколько уровней психической регуляции синхронизации, где про­цесс «удерживания ритма» мысленно можно поместить на нижнем уровне, поскольку на верхнем мы размещаем смысл самого процесса. При этом син­хронизация возможна только тогда, когда в понятийной ткани теории со­держится концепт синхронизации, тогда теория может описать деятель­ность субъекта, которая синхронизи­руется с другой его деятельностью или деятельностью других людей.

Приведем пример. Хоккеист уда­ляется из игры и остается на штраф­ной скамье несколько минут, затем вновь выходит на площадку. Он дол­жен синхронизовать свои действия с действиями своей и чужой команд. Как может психологическая теория способствовать этой синхронизации? Опираясь на схему Расмуссена (1994), отвечаем: синхронизация идет сразу в нескольких слоях психической ре­гуляции активности субъекта. На тре­нировках создаются и оттачиваются сенсомоторные паттерны, а в обуче­нии формируются знания и умения. Заставляя игроков решать типовые задачи, тренер формирует у них не­обходимые схемы действий и мысли­тельных процессов. Все это должно сработать в ходе игры и через неко­торый промежуток времени после тренировки.

Следовательно, в структурах каж­дого слоя регуляции должна быть не­которая устойчивость, регуляторные функциональные системы должны обладать сохраняемостью и воспроизводимостью, которые соотносимы с «длительностью» выполняемых процессов. С.Г. Геллерштейн (1958) с кол­легами учил спортсменов ускорять и задерживать предельно быстрые дви­жения на предельно короткие мгно­вения (которые определялись как промежутки времени), что способ­ствовало решению задач по синхро­низации в ходе спортивной деятель­ности. А.Б. Леонова и А.С. Кузнецова (2007) в ходе упражнений по обучению психосоматической регуляции фор­мируют способность человека изме­нять свое состояние, что позволяет ему решать повседневные производ­ственные (временные) задачи. Ведь синхронизацию может систематически обеспечивать только здоровый организм, здоровая психика и целос­тная сохранная система деятельности, личности, профессионального опыта.

Это — условия синхронизации, но что еще необходимо для ее осуществ­ления? Как возможна временная син­хронизация на уровне группы, орга­низации? Как люди овладевают этим процессом?

От действующей системы, от фор­мы, в которую облекается ее функци­онирование, уходят следы в прошлое, но она (действующая система) проры­вается и в будущее.

В ходе тренировок мы снабжаем человека отдельными приемами, ко­торые отрабатываем в упражнениях по отдельности, но мы должны научить человека включать приемы в целое без задержки, при этом вовремя, выдер­жав нужный временной интервал и подготовившись. Для этого мы долж­ны знать процесс и деятельность, роль человека в процессе, знать допусти­мые пределы опережений и опозданий на разных этапах.

Так учат хоккеиста, волейболиста, баскетболиста. Спортсмен должен уметь войти в игровую ситуацию за время спокойного перехода, вклю­читься в нее, сориентировавшись на месте, на площадке, на поле. Спортсмена-стайера учат обгонять соперника, выходя из ритма, навязываемого тем, кто идет впереди, но как удержать позицию, оказавшись впереди? Для этого тоже есть особые приемы, пре­пятствующие обгону.

Рассмотрим пример из транспорт­ной психологии. Штурман ночью вы­звал на мостик капитана. Как ему бы­стро понять смысл возникшей ситуа­ции и приступить к действиям? Здесь есть ограничения, определяющиеся состоянием капитана (М.И. Суслин), что создает временные проблемы и становится препятствием при реше­нии задач судовождения.

Так же остро стоит вопрос о син­хронизации у капитана воздушного судна после короткого сна в своем кресле или у штурмана, который по необходимости должен покинуть ка­бину во время вахты. Синхронизация происходит при участии множества уровней и механизмов, посредством временного синтеза памяти, внимания и антиципации, посредством времен­ной формы и структур профессио­нального опыта. Сознание и воля про­фессионала функционируют, обеспе­чивая необходимую концентрацию внимания, чтобы работник мог зани­маться только одной задачей, ни на что постороннее не отвлекаясь.

Пример из работы В.В. Ершова (2007). На последних этапах захода са­молета на посадку в сложных метео­условиях при низкой облачности, как правило, возникает проблема распре­деления рабочих функций между пер­вым и вторым пилотом. Эта проблема обусловлена ограниченным набором функций второго пилота, необходимо­стью его концентрации на показани­ях одного — двух приборов при стро­гом запрете: «Нельзя смотреть в окно и искать глазами землю!», его предельной готовностью к выполнению точ­но определенных действий.

Пример из деятельности музыкан­та, исполняющего фортепьянный кон­церт. В промежутках, когда играет ор­кестр, а пианист сидит, опустив руки на колени, он, по образному выраже­нию музыкантов, не расслабляется, а «продолжает играть» (Н.К. Баклано­ва). Несомненно, что, если он дей­ствительно «играет» в ходе паузы, он делает это, не используя инструмент. Эта его особая «игра» не слышна зри­телям и музыкантам в оркестре, она не влияет на исполнение оркестра и работу дирижера. В этом своеобразном участии, среди прочего, представлено последействие и присутствие, когда остался эффект от исполнения и есть ожидание предстоящего исполнения.

Во время такой паузы музыкант следит за игрой оркестра и ему важно влиться в нее, синхронизовавшись с ним, и потом повести оркестр за со­бой, ведь он солист. Включается музыкант без труда, ведь его готовность ве­лика, но что означает эта готовность? Ясно, что она обеспечивается много­уровневой функциональной системой. Во время паузы высвобождаются ее моторные уровни, но продолжают ра­ботать уровни смысловые, а при ис­полнении функционируют и мотор­ные в гармонии с остальными. В ос­нове готовности музыканта — чувство ритма (А.С. Власик), способность удерживать ритм и легко его воспроизводить (Леонов, 2008), при этом на других уровнях необходимо одновре­менно отслеживать смысл, стратеги­ческие цели своих действий (музыкант следит, удержит ли оркестр намечен­ную им линию исполнения).

Подобно этому и хоккеист, сидя на штрафной скамье, «продолжает иг­рать». Но это — игра пассивная, ведь она происходит не на льду и без клюшки, тем не менее, она более ак­тивна по сравнению с «игрой» тех за­пасных игроков, которые знают, что по тем или иным причинам им не придется реально участвовать в этой игровой ситуации.

Возникает вопрос: как можно со­четать анализ приемов исполнения действий и концепцию деятельности как процесса?

Рассмотрим пример. Синхрониза­ция необходима и в других видах тру­да. Например, в ходе беседы консуль­тант должен отслеживать смысл рас­сказа клиента, это позволит ему вовремя сделать нужное замечание или дать нужный совет. Это возмож­но, если у консультанта есть концепт, «понятийная ткань», которую он при­меняет. Она позволяет ему смотреть на факты, сообщаемые клиентом, со стороны, позволяет удаляться и прибли­жаться к ним, смотреть на них по-раз­ному, задавать адекватные вопросы и давать уместные советы, реагируя адекватным образом.

Итак, мы выделяем уровень осо­знания смысла отдельных фактов, внимания к ним, схватывания деталей, и нечто другое — то, чего нет у клиен­та, за чем он и пришел к психологу. Это дает консультанту возможность вести беседу, давать советы, что условно можно назвать знаниями, опытом, ко­торые сливаются в связную «понятий­ную ткань», одновременно подвиж­ную и устойчивую. Именно она позво­ляет консультанту синхронизоваться с клиентом во время беседы. Разумеет­ся, нужны еще и приемы, которые по­зволяют сохранить процесс беседы в целостности. Диалог — это деятель­ность с прерыванием ее выполнения и необходимостью синхронизации при возвращении к активному учас­тию; все это предполагает особое мно­гоуровневое устройство сознания, где на каждом уровне идет отслеживание процесса, более или менее сосредото­ченное, с ориентацией на собственное исполнение или без нее.

Участие в динамичных процессах требует, чтобы субъект деятельности разработал свою концепцию синхро­низации. В диалоге он может форму­лировать собеседнику следующую мысль только в том случае, когда он убедился, что тот «схватил» смысл мысли предыдущей.

В ходе концерта солист на время «отдает звук» оркестру, но помнит, что, когда пауза закончится, он должен синхронно включиться в процесс, не нарушая гармонию, сохранив в цело­сти общую идею интерпретации про­изведения.

Длительность

Время и сознание неразрывны, временная структура процесса, в кото­рый вовлечен субъект, задает структу­ру его сознания, а ход его, поток мо­жет быть определен как «длитель­ность» (Стрелков, 2005). Внутри паузы между исполнениями, когда музыкант не играет руками, а участвует лишь мысленно, когда он не сосредоточен на инструменте и его звучании, его сознание отличается от сознания в ходе исполнения. Здесь мы наблюда­ем единство, гармонию, слитность, а там, во время паузы, — «двоение», «троение», «четверение». Что означа­ет это «двоение»? Несомненно, пауза - передышка, когда есть возможность для иных мыслей, возможность отдать внимание другим объектам. При этом музыкант может ощущать тревогу, хаос, смятение.

Важно, что этот период имеет на­чало и конец, имеет пределы, извест­ные заранее, он не один раз пережит исполнителем. В длительности его есть ожидание окончания, момента, когда нужно будет снова активно включиться в процесс и даже повести за собой остальных участников, зада­вая ритм, темп, силу и качество звука. Длительность и синхронизация связа­ны внутри деятельности.

Для разработки теории важно по­нять: что может означать переживание длительности микропроцесса? Воз­можны ситуации, когда процесс длит­ся достаточно долго, и добавка «нано» касается только пространства, а дли­тельность не является недоступно ко­роткой (так, например, при выращи­вании кристаллов в печи технологи­ческий цикл длится две недели). При подготовке к наномгновению процес­са и в ходе его анализа человек, уча­ствующий в этом процессе, переживает длительность, но длительность на­номгновения для него — лишь модель, к которой он может иметь определен­ное эмоциональное отношение.

Как соотнести синхронизацию с действием, сознанием и временем?

Ожидание и переживание

«Синхронизация», как и «длитель­ность», предполагает переживание субъектом настоящего. Она определя­ется памятью, антиципацией, профес­сиональным опытом. Так же, как и длительность, синхронизация предпо­лагает осознание и строится на поня­тии «свободы» (действия, выбора, маневра). Синхронизация отвечает скла­дывающимся обстоятельствам и потому не может быть предусмотрена полностью: она обусловлена опытом, особенностями сознания субъекта деятельности, его эмоциональной устой­чивостью и сензитивностью.

Понятие «переживание» имеет важное значение для разработки про­блемы темпоральности. Психология, построенная на этом понятии, суще­ственно отличается от бихевиоризма. Для такой психологии значим сам пе­реживающий человек. Его можно ввести через сопереживание теоретика с человеком (тем, что подлежит психо­логическому описанию), с практиком, совершающим реальные действия. Тогда мы должны признать длитель­ность переживаний и их синхрониза­цию (сопереживание), которые требу­ют сохранения переживания в памяти.

Для синхронизации требуется не только изменение скорости действий, но и ожидание. Ожидание объединя­ет синхронизацию и длительность, но это не поверхностная связь. Ожидание - глубоко субъектный процесс. Это и память прошлого, и переживание на­стоящего, и мысли о будущем. И то, и другое, и третье — тайна для окружаю­щих, наблюдающих за человеком со стороны. О содержании его мыслей можно только спросить самого чело­века, но не всегда и не всякий скажет. Кроме того, не всегда удается спро­сить, бывает, что человек стремится утаить содержание своих мыслей.

Временной синтез

«Временной синтез» — продукт сознания. Он живой, подвижный, о нем следует говорить как о процессе, слитом с жизнью субъекта. Как его внедрить в рамки деятельностного подхода? «Сознание и деятельность едины», — говорил С.Л. Рубинштейн. Положение о неразрывности време­ни и сознания пока не стало принци­пом психологии, но логически время может быть включено в эту связку, поскольку связь между деятельностью и временем несомненна.

Как можно коротко охарактеризо­вать временной синтез? Какой он — пассивный, активный, психологичес­кий (восприятие и память, например) или тот, что не умещается в рамках психологии? Делез (1999) говорит о временном синтезе как серии, систе­ме актов и ярко характеризует его, как особый образ действия. Здесь главное

единство прошлого, настоящего и будущего. Чтобы понять, что такое временной синтез, нужно «жить этой жизнью» (Мерло-Понти, 1999), то есть занять место субъекта жизнедея­тельности и оставаться там до самой смерти. Этим утверждается субъектность и жизненность, индивидуальность временного синтеза. Как это возможно теоретически? Временной синтез выводит рассмотрение за рам­ки конкретной деятельности челове­ка в психику во всей ее полноте, — в жизнь, межчеловеческие отношения и переживания.

Смысл синтеза временной формы в упрощенном виде состоит в следую­щем (Стрелков, 2009). Человеку, жи­вущему во времени, свойственно пла­нировать свою активность и он стре­мится выполнить намеченный план. Но план встречает сопротивление ре­альности, она разрушает его. Деятель­ность человека состоит из действий. Действие направлено на цель, но важ­но и то, что цель может быть достиг­нута только при положительном сте­чении обстоятельств. И, выполняя действие, человек должен ждать по­ложительного стечения обстоя­тельств.

Ожидание содержится в каждом действии. Для завершения действия необходима воля и сосредоточенность субъекта. Форма удерживается созна­тельным усилием субъекта (Мамардашвили, 1997). Но одиночный субъект — абстракция, которая допускалась в философии познания. Психо­логия труда исходит из того, что чело­век живет и действует среди людей. Временная форма указывает на мно­жественность процессов и многоярусность их устройства, она имеет и со­циальный характер.

Раздвоение деятельности

Синхронизация важна в труде ма­шиниста, пилота, судового механика. При поломке, аварии, отказе в систе­ме нужно отыскать и устранить дефект (тушить пожар, выключать систему) в то время, когда продолжается движе­ние транспортного средства. Деятель­ность раздваивается, срок завершения движения приближается, временной резерв жизнеспособности системы иссякает.

Для устранения дефекта нельзя прекратить движение и приходится делать это на ходу, как бывает, когда, уходя от погони, люди должны оказать помощь раненому. Действия может подгонять приближающаяся буря, шторм или огонь. Врачи торопятся выполнить свои функции, чтобы не потерять больного на операционном столе или по пути в больницу. Здесь важно то, что по ходу выполнения обычного дела появляется новая нео­тложная задача, которую нужно выполнять, не прекращая обычного дела.

Ярким примером является и труд госслужащего, который получает все новые и новые задания еще задолго до того, как закончены те, что получены ранее. Получение новых заданий не меняет сроков исполнения старых, напряжение растет. Рецепты тайм-ме­неджмента известны, но это мало по­могает.

Чем здесь может помочь психоло­гия, деятельностный подход? Ведь не­достаточно произнести слова о цели основной задачи, которую должен удерживать субъект в сознании, мало говорить только о неразрывности со­знания и времени, которая подтверж­дается тем, что субъект осознает необ­ходимость синхронизации выполне­ния задач, невозможности прерывать выполнение одной задачи для реше­ния другой.

Рассмотрим пример. После реко­мендации диспетчера зайти на посад­ку с необычным курсом, экипаж (Рейс 821, при подходе к Перми) должен был приступить к перенастройке системы, в то время как самолет приближался к посадочному курсу, а ресурс времени истекал. Перенастройка системы проходила не мгновенно, и возникли трудности в управлении самолетом из-за перекоса тяги левого и правого дви­гателей, с которым экипажу приходи­лось бороться.

Есть многочисленные примеры (В.В. Ершов), когда необходимо «вы­держивание длительности». Напри­мер, когда второй пилот должен сле­дить за стрелками прибора, не отры­вая взгляда для поиска земли за окном. Снижаясь в облаках при сильном боковом ветре, пилот выдерживает курс по приборам. Пробивая облака, пилот внезапно видит полосу сбоку и стре­мится развернуть воздушное судно, а в результате сбивается с посадочного курса, который выдерживал по приборам, учитывая угол сноса. Пилот дол­жен воздержаться от нажатия на педа­ли, продолжать движение, учитывая боковой ветер.

В музыкальном исполнении необ­ходимо выдерживать паузы, слегка за­держать или ускорить исполнение, не разрушив мелодии, — это уже величай­шее искусство. Задержки, намеренное затягивание нередко случаются и в спорте (боксе) или в спортивных иг­рах, когда, увеличивая задержки, спортсмены создают ситуацию не­определенности.

Выдержать длительность особенно трудно в ситуации опасности, когда тревога велика, сознание мечется, внимание трудно удержать на одном предмете, когда субъект может спон­танно бросить одну задачу и взяться за другую. Синхронизация предполагает, что субъект должен выполнять множе­ство задач в условиях множества про­цессов, учитывая при этом моменты их пересечения — точки совпадения, ког­да процессы перестают быть независи­мыми. Здесь важно умение регулировать скорость выполнения действия, задерживая или ускоряя исполнитель­ные движения даже на долю секунды. Для характеристики процессов син­хронизации важны временная форма и временной синтез.

Напомним наши примеры: музы­кант, вступающий в игру с оркестром после паузы, готовится вступить во­время, это ему удается, если в течение паузы он продолжает играть мыслен­но вместе с оркестром. «Временная форма» удерживает множество про­цессов, она имеет много уровней, изменчива, но имеет и статическую структурную основу, фундамент, где есть свои принципы и запреты.

Термин «организация» напомина­ет нам об организационной психоло­гии, между тем, внутренняя организа­ция указывает на субъектность (орга­низацию кто-то производит) — она идет внутри сознания, и на процесс.

Слово «форма» в этом смысле являет­ся более жестким, определенным, хотя и не несет в себе простоты. Форма от­деляет процесс от субъекта и даже от деятельности, поскольку говорят «форма процесса» или «процесс идет в форме...». Термин «временная фор­ма» подчеркивает в деятельности толь­ко временную оформленность.

Список литературы:

  1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физио­логия движений. Избранные психологи­ческие труды / Под ред. В.П. Зинченко. — 2-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

  2. Геллерштейн С.Г. Чувство времени и ско­рость двигательной реакции. — М.: Меди­цина, 1958.

  3. Гордеева Н.Д., В. П. Зинченко. Функци­ональная структура действия. — М.: МГУ, 1982.

  4. Ершов В.В. Откровения ездового пса. — М.: Издательский дом Родионова, 2007.

  5. Делез Ж. Различие и повторение. — СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1998.

  6. Лактионов А.Н. Координаты индивиду­ального опыта. — Харьков, 1998.

  7. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологи­ческие технологии управления состояни­ем человека. — М.: Смысл, 2007.

  8. Леонов С.В. Психологические критерии оценивания временных интервалов в про­фессиональной деятельности: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2008.

  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1974.

  10. Магомед-Эминов М.Ш. Смысло-деятельностный подход к исследованию трансформации личности: Дисс. ... докт. психол. наук. - М., 2010.

  11. Мамардашвили М.К. Кантианские вари­ации. — М.: Аграф, 1997.

  12. Мерло-Понти М. Феноменология вос­приятия. — СПб: Наука, 1999.

  13. Ошанин Д.А. Предметное действие и опе­ративный образ // Ошанин Д.А. Избран­ные психологические труды. — М., 1999.

  14. Расмуссен Дж. Что можно узнать, изучая ошибки людей? // Психология труда и организационная психология: современ­ное состояние и перспективы развития: Хрестоматия / Сост. А.Б. Леонова, О.Н.- Чернышева. — М.: РАДИКС, 1995. — С. 117—135.

  15. Стрелков Ю.К. Инженерная и професси­ональная психология. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.

  16. Стрелков Ю.К. Время и теория деятель­ности А.Н.Леонтьева // Ученые запис­ки кафедры психологии Северного меж­ду народного университета / Под ред. П. Серкина. — Вып. 4. — Магадан, 2004. — C. 96—113.

  17. Стрелков Ю.К. Психологический смысл длительности // Известия ТРТУ. — Те­матический выпуск «Гуманитарные про­блемы современной психологии». — Та­ганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. — №7(51). — 43—47.

  18. Стрелков Ю.К. Феномен времени в иссле­дованиях транспортного труда // Пробле­мы фундаментальной и прикладной пси­хологии профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Бодрова и А.Л. Журавлева. — М.: ИП РАН, 2008. — С. 200—221.

  19. Стрелков Ю.К. Структуры профессио­нального опыта // Д.А. Ошанин и совре­менная психология: к 100-летию со дня рождения Д.А. Ошанина / Под общ. ред. И. Панова и Н.Л. Мориной. — М. — Об­нинск: ИГ-СОЦИН, 2008. — С. 187—210.

  20. Стрелков Ю.К. Анализ-синтез времени трудового процесса // Актуальные про­блемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. — Вып. 1 / Под ред. В.А. Бодрова и А.Л. Журавлева. — М.: ИП РАН, 2009. — С. 118—141.

  21. Стрелков Ю.К. Время в структуре про­фессионального опыта // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Во­стоке. — Хабаровск, 2009. — №4(24). — 10—16.

Продолжение в следующем номере.

Для цитирования статьи:

Стрелков Ю.К.Темпоральность трудовой деятельности. // Национальный психологический журнал. 2010. № 2. c.87-91. doi:

Скопировано в буфер обмена

Скопировать