ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Определение эффективности психологических технологий тренинга в предупреждении и преодолении психологического стресса у пилотов

Определение эффективности психологических технологий тренинга в предупреждении и преодолении психологического стресса у пилотов

Скачать в формате PDF

Поступила: 16.02.2023

Принята к публикации: 25.01.2024

Дата публикации в журнале: 13.03.2024

Ключевые слова: расстройства; синдром; психотерапия; тренинг; саморегуляция; рефлексия; интегральная оценка; психокоррекция; аутогенная релаксация

Страницы: 144-157

DOI: 10.11621/npj.2024.0110

Доступно в on-line версии с: 13.03.2024

Для цитирования статьи:

Собченко А.М. Определение эффективности психологических технологий тренинга в предупреждении и преодолении психологического стресса у пилотов. // Национальный психологический журнал 2024. № 1. c.144-157. doi: 10.11621/npj.2024.0110

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2024

Собченко Александр Михайлович Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова

Аннотация

Актуальность. В статье рассматривается исследование эффективности психологического тренинга «Стресс-менеджмент» пилотов, направленного на предупреждение (уменьшение) негативных последствий профессионального стресса и их подготовки к действиям в условиях повышенного риска. Принципиальной особенностью этого подхода, по сравнению с традиционными психологическими интервенциями и групповой психотерапией, является его адресованность конкретным людям в определенных организациях, сочетание образовательных, тренинговых, психокоррекционных, реабилитационных программ с элементами организационного консультирования, и развития (Менделевич, 2003). Общая особенность этих тренингов: обучение направлено на оптимизацию и модификацию отдельных черт личности, коммуникативного потенциала, психокоррекции глубинных личностных качеств.

Цель. Повышение компетентности в сфере деятельности, совершенствование профессионально важных качеств пилотов. Использование психологического тренинга саморегуляции (аутогенная тренировка) в комплексе со средствами психофизиологического или психологического воздействия с целью оптимизации эффективности профессиональной деятельности.

Методы. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: наблюдение, беседа, метод экспертных оценок, психодиагностические методики травматического стресса И.О. Котенева «Шкала оценки влияния травматического события — IES-R»; DSM-4; Общее состояние здоровья — GNQ-28; PTSD; Методика самооценки ситуативной и личностной тревожности (Ч. Спилбергера — Ю. Л. Ханина).

Результаты. Эффективность психологического тренинга стресс-менеджмента пилотов определяется результатами и выбором способов его измерения по двум группам переменных, характеризующих социально-психологическим воздействием: а) субъективно переживаемые изменения во внутреннем мире, и б) объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях внутреннего мира человека, устойчивость изменений после проведения психологического тренинга «Стресс-менеджмент».

Выводы. Для преодоления посттравматического стрессового расстройства у пилотов проведен психологический тренинг «Стресс менеджмент», который был основным релаксирующим методом. Применение нами тренинга «Стресс-менеджмент» для восстановления психического здоровья пилотов, находящихся в экстремальных условиях полета при тренажерной подготовке под воздействием психотравмирующих факторов, показало свою эффективность.

Литература

Абульханова-Славская, К.А. (1991). Типологический подход к личности профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Под ред. В.А. Бодрова. Москва: Ин-т психол. АПН СССР.

Агафонов, А.Ю. (2003). Основы смысловой теории сознания. Санкт-Петербург: «Речь».

Алешин, В.И. (2001). Система отображения состояния орбитального комплекса сложной структуры. Космонавтика и ракетостроение, (25), 6.

Ананьев, Б.Г. (2001). Человек как предмет познания (Ред.). Санкт-Петербург: Питер.

Баканов, А.С., Обознов, А.А. (2011). Эргономика пользовательского интерфейса. Москва: Изд-во Институт психологии РАН.

Бенсон, А.Д. (2003). Пространственная дезориентация в полете. Проблемы психологии и эргономики, (5), 42–46 .

Береговой, Г.Т., Пономаренко, В.А. (1983). Психологические основы обучения человека-оператора готовности к действиям в экстремальных условиях. Вопросы психологии, (1), 51–58.

Берковиц, Л. (2001). Агрессия: причины, последствия и контроль. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак.

Бовин, Б.Г. (2015). Экстремальная психология в особых условиях деятельности: монография. Москва: Науч.-исслед. ин-т ФСИН России.

Бодров, В.А. (2001). Психология профессиональной пригодности. Москва: Пер Сэ.

Воронов, И.А. (2012). Экстремальная психология: комплексный подход: монография. Санкт-Петербург: СпбИПиА.

Воронов, И.А. (2018). Теория и профилактика ошибок принятия решений средствами психотехнологии «Пульсар». Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 155(1) 287–291.

Гаммер, М.Д. (2007). Разработка системы автоматизированного проектирования компьюторных имитационных тренажеров. дисс. канд. техн. наук. Тюмень.

Голиков, Ю.Я. (2007). Концепции адаптивной автоматизации и подходы к человеку и технике для современных человеко-машинных комплексов. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. Москва: Изд-во Института психологии РАН.

Дворников, М.В., Сухолитко, В.А. (2003). Проблемы разработки и внедрения активной системы безопасности полетов. Проблемы психологии и эргономики, (5), 33–42.

Душков, Б.А., Смирнов, Б.А., Королев, А.В. (2005). Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь. Москва: Фонд «Мир».

Ломов, Б.Ф., Забродин, Ю.М. (1985). Психологические проблемы деятельности в особых условиях. Москва: Наука.Львов, В.М. (2003). Проблема безопасности полетов и эргономические технологии. Проблемы психологии и эргономики, (5), 22–26.

Меденков, А.А. (2003). Обеспечение безопасности маневренных полетов. Проблемы психологии и эргономики, (5), 46–51.

Менделевич, В.Д. (2003). Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) — экспериментально-психологическая методика для оценки готовности к невротическим расстройствам. Социальная и клиническая психиатрия, (1), 35–40.

Регуш, Л.A. (1985). Развитие прогнозирования как познавательной способности личности. Дисс. доктора психол. наук. Ленинград.

Тарабрина, Н.В. (2001). Практикум по психологии посттравматического стресса. Санкт-Петербург: Питер.

Ravens, I.A. (2012). Extreme psychology: integrated approach: monograph(s). St. Petersburg: SPBIPIA.

Ravens, I.A. (2018). Theory and prevention of errors of decision-making by means of Pulsars. Scientists Psychotechnology of a Note of The University of P.F. Lesgaft, 155(1), 287–291.

Для цитирования статьи:

Собченко А.М.Определение эффективности психологических технологий тренинга в предупреждении и преодолении психологического стресса у пилотов. // Национальный психологический журнал. 2024. № 1. c.144-157. doi: 10.11621/npj.2024.0110

Скопировано в буфер обмена

Скопировать