ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Формирование компонентов метаресурса жизненной успешности сотрудников ОВД с помощью тренинга профессионально-личностного роста

Формирование компонентов метаресурса жизненной успешности сотрудников ОВД с помощью тренинга профессионально-личностного роста

Скачать в формате PDF

Поступила: 05.11.2023

Принята к публикации: 29.01.2024

Дата публикации в журнале: 12.03.2024

Ключевые слова: личностный ресурс; метаресурс; жизненная успешность; профессиональная успешность; успех; профессионально-личностный рост; тренинг; сотрудник полиции

Страницы: 131-143

DOI: 10.11621/npj.2024.0109

Доступно в on-line версии с: 12.03.2024

Для цитирования статьи:

Семенова Н.А. Формирование компонентов метаресурса жизненной успешности сотрудников ОВД с помощью тренинга профессионально-личностного роста. // Национальный психологический журнал 2024. № 1. c.131-143. doi: 10.11621/npj.2024.0109

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2024

Семенова Наталья Александровна Краснодарский университет МВД России

Аннотация

Актуальность. Освещено значение исследования метаресурсов в современных условиях нестабильного мира, которые упорядочивают систему личностных ресурсов и помогают человеку решать жизненные задачи с опорой на свои сильные стороны. Отмечается, что важность развития ресурсного подхода в психологии трудовой и служебной деятельности состоит в его возможностях повышения успешности профессиональной деятельности. Дано понятие метаресурса жизненной успешности, как важного предиктора профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Предложена разработка тренинга жизненной и профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел. Дано его обоснование как эффективной технологии формирования данного метаресурса.

Цель. Изучение динамики компонентов метаресурса жизненной успешности при целенаправленном воздействии на них в процессе тренинговой работы.

Выборка. В исследовании приняли участие 115 человек из них 44 курсанта, 44 слушателя, 12 адъюнктов и 15 начинающих преподавателей образовательной организации МВД России, которые были разделены на четыре экспериментальных и две контрольных группы. Экспериментальные группы были сформированы с учетом специфики процесса профессионализации в экспериментальных группах.

Методы. Реализован квазиэкспериментальный план исследования. Воздействие происходило посредством тренинговой технологии при реализации Тренинга жизненной и профессиональной жизненной успешности сотрудников органов внутренних дел. Перед началом и после проведения тренинга осуществлялись диагностические срезы.

Результаты. Теоретически и эмпирически доказана эффективность тренинга. Во всех экспериментальных группах выявлена положительная динамика определенных компонентов жизненной успешности. Положительные изменения рефлексивных механизмов успешности произошли во всех экспериментальных группах, исключение составляет группа адъюнктов. Отмечена положительная динамика праксических, нравственных и бытийных переживаний. В выборках слушателей и преподавателей зафиксировано повышение показателя жизненной диспозиции, которая является одним из важных предикторов профессиональной успешности.

Выводы. Полученные результаты позволили обосновать возможности целенаправленного формирования метаресурса жизненной успешности сотрудников органов внутренних дел посредством тренинга. Теоретически и эмпирически доказана эффективность тренинга жизненной и профессиональной успешности, что делает целесообразным его включение в программы психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел.

Литература

Анохин, П.К. (1973). Принципы системной организации функций. Москва: Наука.

Александров, Ю.И., Брушлинский, А.В., Судаков, К.В., Умрюхин, Е.А. (1999). Системные аспекты психической деятельности. Москва: Эдиториал УРСС.

Батурина, Н.В., Черняева, Ю.Е. (2018). Отношение успеха, жизненной успешности и личностного благополучия. Теоретическая и экспериментальная психология, 11(4), 18–23.

Вахнина, В.В., Ефимова, И.В. (2021). Особенности реализации индивидуальных ценностных и смысложизненных ориентаций руководителей ОВД в ходе развивающего консультирования. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2(85), 134–143. https://doi.org/10.24412/1999-6241-2021-2-134-143

Водопьянова, Н.Е. (2015). Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности. Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика, (1), 45–54.

Гусельцева, М.С., Асмолов, А.Г. (2020). Скрытое лидерство и разнообразие моделей успеха в современном обществе. Поволжский педагогический поиск, 2(32), 14–23. https://doi.org/10.33065/2307-1052-2020-2-32-14-23

Деева, Н.А. (2022). Методика «Жизненная успешность»: структура и валидизация. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 19(3), 494–520. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-3-494-520

Деева, Н.А. (2021). Тренинг профессиональной и жизненной успешности сотрудников органов внутренних дел: ресурсы, значимость, субъектность: учебно-практическое пособие. Краснодар: Краснодарский университет МВД России.

Деева, Н.А. (2020). Исторический контекст формирования морально-нравственной проблематики жизненной успешности современного человека. В: Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления: Сб. Статей. Под. ред. Н.В. Борисова, М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН». С. 576–586.

Дикая, Л.Г., Журавлев, А.Л., Занковский, А.Н. (2016). Современное состояние и перспективы исследований адаптации и реализации профессионала в условиях непрерывных социально-экономических изменений. Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, 1(1), 7–48.

Иноземцев, В.М. (2013). Теоретическая структурно-функциональная модель психологических факторов как субъективная причинность профессиональной успешности сотрудника ОВД. Альманах современной науки и образования, (4), 83–85.

Караяни, Ю.М., Караяни, А.Г. (2021). Моделирование жизненных ситуаций как технология личностного роста в процессе социально-психологического тренинга. В: Социальная психология: вопросы теории и практики: Сб. тр. VI Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева (12–13 мая, 2021 г.). Москва: МГППУ. С. 221–224.

Костина, Л.Н., Воронина, А.С. (2018). Особенности психологической работы по профессионально-личностному развитию сотрудников подразделений предварительного следствия МВД России. Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации, 4(18), 194–198.

Маилян, А.Р. (2022). Тренинг и коучинг как способы стимулирования профессионального развития, карьерного и личностного роста, Globus, 4(69), 30–32.

Марков, В.Н. (2010). Ресурсный подход к психологической диагностике: основные принципы. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, (4), 5–10.

Моросанова, В.И. (2021). Сознательная саморегуляция как метаресурс для достижения целей и решения проблем человеческой деятельности. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (1), 4–37. https://doi.org/10.11621 /vsp.2021.01.01

Поршуков, А.С. (2020). Личностные и деловые качества сотрудников ОВД, претендующих на должности руководителей, имеющих различный прогноз успешности деятельности. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2(81), 142–149. https://doi.org/10.24411/1999-6241-2020-12003

Прилукова, Е.Г., Раковский, Д.В., Евсина, Е.В. (2023). Понимание или формирование диалогической интерактивности. Инновационное развитие профессионального образования, 1(37), 46–51.

Пряхина, М.В. (2000). Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: дис. канд. психол. наук. Санкт-Петербург.

Реан, А.А., Ставцев, А.А., Кузьмин, Р.Г. (2022). Сильные стороны личности в модели VIA как медиатор психологического благополучия личности в профессиональной деятельности. Национальный психологический журнал, 2(46), 25–34. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0203

Реутова, В.И. (2018). Сущность и содержание профессиональной успешности руководителя ОВД. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2(73), 13–18. https://doi.org/10.24411/1999-6241-2018-12002

Семенова, Н.А. (2023). Жизненная успешность, диспозиционный оптимизм и резилентность молодёжи с различным характером учебно-профессиональной деятельности. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 3(99), 196–208. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2023-3-196-208

Семенова, Н.А. (2023). Метаресурс жизненной успешности личности сотрудников органов внутренних дел. В: Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов: Сб. тр. VII Международной научно-практической конференции (15–16 июня, 2023 г.). Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет. С. 146–151.

Шабунова, А.А., Доброхлеб, В.Г., Медведева, Е.И., Крошилин, С.В., Сухоцка, Л., Шухатович, В.Р., Леонидова, Г.В., Молчанова, Е.В. (2019). Успешность современного человека: теоретико-методологические аспекты исследования. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 12(6), 27–50. https://doi.org/10.15838/esc.2019.6.66.2

Шамардина, М.В., Даренских, С.С. (2017). Тренинг личностного роста как условие профессиональной самореализации личности. АНИ: педагогика и психология, 2(19), 351–353.

Bokhan, T.G., Galazhinsky, E.V., Leontiev, D.A., Rasskazova, E.I., Terekhina, O.V., Ulyanich A.L., Shabalovskaya, M.V., Bogomaz, S.A., Vidyakina, T.A. (2021). COVID-19 and subjective well-being: perceived impact, positive psychological resources and protective behavior. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 18(2), 259–275. https://doi.org/ 10.17323/1813-8918-2021-2-259–275

Cascio, J. (2021). A educação em um mundo cada vez mais caótico. Boletim Técnico do Senac, 47(1), 101–105.

Mogashana, Disaapele, Basitere, Moses, vala, Eunice (2023). Harnessing student agency for easier transition and success: The role of life coaching. Journal of Student Affairs in Africa Journal of Student Affairs in Africa, 11(1), 49–63. https://doi.org/ 10.24085/jsaa. v11i1.4206

Springstein, Tabea, English, Tammy (2023). Studying Emotion Regulation Success in Daily Life: Distinctions From Maladaptive Regulation and Dysregulation. Personality and Social Psychology Review, 27(5). https://doi.org/10.1177/10888683231199140. URL: https://www.psiref.com/publications/187463878 (дата обращения: 01.11.2023).

Yunissov, Y., Aizhan I., Urunbassarova, E. Rakimzhanova, S., Hernández, G., de Velazco, J., Seisekenova, A., Tursynbaeva, A. (2023). Perceptions of Life Success and Moral Qualities of a Modern Person of Generation Z: A Study of Economics and Humanities Students. Academic Journal of Interdisciplinary Studies, (12), 193–202. https://doi.org/10.36941/ajis-2023-0105

Для цитирования статьи:

Семенова Н.А.Формирование компонентов метаресурса жизненной успешности сотрудников ОВД с помощью тренинга профессионально-личностного роста. // Национальный психологический журнал. 2024. № 1. c.131-143. doi: 10.11621/npj.2024.0109

Скопировано в буфер обмена

Скопировать