ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Разработка и апробация методики субъективной оценки уровня регламентации трудовых задач

Разработка и апробация методики субъективной оценки уровня регламентации трудовых задач

Скачать в формате PDF

Поступила: 20.09.2023

Принята к публикации: 06.02.2024

Дата публикации в журнале: 12.03.2024

Ключевые слова: психодиагностическая методика; психометрика; регламентация трудовых задач; креативность; военнослужащие; медики; музыканты

Страницы: 101-113

DOI: 10.11621/npj.2024.0107

Доступно в on-line версии с: 12.03.2024

Для цитирования статьи:

Корнева О.Г., Абдуллаева М.М., Барабанщикова В.В. Разработка и апробация методики субъективной оценки уровня регламентации трудовых задач. // Национальный психологический журнал 2024. № 1. c.101-113. doi: 10.11621/npj.2024.0107

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2024

Корнева Оксана Геннадьевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Абдуллаева Мехирбан Махаметжановна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Барабанщикова Валентина Владимировна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. В современном мире существуют организации, в которых высокий уровень регламентации задач связан с ценой ошибочных действий и требованиями к безопасности. Если представления о регламентации труда, сложившиеся у профессионала, не совпадают с реальными требованиями деятельности, это может привести к снижению качества работы, а также формированию негативных состояний. Это обуславливает необходимость создания психодиагностической методики, позволяющей оценивать субъективное восприятие специалистами уровня регламентации их профессиональной деятельности.

Цель. Разработка и апробация методики субъективной оценки уровня регламентации трудовых задач.

Выборка. Для реализации цели исследования в выборку были включены представители профессий с разным уровнем регламентации трудовых задач: военнослужащие, проходящие службу по контракту (n = 96), медицинские работники (n = 57), артисты и музыканты (n = 67). Всего в исследовании приняли участие 220 человек.

Методы. По итогам анализа существующих исследований в области регламентации профессиональной деятельности разработана методика субъективной оценки уровня регламентации трудовых задач. В методику вошло 18 пунктов, оценивающих шкалы: «Регламентация» (9 пунктов) и «Креативность» (9 пунктов). В качестве внешних критериев оценки валидности методики были подобраны опросники, имеющие шкалы оценивающие отдельные параметры профессиональной деятельности, связанные с ее регламентацией (16-шкальный семантический дифференциал «Моя работа» и анкета для оценки субъективно важных характеристик деятельности «Job Diagnostic Survey»). Апробация позволила оценить психометрические характеристики разработанной методики.

Результаты. Разработанная методика субъективной оценки уровня регламентации трудовых задач характеризуется приемлемой конструктной валидностью, однако недостаточной надежностью-согласованностью.

Выводы. Разработанный вариант методики нуждается в дальнейшей доработке, однако уже сейчас может рассматриваться как ситуационный опросник, применение которого допустимо совместно с другими методиками.

Литература

Абдуллаева, М.М. (2016). К вопросу о психосемантической классификации профессий. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (3), 3–9.

Батурин, Н.А., Вучетич, Е.В., Костромина, С.Н., Кукаркин, Б.А., Куприянов, Е.А., Лурье, Е.В., Шмелев, А.Г. (2015). Российский стандарт тестирования персонала (временная версия, созданная для широкого обсуждения в 2015 году). Организационная психология, 5(2), 67–138.

Брыкова, Е.Ю. (2014). Оценка значимости социальной и организационной среды в деятельности военнослужащих в период реформирования Вооруженных сил. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, (7), 45–49.

Величковская, С.Б. (2005). Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: дисс. канд. психол. наук. Москва.

Галкина, Е.Д. (2020). Психологические барьеры начального этапа профессиональной деятельности самозанятых. В: Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков: Сб. тр. 5-й Всеросс. науч. конф. (9–10 октября, 2020 г.). Под ред. Ю.Э. Макаревской, З.И. Рябикиной, Т.Д. Дубовицкой, И.Г. Макаревской, А.В. Шашковой, Л.В. Кравченко, Л.А. Базалевой, С.В. Воронина. Сочи: Мир науки. С. 158–163.

Голиков, А.В., Толкачева, И.В., Дремова, Н.Б. (2021). Профессионально важные качества и психологические характеристики врача-хирурга глазами студентов-медиков. В: Современные вызовы для медицинского образования и их решения: Сб. тр. Международ. науч-практич. конф. (3 февраля, 2021 г.). Под ред. В.А. Лазаренко. Курск: Курский государственный университет. С. 460–463.

Зубов, Д.А., Пакунова, В.А. (2023). Индустрия 4.0: как цифровая революция влияет на мировую экономику. В: Молодой ученый года 2023: Сборник статей VII Международ. научно-исслед. конкурса. (15 августа, 2023 г.). Под ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: Наука и просвещение. С. 29–31.

Коропец, О.А. (2020). Представления студентов о психологической безопасности профессиональной деятельности. Мир науки. Педагогика и психология, 8(6). URL: https://mir-nauki.com/PDF/19PSMN620.pdf

Лазебная, Е.О., Бессонова, Ю.В. (2013). Функциональная надежность и успешность профессиональной деятельности лиц опасных профессий: субъектный подход. В: Личность профессионала в современном мире: Сб. тр. Инст-та психологии РАН. Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. Москва: Изд-во ИП РАН. С. 283–302.

Лактионов, А.Н., Луценко, Е.Л. (2006). Основы психодиагностики, психометрии и тестологии: Учебно-методическое пособие. Харьков: Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина.

Лебедева, О.В., Повшедная, Ф.В., Карабущенко, Н.Б. (2016). Возможности развития саморегуляции студента — будущего педагога в условиях современного педагогического вуза. Вестник Мининского университета, 2(15), 32.

Левицкая, А.Н., Покровская, Н.Н. (2021). Карьерные ожидания и планы молодых специалистов на рынке труда. Журнал социологии и социальной антропологии, 24(1), 105–137.

Митина, О.В. (2013). Разработка и адаптация психологических опросников. Москва: Смысл.

Нестеров, А.В. (2008). О теории и практике регламентации. Государство и право, (1), 91–95.

Нестик Т.А. (2023) Перспективные направления социально-психологических исследований (к 75-летию со дня рождения А.Л. Журавлева).Теоретическая и экспериментальная психология, (3), 9–24.

Онопюк, Е.Ю. (2021). Анализ процесса легализации неформальной занятости в России. Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством, 2(48), 72–78.

Савельева, Е.А. (2018). Сущность и функции регламентации труда при переходе к цифровой экономике. Экономика труда, 5(1), 1–12.

Степанова, Л.Н., Зеер, Э.Ф. (2019). Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов. Образование и наука, 21(8), 65–89.

Тимофеева, С.С., Тимофеев, С.С. (2023). Подготовка специалистов в области управления рисками в рамках Индустрии 4.0. XXI век. Техносферная безопасность, 8(1), 72–90.

Цагарелли, Ю.А. (2008). Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во: Композитор.

Шинина, Т.В., Митина, О.В. (2019). Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков. Психологическая наука и образование, 24(1), 50–68.

Шмелев, А.Г. (2013). Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. Москва: Маска.

Юсупова, С.М. (2022). Регламентация труда в российских организациях в условиях цифровой экономики. Гуманитарный научный журнал, (2), 3–14.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 27.03.2018).URL:https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc&base=LAW&n=294402&dst=1... (дата обращения: 25.06.2023).

Aghion, P., Bergeaud, A., Van Reenen, J. (2021). The impact of regulation on innovation National Bureau of Economic Research, 28381.

Chae, H., Choi, J.N. (2019). Routinization, free cognitive resources and creativity: The role of individual and contextual contingencies. Human Relations, 72(2), 420–443.

Ferdinando, T., Eleonora, B., Salvatore, Z. (2022). Working remotely during the COVID-19 pandemic: work-related psychosocial factors, work satisfaction, and job performance among Russian employees. Psychology in Russia: State of the Art, 15(1), 3–19.

Hirst, G., Van Knippenberg, D., Chen, C.H., Sacramento, C.A. (2011). How does bureaucracy impact individual creativity? A cross-level investigation of team contextual influences on goal orientation-creativity relationships. Academy of Management Journal, 54(3), 624–641.

Isfahani, S.S., Hosseini, M.A., Khoshknab, M.F., Peyrovi, H., Khanke, H.R. (2015). Nurses’ creativity: Advantage or disadvantage. Iranian Red Crescent Medical Journal, 17(2), e20895.

James, K., Brodersen, M., Eisenberg, J. (2004). Workplace affect and workplace creativity: A review and preliminary model. Human Performance, 17(2), 169–194.

Juillerat, T.L. (2010). Friends, not foes?: Work design and formalization in the modern work context. Journal of Organizational Behavior, 31(2‐3), 216–239.

Sayapina, K., Botone, D.N. (2021). A Counterproductive Work Behavior in Russian Nanotechnology Organizations. Psychology in Russia: State of the Art, 14(1), 49–68. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0105

Lemstra, M.A.M.S., de Mesquita, M.A. (2023). Industry 4.0: A tertiary literature review. Technological Forecasting and Social Change, (186), 122204.

Moraes, E.B., Kipper, L.M., Hackenhaar Kellermann, A.C., Austria, L., Leivas, P., Moraes, J.A.R., Witczak, M. (2023). Integration of Industry 4.0 technologies with Education 4.0: Advantages for improvements in learning. Interactive Technology and Smart Education, 20(2), 271–287.

Ohly, S., Sonnentag, S., Pluntke, F. (2006). Routinization, work characteristics and their relationships with creative and proactive behaviors. Journal of Organizational Behavior: The International Journal of Industrial, Occupational and Organizational Psychology and Behavior, 27(3), 257–279.

Pemartín, M., Rodríguez-Escudero, A.I. (2021). Is the formalization of NPD collaboration productive or counterproductive? Contingent effects of trust between partners. BRQ Business Research Quarterly, 24(1), 2–18.

Rubery, J., Grimshaw, D., Keizer, A., Johnson, M. (2018). Challenges and contradictions in the ‘normalising’ of precarious work. Work, Employment and Society, 32(3), 509–527.

Woodman, R.W., Sawyer, J.E., Griffin, R.W. (1993). Toward a theory of organizational creativity. Academy of management review, 18(2), 293–321


Для цитирования статьи:

Корнева О.Г., Абдуллаева М.М., Барабанщикова В.В.Разработка и апробация методики субъективной оценки уровня регламентации трудовых задач. // Национальный психологический журнал. 2024. № 1. c.101-113. doi: 10.11621/npj.2024.0107

Скопировано в буфер обмена

Скопировать