ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Подходы к пониманию профессионального самоопределения в социальной психологии

Подходы к пониманию профессионального самоопределения в социальной психологии

Скачать в формате PDF

Поступила: 11.11.2022

Принята к публикации: 01.02.2024

Дата публикации в журнале: 12.03.2024

Ключевые слова: профессиональное самоопределение; профессиональный выбор; проблема выбора; личностный выбор; свободный выбор

Страницы: 90-100

DOI: 10.11621/npj.2024.0106

Доступно в on-line версии с: 12.03.2024

Для цитирования статьи:

Череменская М.А. Подходы к пониманию профессионального самоопределения в социальной психологии. // Национальный психологический журнал 2024. № 1. c.90-100. doi: 10.11621/npj.2024.0106

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2024

Череменская Мария Андреевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. Перед молодыми людьми всегда вставал вопрос выбора профессии, но особенно актуальным он стал в последние годы в связи с резким увеличением широты и возможностей в выборе профессионального пути. В статье рассматривается концепт профессионального самоопределения (ПС) в рамках социально-психологического знания, обсуждается проблема свободного выбора в социологии (М. Вебер), философии (М. Хайдеггер, Н.А. Бердяев) и психологии (С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, Н.С. Пряжников, Т.Г. Анистратенко).

Цель. Цель нашей работы состоит в обзорно-аналитическом исследовании представлений о ПС и попытке структурировать существующие подходы к изучению целевого конструкта. Ставятся задачи анализа особенностей операционализации понятия ПС разными авторами.

Методы. Теоретический анализ в форме систематизации и обобщения идей социологов, философов и психологов, обсуждающих проблемы осознанности и свободы выбора в самоопределении.

Результаты. Самоопределение разделяется на 2 составляющие: личностную и социальную. Внутри социальной составляющей целесообразно выделить профессиональное самоопределение. Выделяются 4 подхода к пониманию ПС, а также представители подхода в социальной психологии: 1) профессиональное самоопределение как осознанный выбор жизненного пути (Н.С. Пряжников, И.А. Кох, В.А. Орлов); 2) профессиональное самоопределение как свободный выбор, за который личность несет ответственность (И.С. Кон); 3) профессиональное самоопределение как следствие жизненной ориентации (Т.Г. Анистратенко, Р.М. Шамионов); 4) профессиональное самоопределение как психологическое новообразование (А.Д. Андреева, А.Г. Лисичкина).

Выводы. Профессиональное самоопределение является типом социального самоопределения. Данный конструкт в полной мере можно считать социально-психологическим. Выделенные 4 подхода к пониманию ПС являются перспективными для социально-психологических исследований.


Литература

Андреева, А.Д., Лисичкина, А.Г. (2022). Проблема профессионального самоопределения юношества в исследованиях сотрудников Психологического института: 1920–2020-е гг. Теоретическая и экспериментальная психология, 3(15), 198–210. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-3-198-210

Анистратенко, Т.Г. (2017). Индивидуально-личностное самоопределение в повседневных социальных практиках. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 1(194), 66–71.

Бердяев, Н.А. (1989). Смысл творчества. Философия свободы. Москва: Правда.

Божович, Л.И. (1968). Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). Москва: Просвещение.

Вареников, Н.А., Попова, И.Е., Бабуева, М.Г. (2020). Профессиональное самоопределение студентов, занимающихся единоборствами. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 7(185), 53–58. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.7. p. 53–58.

Васильева, Л.А. (2021). Размышления на тему самоопределения и профориентации в рамках экзистенциального подхода. Психологические проблемы смысла жизни и акмеология, (1), 171–175.

Вебер, М. (1990). Основные социологические понятия. Москва: Прогресс.

Войлокова, Е.Ф. (2021). Профессиональное самоопределение студентов-дефектологов. Вестник психофизиологии, (4), 59–64. https://doi.org/10.34985/z1609-4024-4878-m

Грецов, А.Г., Азбель, А.А. (2012). Психологические тесты для старшеклассников и студентов. Санкт-Петербург: Питер.

Даль, В.И. (1994). Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Москва: Прогресс-Универс.

Дубровина, И.В. (1991). Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. Москва: Педагогика.

Журавлев, А.В., Череменская, М.А. (2023). Сравнительный анализ ценностей у предпринимателей традиционного бизнеса и основателей стартапов. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(3), 216–238. https://doi. org/10.11621/LPJ-23-34

Зеер, Э.Ф. (2003). Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд. Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.

Калашникова, А.А. (2015). Влияние общения со сверстниками на профессиональное самоопределение старшеклассников. Бюллетень медицинских интернет-конференций, 5(5), 570.

Кон, И.С. (1978). Открытие «Я». Москва: Политиздат.

Кох, И.А., Орлов В.А. (2020). Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи. Образование и наука. 22(2), 141–168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-141-168

Кудрявцев, Т.В., Шегурова В.Ю. (1983). Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. Вопросы психологии, (2), 51–59.

Луговская, Т.В. (2009). Ценностно-смысловое пространство человека. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 1(2), 71–74.

Мударисов, А.А. (2016). Личностно-профессиональное самоопределение как социально-психологическое понятие. Акмеология, 3(59), 45–49.

Мошкина, Л.Д., Швачко, Е.В., Кочегин, А.Г. (2022). Профессиональное самоопределение студентов профессиональных образовательных организаций: результаты исследования. Инновационное развитие профессионального образования, 1(33), 132–141.

Ниязбаева, Н.Н. (2018). Экзистенциальная антропология как антропология образования. Дискурс-Пи, 2(31).

Орлов, В.А. (1990). Психологическое профконсультационное собеседование как метод интенсификации профессионального самоопределения старших подростков. Москва: Изд-во АПН СССР.

Поваренков, Ю.П. (2014). Психологическое содержание профессионального самоопределения личности: системогенетический подход. Ярославский психологический вестник, 2(2), 211–217.

Пряжников, Н.С. (2008). Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие. Москва: Академия.

Рубинштейн, С.Л. (1973). Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика.

Рубинштейн, С.Л. (1999). Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер Ком.

Сартр, Ж.-П. (1989). Экзистенциализм — это гуманизм. Сумерки богов. Москва: Политиздат.

Соловьев, B.C. (1988). Философские начала цельного знания. Сочинения: в 2 т. Т. 2. Москва: Мысль.

Ставцев, С.Н. (2000). Введение в философию Хайдеггера. Санкт-Петербург: Лань.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». СПС КонсультантПлюс.

Франк, С.Л. (1992). Духовные основы общества. Москва: Республика.

Хайдеггер, М. (1991). Разговор на проселочной дороге. Москва: Высшая школа.

Шамионов, Р.М. (2012). Социализация и ресоциализация личности: нормативность и процессуальность. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития», 12(4), 3–8.

Шереметова, Г.П. Понятие социального самоопределения личности и его сущность. URL: http://www.superinf.ru/view helpstud.php?id=2243 (дата обращения: 07.04.2015)

Шестов, Л. (1966). Sola fide — только верою: греческая и средневековая философия, Лютер и церковь. Париж: YMCAPRESS.

Щедровицкий, П.Г. (1993). Очерки по философии образования. Москва: Изд-во педагогического центра Эксперимент.

Янгалышева, Г.Х. (2010). Влияние семьи как социального фактора на профессиональное самоопределение молодежи. Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд, (1–2), 286–290.

Для цитирования статьи:

Череменская М.А.Подходы к пониманию профессионального самоопределения в социальной психологии. // Национальный психологический журнал. 2024. № 1. c.90-100. doi: 10.11621/npj.2024.0106

Скопировано в буфер обмена

Скопировать