ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Ценностно-смысловые детерминанты профессиональной ответственности в обыденном представлении россиян

Ценностно-смысловые детерминанты профессиональной ответственности в обыденном представлении россиян

Скачать в формате PDF

Поступила: 04.08.2023

Принята к публикации: 09.02.2024

Дата публикации в журнале: 12.03.2024

Ключевые слова: профессиональная ответственность; ценностно-смысловой компонент; обыденные представления; метаструктурный компонент; принятие; избегания; индивидуализм; коллективизм

Страницы: 56-76

DOI: 10.11621/npj.2024.0104

Доступно в on-line версии с: 12.03.2024

Для цитирования статьи:

Журавлев А.Л., Зинченко Ю.П., Китова Д.А., Первачева О.А. Ценностно-смысловые детерминанты профессиональной ответственности в обыденном представлении россиян. // Национальный психологический журнал 2024. № 1. c.56-76. doi: 10.11621/npj.2024.0104

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2024

Журавлев Анатолий Лактионович Институт психологии Российской академии наук

Зинченко Юрий Петрович Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Китова Джульетта Альбертовна Институт психологии Российской академии наук

Первачева Ольга Александровна Институт психологии Российской академии наук

Аннотация

Актуальность. Изучение ценностно-смыслового аспекта представлений о профессиональной ответственности обусловлено их потенциальным влиянием на эффективность трудовой деятельности специалиста и на его психологическое самочувствие. Анализ литературных источников показал недостаточную разработанность эмоционального компонента исследуемого феномена.

Цель. Проведение структурно-содержательного анализа представлений пользователей сети Интернет о профессиональной ответственности и выделение из общего контекста представлений ценностно-смысловых факторов.

Выборка. Участниками исследования стали пользователи социальной сети ВКонтакте и специализированных интернет-форумов. Количество анализируемых авторских текстов составило 1010. Каждый участник представил по одному сообщению, т.е. количество участников соответствует количеству текстов и составляет 1010 человек. Количество сообщений (800 — из социальной сети; 210 — сообщения из интернет-форумов).

Методы. В работе проведено изучение обыденных представлений интернет-пользователей о профессиональной ответственности, с помощью статистического учета выполнен анализ частоты встречаемости слов (PyMorphy2) и дана классификация анализируемых единиц (существительные, глаголы, прилагательные) на основе статистической обработки и экспертной оценки, показаны структурные элементы феномена «профессиональная ответственность» и его ценностно-смысловые характеристики. Проведен анализ сопряженности на основе тестирования с корпусным датасетом русского языка RuTweetCorp, с опорой на распределение Бернулли, нейросетевая модель анализа эмоционального фона сообщений (FastText), нейросетевая модель Dostoevsky и датасет RuSentiment.

Результаты. Проведенный анализ позволил представить структуру «профессиональной ответственности», раскрыть когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. В ходе исследования был выявлен четвертый метаструктурный компонент, не выделявшийся ранее другими авторами, который связан с конструктом «Бог». Выявлены и описаны ценностно-смысловые паттерны профессиональной ответственности. Анализ эмоционального фона сообщений позволил выделить тенденцию к негативным оценкам феномена «профессиональная ответственность» на современном этапе развития общества.

Выводы. Предложенный в исследовании подход позволяет раскрыть психологическую сущность профессиональной ответственности, выделить значимость эмоционального компонента в стратегиях принятия/избегания ответственности. Выявлено уравнивание профессиональной ответственности с персональной (личной) ответственностью специалиста, при этом представления о национальной, общественной или корпоративной ответственности проявляются незначительно. Изучение профессиональной ответственности через ценностно-смысловой аспект в будущем, благодаря результатам данного исследования, может стать основой анализа особенностей социального поведения личности в целом.

Литература

Аксеновская, Л.Н. (2005). Ордерная концепция организационной культуры: вопросы методологии. Саратов. Изд-во Саратовский университет.

Белов, А.В. (2011). Социальная ответственность: содержание и механизм реализации: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Волгоград.

Богомаз, С.Л. (2010). Сравнительный анализ показателей профессиональной ответственности кандидатов на рабочее место и в процессе выполнения ими профессиональной деятельности. В: Материалы XV Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, посвященной 100-летию со дня основания УО ВГУ им. П.М. Машерова: Большая советская энциклопедия: в 30 т. Под. ред. А.М. Прохорова (1970–1981). Москва: Изд-во «Советская Энциклопедия».

Водопьянова, Н.Е. (2016). Профессиональная ответственность: понятие и модели в организации. В: Психология, управление, бизнес: проблемы взаимодействия: коллективная монография. Под ред.Акимова А.Ю., Бариляк И.А., Бессонова

Ю.В., Броневицкий Г.Г., Водопьянова Н.Г., Гаврилова Е.А., Гофман О.О., Грачев А.А., Гудименко Ю.Ю., Гусев А.Н., Дикая Л.Г., Жалагина Г.А., Журавлев А.Л., Занковский А.Н., Караванова Л.Ж., Клюева О.А., Копылова Н.В., Короткина Е.Д., Нестик Т.А., Обознов А.А. и др. Тверь: Изд-во Тверского государственного ун-та. С. 88–97.

Двойникова, А.А., Карпов, А.А. (2020). Аналитический обзор подходов к распознаванию тональности русскоязычных текстовых данных. Информационно-управляющие системы, 4(107), 20–30. https://doi.org/10.31799/1684-8853-2020-4-20-30

Дементий, Л.И. (2005). Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: Автореф. дисс. докт. психол. наук. Москва.

Демидова, О.А. (2023). Метод максимального правдоподобия. Изд-во Высшая школа экономики. URL: https://www.hse. ru/staff/demidova_olga (дата обращения: 28.06.2023).

Емельянова, Т.П. (2013). Профессиональная ответственность в обыденном сознании студентов-энергетиков. Знание. Понимание. Умение, (2). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Emelianova_Professional-Responsibility-Students (дата обращения: 26.06.2023).

Журавлев, А.Л., Китова, Д.А. (2022). Феномен ответственности в структуре представлений россиян о профессиональной деятельности. Психологический журнал, 43(5), 47–57. https://doi.org/10.31857/S020595920022781-5

Кашапова, Г.И. (2012). Ответственность как социально-психологический феномен и уровни ее развития. Казанский педагогический журнал, 1(91), 119–124.

Китова, Д.А., Журавлев, А.Л. (2021). Мировоззрение как психологический феномен в обыденном представлении россиян. Психологический журнал, 42(4), 106–117. https://doi.org/ 10.31857/S020595920016045-5

Кочнева, Е.М., Морозова, Л.Б. (2016). Профессиональная ответственность как предмет психологических исследований. Вестник Мининского университета, 4(17), 30.

Леньков, С.Л., Рубцова, Н.Е., Букинич, А.М. (2023). Профессиональная направленность абитуриентов вузов как предиктор успешности профессионального становления. Национальный психологический журнал, 2(50), 103–118. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0208

Леонтьев, Д.А. (2003). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Изд-во: «Смысл».

Муконина, М.В. (2002). Типы профессионально ответственного отношения работников опасного производства в разных организационно-экономических условиях: дисc. канд. психол. наук. Москва.

Мясищев, В.Н. (1960). Основные проблемы и современное состояние психологии отношений. Психологическая наука в СССР. Москва: Изд-во АПН РСФСР.

Поляков, А.С. (2019). Проблема профессиональной ответственности в психологии труда: теоретические аспекты: психология управления персоналом и социальное предпринимательство в условиях изменения технологического уклада: Cб. Статей. Всеросс. науч.-практич. конф. (14–15 ноября, 2019 г.). Под ред. Л.Н. Захаровой, М.В. Прохоровой. Новгород: Изд-во Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.

Смагина, Е.Н. (2020). Теоретический обзор концепций ценностей в психологии. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2(155), 275–295. https://doi.org/10.25588/CSPU.2020.155.2.017

Грачев, А. А., Емельянова, Т.П., Журавлев, А.Л., Китова, Д.А., Ковалева, Ю.В., Красников, М.А., Позняков, В.П., Русалинова, А.А., Семенов, В.Е., Смирнов, А.А., Соснин, В.А., Хащеенко, В.А. (2023). Социальная психология: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Изд-во «ИНФРА-М».

Шилова, Е.В. (2021). Организационное поведение: учебное пособие. Пермь: Изд-во Пермский государственный национальный исследовательский университет. URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/ organizacionnoepovedenie.pdf (дата обращения: 11.06.2023).

Яссман, Л.В., Яссман, В.П. (2011). Духовность как метасистемное свойство самоорганизации внутреннего мира человека. Психологическая наука и образование, 3(3). URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47061 (дата обращения: 09.06.2023)

Behr, H., Ho, A.S., Mitchell, E.S., Yang, Q., DeLuca, L., Michealides, A. (2021). How Do Emotions during Goal Pursuit in Weight Change over Time? Retrospective Computational Text Analysis of Goal Setting and Striving Conversations with a Coach during a Mobile Weight Loss Program. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(12), 6600. URL: https://ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8296374 (access date: 20.06.21). https://doi.org/10.3390/ijerph18126600

Dubey, A.D. (2020). Twitter Sentiment Analysis during COVID-19 Outbreak. Social Science Research Network (SSRN). URL: https://ssrn.com/abstract=3572023 (access date: 10.06.21). http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3572023

Farooqui, N., Ritika, M., Saini, A. (2019). Sentiment Analysis of Twitter Accounts using Natural Language Processing. International Journal of Engineering and Advanced Technology (IJEAT), 8(3), 473–479.

Foti, K., Xanthopoulou, D., Papagiannidis, S., Kafetsios, K. (2019). The Role of Tweet-Related Emotion on the Exhaustion — Recovery from Work Relationship: 18th Conference on e-Buisness, e-Services and e-Society (I3E). (September 2019) (pp. 380–391). Trondheim: Norway. URL: https://inria.hal.sience/hal-0251056 (access date: 17.03.2020). https://doi.org/10.1007/978-3-030-29374-1_31

Heidbreder, L.M., Lange, M., Reese, G. (2021). PlasticFreeJuly — Analyzing a Worldwide Campaign to Reduce Single-use Plastic Consumption with Twitter. Environmental Communication, 1–17, 1920447. https://doi.org/10.1080/17524032.2021.1920447

Herzberg, F.I. Mausne, B., Snyderman, B. (1960). The Motivation to work. Relations Industrielles-industrial Relations, 15(2), 275–276. https://doi.org/10.7202/1022040AR

Hu, Q. (2019). Twitter data in public administration: a review of recent scholarship. International Journal of Organization Theory & Behavior, 22(2), 209–222. https://doi.org/10.1108/IJOTB-07-2018-0085

Marechal, C., Mikołajewski, D., Tyburek, K., Prokopowicz, P., Bougueroua, L., Ancourt, C., Węgrzyn-Wolska, K. (2019). Survey on AI-Based Multimodal Methods for Emotion Detection. High-Performance Modelling and Simulation for Big Data A Plications. Lecture Notes in Computer Science, 11400. https://doi.org/10.1007/978-3-030-16272-6_11

Minkov, M., Hofstede, G. (2011). The evolution of Hofstede’s doctrine. Cross Cultural Management, (18), 10–20. https://doi. org/10.1108/13527601111104269

Rajput, N.K., Grover, B.A., Rathi, V.K. (2020). Word frequency and sentiment analysis of twitter messages during Coronavirus pandemic. URL: arxiv.org/abs/2004.03925 (access date: 06.01.24). https://doi.org/10.48550/arXiv.2004.03925

Robila, M., Robila, S.A. (2019). A Plications of Artificial Intelligence Methodologies to Behavioral and Social Sciences. Journal of Child and Family Studies, (29), 2954–2966. https://doi.org/10.1007/s10826-019-01689-x

Triandis, H.C. (2001). Individualism-collectivism and personality. Journal of Personality, 69(6), 907–924. https://doi. org/10.1111/1467-6494.696169

Vassilakis, C., Maniataki, D., Lepouras, G., Antoniou, A., Spiliotopoulos, D., Poulopoulos, V., Wallace, M., Margaris, С, Database D. (2020). Database Knowledge Enrichment Utilizing Trending Topics from Twitter. In: Proc. 2020 IEEE/ACM International Conference on Advances in Social Networks Analysis and Mining (pp. 870–876). The Hague, Netherlands https://doi.org/10.1109/ ASONAM49781.2020.9381421

Wu, J., Ma, J., Wang, Y., Wang, J. (2020). Understanding and Predicting the Burst of Burnout via Social Media. Proceedings of the ACM on Human-Computer Interaction, 4(265), 1–27. https://doi.org/10.1145/3434174

Xu, H., Zhang, N., Zhou, L. (2020). Validity Concerns in Research Using Organic Data. Journal of Management, 46(7), 1257–1274. https://doi.org/10.1177/0149206319862027

Zheng, H., Komatsu, S., Aoki, K., Kato, C. (2020). Analysis of the Impressions before and after A Preciation of Japanese, Chinese and Korean Traditional Dance Based on Text Mining. Psychology, (11), 845–864. https://doi.org/10.4236/psych.2020.116055

Zhou, Y., Na, J. (2019). A comparative analysis of Twitter users who Tweeted on psychology and political science journal articles. Online Information Review, 43(7), 1188–1208. https://doi.org/10.1108/OIR-03-2019-0097

Zhuravlev, A.L., Zinchenko, Y.P., Kitova, D.A. (2022). Trends in the Study of Cultural-Historical Phenomena on the Internet (based on a study of Russians’ attitudes towards money). Psychology in Russia: State of the Art, 15(1), 103–119. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0107

Для цитирования статьи:

Журавлев А.Л., Зинченко Ю.П., Китова Д.А., Первачева О.А.Ценностно-смысловые детерминанты профессиональной ответственности в обыденном представлении россиян. // Национальный психологический журнал. 2024. № 1. c.56-76. doi: 10.11621/npj.2024.0104

Скопировано в буфер обмена

Скопировать