ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Субъективные критерии предпочтения профессии и работы в старшем подростковом и юношеском возрасте

Субъективные критерии предпочтения профессии и работы в старшем подростковом и юношеском возрасте

Скачать в формате PDF

Поступила: 02.10.2023

Принята к публикации: 10.02.2024

Дата публикации в журнале: 12.03.2024

Ключевые слова: профессиональная идентичность; выбор профессии; личностные особенности; ценности; пользовательская активность; старшие подростки; юношеский возраст

Страницы: 23-40

DOI: 10.11621/npj.2024.0102

Доступно в on-line версии с: 12.03.2024

Для цитирования статьи:

Емелин В.А., Рассказова Е.И. Субъективные критерии предпочтения профессии и работы в старшем подростковом и юношеском возрасте. // Национальный психологический журнал 2024. № 1. c.23-40. doi: 10.11621/npj.2024.0102

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2024

Емелин Вадим Анатольевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Рассказова Елена Игоревна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена критериям и ориентирам выбора профессии и работы у современных подростков и молодежи в транзитивном мире, задающем идеалы профессий, кажущихся доступными, простыми, оплачиваемыми и интересными одновременно.

Цель. Выявление субъективных критериев предпочтения профессии и работы у старших подростков и лиц юношеского возраста и их связи с личностными особенностями, пользовательской активностью и субъективным благополучием.

Выборка. 172 человека (54 ученика 8–11 классов в возрасте 13–16 лет и 118 студентов московских вузов в возрасте 17–23 года, из них 103 юноши (59,9%) и 69 девушек (40,1%)).

Методы. Респонденты заполняли шкалу субъективных критериев предпочтения работы, краткую личностную шкалу, портретный ценностный опросник, а также методики оценки субъективного благополучия и пользовательской активности и отвечали на вопросы о возможности и стремлении совмещения нескольких критериев выбора профессии и работы.

Результаты. Шкала субъективных критериев предпочтения работы — это надежный, факторно и содержательно валидный инструмент, оценивающий важность оплаты, интереса, удобства, перспективы, пользы, легкости, трудности и имиджа в работе. В выборе профессии и работы респонденты ориентируются на широкий спектр критериев. Добросовестность связана с предпочтением хорошо оплачиваемой, перспективной и трудной работы, а открытость новому — с выбором интересной работы. Ценности конформизма и традиций связаны с готовностью к выбору между различными критериями, тогда как ориентация на ценности достижения и власти — с широким кругом субъективных критериев, которым работа должна соответствовать. Высокий уровень позитивных эмоций связан с предпочтением одновременно многих критериев выбора работы. Большая пользовательская активность связана со стремлением к легкой работе.

Выводы. Большее субъективное благополучие, стремление к достижениям и власти парадоксально связаны у современных подростков и молодежи с нереалистично широким спектром критериев выбора профессии и работы, которые одновременно важны для них, что может в дальнейшем приводить к трудностям поиска работы и разочарованиям в ней.

Литература

Александрова, Е.А. (2023). Актуальные проблемы деятельности профконсультантов в современных условиях рынка труда. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(4), 186–202.

Белинская, Е.П. (2013). Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие. Психологические исследования: электронный научный журнал, 6(30), 5.

Брызгалин, Е.А. (2022). Ключевые положения о личностных ценностях и смыслах по материалам отечественных и зарубежных научных источников. Теоретическая и экспериментальная психология, 9(5), 46–66.

Веракса, А.Н., Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А. (2022). Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками. Социологические исследования, (6), 82–92. https://doi.org/10.31857/S013216250009455-3

Карабанова, О.А. (2020). Риски информационной социализации как проявление кризиса современного детства. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (3), 4–22.

Климов, Е.А. (1998). Введение в психологию труда. Москва: ЮНИТИ.

Марцинковская, Т.Д. (2010). Информационное пространство как фактор социализации современных подростков. Мир психологии, (3), 90–102.

Марцинковская, Т.Д. (2015). Современная психология — вызовы транзитивности. Психологические исследования, 8(42). URL: https://doi.org/10.54359/ps.v8i42.533 (дата обращения: 31.08.2022).

Осин, Е.Н., Леонтьев, Д.А. (2020). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (1), 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06

Поливанова, К.Н. (2016). Детство в меняющемся мире. Современная зарубежная психология, 5(2), 5–10. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201

Рассказова, Е.И., Лебедева, А.А. (2020). Скрининговая шкала позитивных и негативных переживаний Э. Динера: апробация русскоязычной версии. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 17(2), 250–263. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-2-250-263

Солдатова, Г.У., Войскунский, А.Е. (2021). Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(3), 431–450.

Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И. (2023). Личностные характеристики и психологическая саморегуляция студентов онлайн и офлайн: некоторые особенности цифровой социальности. Вестник Санкт-Петербургского университета, 13(1), 24–37. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.102

Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И., Нестик, Т.А. (2017). Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. Москва: Смысл.

Шнейдер, Л.Б. (2001). Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дисс. докт. психол. наук. Москва.

Alkaya, S.A., Yaman, S., Simones, J. (2018). Professional Values and Career Choice of Nursing Students. Nursing Ethics, 25(2), 243–252. https://doi.org/10.1177/0969733017707007

Akimova, Anna Yu., Oboznov, Aleksander A. The Psychological Space of Professionals’ Trust and Distrust in Socio-Technical Systems. Psychology in Russia: State of the Art, 15(1), 20–34.

Brown, M.E., Lim, J.H., Horsburgh, J., Pistoll, C., Thakerar, V., Maini, A., Johnson, C., Beaton, L., Mahoney, C., Kumar, S. (2022). Identity Development in Disorientating Times: the Experiences of Medical Students during COVID-19. Medical Science Educator, 32(5), 995–1004. URL: https://doi.org/10.1007/s40670-022-01592-z (access date: 02.08.2022).

Cruess, S.R., Cruess, R.L., Steinert, Y. (2019). Supporting the Development of a Professional Identity: General Principles. Medical Teacher, 41(6), 641–649. URL: https://doi.org/10.1080/0142159X.2018.1536260 (access date: 01.08.2022).

Diener, E., Emmons, R.A., Larsen, R.J., Griffin, S. (1985). The Satisfaction with Life Scale. Journal of Personality Assessment, (49), 71–75.

Diener, E., Wirtz, D., Tov, W., Kim-Prieto, C., Choi, D., Oishi, S., Biswas-Diener, R. (2020). New Well-Being Measures: Short Scales to Assess Flourishing and Positive and Negative Feelings. Social Indicators Research, (4), 143–156.

Danby, S.J., Fleer, M., Davidson, C., Hatzigianni, M. (2018). Digital Childhoods across Contexts and Countries. International Perspectives on Early Childhood Education and Development, (22), 1–14. https://doi.org/10.1007/978-981-10-6484-5_1

European Social Survey ESS4-2008. Documentation Report. (2008). URL: https://www.europeansocialsurvey.org/docs/round4/survey/ESS4_data_documentation_report_e05_5.pdf (access date: 15.05.2022). Fitzgerald, A. (2020). Professional Identity: A Concept Analysis. Nursing Forum, 55(3), 447–472. URL: https://doi.org/10.1111/nuf.12450 (access date: 01.05.2022).

Fredrickson, B.L. (2004). The Broaden-and-Build Theory of Positive Emotions. Philosophical Transactions of the Royal Society B. Biological Sciences, 359(1449), 1367–1378.

Gosling, S.D., Rentfrow, P.J., Swann, W.B. (2003). A Very Brief Measure of the Big-Five Personality Domains. Journal of Research in Personality, (37), 504–528. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(03)00046-1 Howe, Neil; Strauss, William. (2000). Millennials Rising: The Next Great Generation. William Strauss. New York: Vintage Books.

Jarvis-Selinger, S., MacNeil, K.A., Costello, G.R.L., Lee, K., Holmes, C.L. (2019). Understanding Professional Identity Formation in Early Clerkship: A Novel Framework. Academic Medicine, 94(10), 1574–1580. URL: https://doi.org/10.1097/acm.0000000000002835 (access date: 04.08.2022).

Jawed, S., Mahboob, U., Yasmeen, R. (2019). Digital Professional Identity: Dear Internet! Who am I? Education for Health, 32(1), 33–35. URL: https://doi.org/10.4103/efh.efh_232_17 (access date: 10.09.2022).

Kowal, B., Włodarz, D., Brzychczy, E., Klepka, A. (2022). Analysis of Employees’ Competencies in the Context of Industry 4.0. Energies, 15(19). URL: https://doi.org/10.3390/en15197142 (access date: 30.10.2022).

Livingstone, S., Mascheroni, G., Staksrud, E. (2018). European Research on Children’s Internet Use: Assessing The Past and Anticipating The Future. New Media & Society, 20(3), 1103–1122. https://doi.org/10.1177/1461444816685930

Mascheroni, G., Ólafsson, K. (2016). The Mobile Internet: Access, Use, Opportunities and Divides among European Children. New Media & Society, 18(8), 1657–1679. https://doi.org/10.1177/1461444814567986 Nault, K.A., Thau, S. (2022). Professions, Honesty, and Income. Current Opinion in Psychology, (47), 101403. https://doi: 10.1016/j.copsyc.2022.101403

Auxier, B., Anderson, M., Perrin, A., Turner, E. (2020). Parenting Children in the Age of Screens. (2020). Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch.org/internet/2020/07/28/childrens-engagement-with-digital-devices-screen-tim... (access date: 15.01.2023).

Schwartz, Sh.H. (2012). An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values. Online Readings in Psychology and Culture, 2(1). URL: https://scholarworks.gvsu.edu/orpc/vol2/iss1/11/ (access date: 05.01.2023). https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116

Smahel, D., Machackova, H., Mascheroni, G., Dedkova, L., Staksrud, E., Ólafsson, K., Livingstone, S., Hasebrink U. (2020). EU Kids Online 2020: Survey Results from 19 Countries. https://doi.org/10.21953/lse.47fdeqj01ofo

Stetson, G.V., Kryzhanovskaya, I.V., Lomen-Hoerth, C., Hauer, K.E. (2020). Professional Identity Formation in Disorienting Times. Medical Education, 54(8), 765–766. URL: https://doi.org/10.1111/medu.14202 (access date: 29.04.2022).

Strauser, D.R., Lustig, D.C., Ciftçi, A. (2008). Psychological Well-being: Its Relation to Work Personality, Vocational Identity, and Career Thoughts. The Journal of Psychology, 142(1), 21–35. https://doi.org/10.3200/JRLP.142.1.21-36

Для цитирования статьи:

Емелин В.А., Рассказова Е.И.Субъективные критерии предпочтения профессии и работы в старшем подростковом и юношеском возрасте. // Национальный психологический журнал. 2024. № 1. c.23-40. doi: 10.11621/npj.2024.0102

Скопировано в буфер обмена

Скопировать