ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Профиль саморегуляции и социальной активности в портрете учащейся российской молодежи

Профиль саморегуляции и социальной активности в портрете учащейся российской молодежи

Скачать в формате PDF

Поступила: 01.09.2022

Принята к публикации: 16.01.2024

Дата публикации в журнале: 12.03.2024

Ключевые слова: саморегуляция; безопасность и благополучие; молодежь; студенчество; социальная активность; региональная и гендерная специфика

Страницы: 11-22

DOI: 10.11621/npj.2024.0101

Доступно в on-line версии с: 12.03.2024

Для цитирования статьи:

Бубновская О.В., Калита В.В., Лысова А.В., Соколовский М.Л. Профиль саморегуляции и социальной активности в портрете учащейся российской молодежи. // Национальный психологический журнал 2024. № 1. c.11-22. doi: 10.11621/npj.2024.0101

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2024

Бубновская Олеся Владимировна Дальневосточный федеральный университет

Калита Виталий Владимирович Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского

Лысова Александра Владимировна Университет Саймона Фрейзера

Соколовский Максим Леонидович Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация

Актуальность. Актуальность изучения социальной активности молодежи в контексте саморегуляции определяется уязвимостью молодых людей в сложных условиях трансформирующегося общества, подверженного неопределенности. Через социальную активность молодежь социализируется, проявляет себя в ее различных формах, в связи с чем необходимо понимать факторы, мотивы вовлеченности и препятствия реализации, а также риски и угрозы безопасности и благополучию.

Цель. Определить роль саморегуляции в вовлеченности молодежи в социальную активность с учетом региональной и половой специфики.

Выборка. В исследовании приняли участие 1492 респондента (М возраст = 19,2; 1013 — девушки), студенты различных направлений подготовки из российских регионов.

Методы. Для сбора данных использован опросный дизайн с применением методик «Стиль саморегуляции поведения — ССМП» В.И. Моросановой и диагностики структуры социальных установок Г. Айзенка, опросника межличностных отношений В. Шутца, Британской шкалы благополучия, шкал привлекательности российских партий и общественно-политических организаций, оценки интенсивности социальных контактов и участия в мероприятиях, неформальных объединениях и спонтанных событиях, а также социально-демографической анкеты. Для обработки данных применены методы описательной статистики, кластерного (метод k-средних) и сравнительного (t-Стьюдент и Н-критерий Краскела — Уоллиса) анализа.

Результаты. Установлено, что ведущими регуляторными процессами и свойствами в профиле саморегуляции молодых людей являются настойчивость, программирование действий и гибкость. Саморегуляция в большей степени связана с такими формами социальной активности молодежи, как досуговые мероприятия, участие в клубах и кружках, спонтанных и неформальных событиях в роли организатора этих форм с преобладающей значимостью для девушек.

Выводы. Исследование показало типичность профиля саморегуляции молодежи, ее обусловленность возрастной спецификой. Ограниченное влияние процессов и свойств саморегуляции на формы социальной активности, особенно в отношении юношей, говорит о необходимости учета комплекса факторов социальной активности при их рассмотрении.

Литература

Айзенк, Г., Вильсон, Г. (2000). Как измерить личность. Москва: Изд-во Когито-Центр.

Зинченко, Ю.П., Моросанова, В.И. (ред). (2020). Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени: коллективная монография. Москва: Изд-во Психологический институт Российской академии образования.

Зубок, Ю.А., Чупров, В.И., Любутов, А.С., Сорокин, О.В. (2021). Жизненные позиции молодёжи: смысловые основания формирования. Вестник Института социологии, 12(3), 79–98. https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.3.738

Костина, Е.Ю., Орлова, Н.А. (2022). Социальная активность и социальная ответственность в представлениях и практиках современной молодежи. Вестник Института социологии, 13(1), 129–143. https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.1.778

Моросанова, В.И., Кондратюк, Н.Г. (2020). Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ 2020», Вопросы психологии, (4), 155–167.

Пилипенко, А.Э. (2020). Структурные компоненты социальной активности российской студенческой молодежи (на примере Ростовской области). Государственное и муниципальное управление. Ученые записки, (3), 273–278.

Савченко, Т.Н. (2008). Применение методов кластерного анализа для анализа данных психологических исследований. Прикладная юридическая психология, (4), 100–111.

Усова, Н.В. (2019). Социально-демографические детерминанты направленности социальной активности современной молодежи. Ученые записки Российского государственного социального университета, 18, 2(151), 15–22. https://doi.org/10.17922/2071-2019-18-2-15-22

Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. (2002). Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Изд-во Института Психотерапии.

Шамионов, Р.М. (2020). Соотношение социальной активности и удовлетворенности базовых психологических потребностей, субъективного благополучия и социальной фрустрированности молодежи. Сибирский психологический журнал, (77), 176–195. https://doi.org/10.17223/17267080/77/919

Щемелева, И.И. (2019). Социальная активность студенческой молодежи: факторный и кластерный анализ. Социологические исследования, (4), 133–141. https://doi.org/10.31857/S013216250004594-6

Arslan, G. (2018). School-Based Social Exclusion, Affective Wellbeing, and Mental Health Problems in Adolescents: A Study of Mediator and Moderator Role of Academic Self-Regulation. Child Indicators Research, 11(3), 963–980. https://doi.org/10.1007/ s12187-017-9486-3 (access date: 28.08.2022).

Bauer, K.W., Hilliard, M.E., Albright, D., Lo, S.L., Fredericks, E.M., Miller, A.L. (2020). The Role of Parent Self-Regulation in Youth Type 1 Diabetes Management. Current Diabetes Reports, 20(8), 37. https://doi.org/10.1007/s11892-020-01321-z (access date: 28.08.2022).

Bubnovskaia, O.V., Leonidova, V.V., Oralova, I.A. (2020). The relationship between psychological safety and student engagement considering the peculiarities of their self-regulation. In: V.I. Morosanova, T.N. Banshchikova, M.L. Sokolovskii (Eds.), European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS (pp. 226–236), Stavropol: European Publisher. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.04.29 (access date: 20.05.2022).

Choi, K.S., Cho, S., Lee, J.R. (2019). Impacts of online risky behavior sand cybersecurity management on cyberbullying and traditional bullying victimization among Korean youth: Application of cyber‐routine activities theory with latent class analysis. Computers in Human Behavior, (100), 1–10. https://doi.org/doi:10.1016/j.chb.2019.06.007 (access date 20.05.2022).

Fine, A., Baglivio, M.T., Cauffman, E., Wolff, K.T., Piquero, A.R. (2018). Does the Effect of Self-Regulation on Adolescent Recidivism Vary by Youths’ Attitudes? Criminal Justice and Behavior, 45(2), 214–233. https://doi.org/10.1177/0093854817739046 (access date: 28.08.2022).

Gestsdottir, S., Geldhof, G.J., Birgisdóttir, F., Andrésdóttir, J.C. (2022). Intentional Self-Regulation and Executive Functions: Overlap and Uniqueness in Predicting Positive Development Among Youth in Iceland. The Journal of Early Adolescence. https://doi.org/10.1177/02724316221113355 (access date: 28.08.2022).

Gomez-Baya, D., Tomé, G., Reis, M., Gaspar de Matos, M. (2020). Long-Term Self-Regulation Moderates the Role of Internal Resources for Resilience in Positive Youth Development in Portugal. Journal of Genetic Psychology, 181(2–3), 127–149. https://doi.org/10.1080/00221325.2020.1735986 (access date: 28.08.2022).

Lee, W., Jones, G.J., Hyun, M., Funk, D.C., Taylor, E.A., Welty Peachey, J. (2021). Development and transference of intentional self-regulation through a sport-based youth development program. Sport Management Review, 24(5), 770–790. https://doi.org/10.1080/14413523.2021.1907973 (access date: 28.08.2022).

Linver, M.R., Urban, J.B., Chen, W.L., Gama, L., Swomley, V.I. (2021). Predicting Positive Youth Development from SelfRegulation and Purpose in Early Adolescence. Journal of Research on Adolescence. https://doi.org/10.1111/jora.12621 (access date: 28.08.2022).

Low, S. (2017). Security at home: How private securitization practices increase state and capitalist control. Anthropol. Theory, (17), 365–381. https://doi.org/10.1177/1463499617729297 (access date: 28.08.2022).

Mertens, E.C.A., Deković, M., van Londen, M., Reitz, E. (2022). Parallel Changes in Positive Youth Development and Selfawareness: the Role of Emotional Self-regulation, Self-esteem, and Self-reflection. Prevention Science, 23(4), 502–512. https://doi.org/10.1007/s11121-022-01345-9 (access date: 28.08.2022).

Napolitano, C.M., Hoff, K.A., Ming, C.W.J., Tu, N., Rounds, J. (2020). Great expectations: Adolescents’ intentional self-regulation predicts career aspiration and expectation consistency. Journal of Vocational Behavior, (120). https://doi.org/10.1016/j jvb.2020.103423 (access date: 28.08.2022).

Palacios-Barrios, E.E., Hanson, J.L. (2019). Poverty and self-regulation: Connecting psychosocial processes, neurobiology, andthe risk for psychopathology. Comprehensive Psychiatry, (90), 52–64. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2018.12.012 (access date: 28.08.2022).

Peters, B.C., Pan, Z., Christensen, H., Gabriels, R.L. (2022). Self-Regulation Mediates Therapeutic Horseback Riding Social Functioning Outcomes in Youth With Autism Spectrum Disorder. Front. Pediatr., (10), 884054. https://doi.org/10.3389/fped.2022.884054(access date: 28.08.2022).

Shafiq, S., Batool, S. (2022). Bullying, Victimization, Rejection Sensitivity, and Self-regulation in Positive Development of Adolescents. Journal of the Liaquat University of Medical and Health Sciences, 21(1), 55–59. https://doi.org/10.22442/jlumhs.2022.00883 (access date: 28.08.2022).

Song, H.H., Lee, D.J. (2021). Structural relationship between korean adolescent’s sports participation, optimism, pessimism, selfregulation, and coronavirus-related stress in the pandemic situation. International Journal of Environmental Research and Public

Health, 18(20). https://doi.org/10.3390/ijerph182010645 (access date: 28.08.2022).

Valenzuela, R., Codina, N., Castillo, I., Pestana, J.V. (2020). Young University Students’ Academic Self-Regulation Profiles and Their Associated Procrastination: Autonomous Functioning Requires Self-Regulated Operations. Frontiers in Psychology, (11). https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00354 (access date: 28.08.2022).

Vander Weele, T.J., Trudel-Fitzgerald, C., Allin, P.V., Farrelly, C., Fletcher, G., Frederick, D.E., Hall, J., Helliwell, J.F., Kim, E.S.,Lauinger, W.A., Lee, M.T., Lyubomirsk, S., Margolis, S., McNeely, E., Messer, N.G., Tay, L., Viswanath, K.V., Węziak-Białowolska, D., Kubzansky, L.D. (2021). Current recommendations on the selection of measures for well-being. In: Measuring Well-Being (pp. 501– 520). Oxford: Oxford University Press.

Yeo, A.J., Germán, M., Wheeler, L.A., Camacho, K., Hirsch, E., Miller, A. (2020). Self-harm and self-regulation in urban ethnic minority youth: a pilot application of dialectical behavior therapy for adolescents. Child and Adolescent Mental Health, 25(3), 127–134. https://doi.org/10.1111/camh.12374 (access date: 28.08.2022).

Zubok, J.A., Chuprov, V.I., Lyubutov, A.S., Sorokin, O.V. (2021). Self-regulation of life of the youth: structural-taxonomic modeling. Sotsiologicheskie Issledovaniya (Sociological Studies), (10), 23–36. https://doi.org/10.31857/S013216250014766-5 (access date: 28.08.2022).

Zubok, J.A., Chuprov, V.I. (2020). Youth life strategies: Implementation of expectations and social moods. Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomicheskie i Sotsial’nye Peremeny, (3), 14–41. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1602 (access date:28.08.2022)

Для цитирования статьи:

Бубновская О.В., Калита В.В., Лысова А.В., Соколовский М.Л.Профиль саморегуляции и социальной активности в портрете учащейся российской молодежи. // Национальный психологический журнал. 2024. № 1. c.11-22. doi: 10.11621/npj.2024.0101

Скопировано в буфер обмена

Скопировать