ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Диспозиционная благодарность как медиатор влияния жизненных целей на психологическое благополучие

Диспозиционная благодарность как медиатор влияния жизненных целей на психологическое благополучие

Скачать в формате PDF

Поступила: 20.02.2023

Принята к публикации: 08.10.2023

Дата публикации в журнале: 10.12.2023

Ключевые слова: жизненные цели; внутренние цели; внешние цели; индекс стремлений; теория самодетерминации; благополучие; благодарность; старшеклассники

Страницы: 123-136

DOI: 10.11621/npj.2023.0411

Доступно в on-line версии с: 08.12.2023

Для цитирования статьи:

Сычев О.А., Гордеева Т.О., Титова Граншам В.А., Руднова Н.А., Корниенко Д.С. Диспозиционная благодарность как медиатор влияния жизненных целей на психологическое благополучие. // Национальный психологический журнал 2023. № 4. c.123-136. doi: 10.11621/npj.2023.0411

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2023

Сычев Олег Анатольевич Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина

Гордеева Тамара Олеговна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Титова Граншам Виктория Александровна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Руднова Наталья Александровна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Корниенко Дмитрий Сергеевич Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация

Актуальность. Решение практических задач по поддержанию психологического благополучия молодежи определяет актуальность исследования определяющих его психологических факторов.

Цель. Проверка на выборке российских старшеклассников предположения о том, что диспозиционная благодарность опосредует влияние внутренних и внешних жизненных стремлений на благополучие.

Выборка. 5635 старшеклассников (10–11 классы) из 422 школ Якутии в возрасте от 16 до 18 лет (M = 16,81, SD = 0,68), из них 41% юношей.

Методы. В ходе эмпирического исследования использовались психодиагностические методики: опросник «Индекс стремлений, краткая версия» Т. Кассера и Р. Райана, «Шкала благодарности» М. Маккалоу, Р. Эммонса и Дж. Цанга, шкала удовлетворенности собой из методики «Шкала удовлетворенности жизнью» E.C. Хюбнера, невербальная методика «Отношение к жизни и к учебе». Для обработки данных использовались методы корреляционного и регрессионного анализа, а также структурное моделирование.

Результаты. Показано, что психологическое благополучие старшеклассников напрямую связано с благодарностью, а также с внутренними и внешними жизненными целями. При этом опосредованный эффект влияния внутренних целей на благополучие является прямым, а внешних — обратным. В свою очередь, благодарность, связанная как с внутренними, так и с внешними целями, опосредует зависимость благополучия от жизненных стремлений.

Выводы. Результаты исследования, проведенного на репрезентативной выборке старшеклассников, свидетельствуют о важной роли благодарности как медиатора связи жизненных стремлений и психологического благополучия. Выявленные факты могут использоваться при планировании интервенций, направленных на повышение благополучия молодежи, посредством развития диспозиционной благодарности и усиления ориентации на постановку внутренних целей.

Литература

Нартова-Бочавер С.К., Кислица Г.К. Переживание благодарности как личностный ресурс: к постановке проблемы // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 6. C. 42–51.

Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников // Психологическая наука и образование. 2018, № 6. C. 5–15.

Andrews, F.M., Withey, S.B. (1976). Social indicators of well-being: Americans’ perceptions of life quality. New York: Plenum Press.

Bradshaw, E.L., et al. (2022). A meta-analysis of the dark side of the American dream: Evidence for the universal wellness costs of prioritizing extrinsic over intrinsic goals. Journal of Personality and Social Psychology, 124(4), 873-889. https://doi.org/10.1037/ pspp0000431

Cregg, D.R., Cheavens, J.S. (2021). Gratitude Interventions: Effective Self-help? A Meta-analysis of the Impact on Symptoms of Depression and Anxiety. Journal of Happiness Studies, 22(1), 413–445. https://doi.org/10.1007/s10902-020-00236-6

Diener, E., Suh, E.M., Lucas, R.E., & Smith, H.L. (1999). Subjective well-being: Three decades of progress. Psychological Bulletin, 125(2), 276–302. https://doi.org/10.1037/0033-2909.125.2.276

Emmons, R.A. (2005). Emotion and religion. In R.F. Paloutzian, C.L. Park (Eds.), Handbook of the psychology of religion and spirituality (pp. 235–252). New York: The Gilford Press.

De Leersnyder, J., Koval, P., Kuppens, P., Mesquita, B. (2018). Emotions and concerns: Situational evidence for their systematic co-occurrence. Emotion, 18, 597–614. https://doi.org/10.1037/emo0000314

Deci, E.L., Ryan, R.M. (2000). The “What” and “Why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 11(4), 227–268. https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1104_01

Fredrickson, B.L. (2004). Gratitude, like other positive emotions, broadens and builds. In R.A. Emmons, M.E. McCullough (Eds.), The Psychology of Gratitude (pp. 145–166.). New York: Oxford University Press.

Grouzet, F., et al. (2005). The structure of goal contents across 15 cultures. Journal of Personality and Social Psychology, 89(5), 800–816. https://doi.org/10.1037/0022-3514.89.5.800

Kasser, T., Ryan, R.M. (1993). A dark side of the American dream: Correlates of financial success as a central life aspiration. Journal of Personality and Social Psychology, 65(2), 410–422. https://doi.org/10.1037/0022-3514.65.2.410

Kasser, T., Ryan, R.M. (1996). Further examining the american dream: Differential correlates of intrinsic and extrinsic goals. Personality and Social Psychology Bulletin, 22(3), 280–287. https://doi.org/10.1177/0146167296223006

Kasser, T., Ryan, R.M. (2001). Be careful what you wish for: Optimal functioning and the relative attainment of intrinsic and extrinsic goals. In P. Schmuck, K.M. Sheldon. (Eds.), (pp. 116–131.) Hogrefe & Huber Publishers.

Martela, F., Bradshaw, E.L., Ryan, R.M. (2019). Expanding the map of intrinsic and extrinsic aspirations using network analysis and multidimensional scaling: Examining four new aspirations. Frontiers in Psychology, 10, 2174. https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2019.02174

Martínez-Martí, M.L., Ruch, W. (2014). Character strengths and well-being across the life span: data from a representative sample of German-speaking adults living in Switzerland. Frontiers in Psychology, 5, 1253. https://doi.org/ 10.3389/fpsyg.2014.01253

McCullough, M.E., Emmons, R.A., Tsang, J.-A. (2002). The grateful disposition: A conceptual and empirical topography. Journal of personality and social psychology, 82(1), 112–127. https://doi.org/10.1037/0022-3514.82.1.112

Olčar, D., Rijavec, M., & Ljubin Golub, T. (2019). Primary school teachers’ life satisfaction: The role of life goals, basic psychological needs and flow at work. Current Psychology, 38, 320–329. https://doi.org/ 10.1007/s12144-017-9611-y

Oriol, X., Unanue, J., Miranda, R., Amutio, A., Bazán, C. (2020). Self-Transcendent Aspirations and Life Satisfaction: The Moderated Mediation Role of Gratitude Considering Conditional Effects of Affective and Cognitive Empathy. Frontiers in Psychology, 11, 2105. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.02105

Portocarrero, F.F., Gonzalez, K., Ekema-Agbaw, M. (2020). A meta-analytic review of the relationship between dispositional gratitude and well-being. Personality and Individual Differences, 164, 110101. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110101

Reyes, V., et al. (2022). Dispositional Gratitude as an Underlying Psychological Process Between Materialism and the Satisfaction and Frustration of Basic Psychological Needs: A Longitudinal Mediational Analysis. Journal of Happiness Studies, 23(2), 561–586. https://doi.org/10.1007/s10902-021-00414-0

Ryan, R.M., Deci, E.L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publications.

Twenge, J.M. (2020). Increases in depression, self-harm, and suicide among U. S. adolescents after 2012 and links to technology use: Possible mechanisms. Psychiatric Research and Clinical Practice, 2(1), 19–25. https://doi.org/10.1176/appi.prcp.20190015

Veisson, M. (1999). Depression symptoms and emotional states in parents of disabled and non-disabled children. Social Behavior and Personality: An International Journal, 27(1), 87–97. https://doi.org/10.2224/sbp.1999.27.1.87

Watson, D., Naragon-Gainey K. (2010). On the specificity of positive emotional dysfunction in psychopathology: Evidence from the mood and anxiety disorders and schizophrenia/schizotypy. Clinical Psychology Review, 30(7), 839–848. https://doi. org/10.1016/j.cpr.2009.11.002

Weiner, B., Russell, D., Lerman, D. (1979). The cognition–emotion process in achievement-related contexts. Journal of Personality and Social Psychology, 37(7), 1211–1220. https://doi.org/10.1037/0022-3514.37.7.1211

Wood, A.M., Maltby, J., Stewart, N., Linley, P.A., Joseph, S. (2008). A social-cognitive model of trait and state levels of gratitude. Emotion, 8(2), 281–290. https://doi.org/10.1037/1528-3542.8.2.281

Wood, A.M., Froh, J.J., Geraghty, A.W.A. (2010). Gratitude and well-being: A review and theoretical integration: Positive Clinical Psychology. Clinical Psychology Review, 30(7), 890–905. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2010.03.005

Wood, A.M., Joseph, S., Linley, P.A. (2007). Coping style as a psychological resource of grateful people. Journal of social and clinical psychology, 26(9), 1076–1093. https://doi.org/10.1521/jscp.2007.26.9.1076

Для цитирования статьи:

Сычев О.А., Гордеева Т.О., Титова Граншам В.А., Руднова Н.А., Корниенко Д.С.Диспозиционная благодарность как медиатор влияния жизненных целей на психологическое благополучие. // Национальный психологический журнал. 2023. № 4. c.123-136. doi: 10.11621/npj.2023.0411

Скопировано в буфер обмена

Скопировать