ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Креативность и культурная конгруэнтность подростков

Креативность и культурная конгруэнтность подростков

Скачать в формате PDF

Поступила: 04.07.2022

Принята к публикации: 30.10.2023

Дата публикации в журнале: 07.12.2023

Ключевые слова: подросток; культурная конгруэнтность; креативность; дивергентное мышление; нормативная ситуация

Страницы: 16-24

DOI: 10.11621/npj.2023.0402

Доступно в on-line версии с: 07.12.2023

Для цитирования статьи:

Баянова Л.Ф., Ганиева А.М. Креативность и культурная конгруэнтность подростков. // Национальный психологический журнал 2023. № 4. c.16-24. doi: 10.11621/npj.2023.0402

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2023

Баянова Лариса Фаритовна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Ганиева Айсылу Мунавировна Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аннотация

Актуальность. Изучение культурной конгруэнтности как личностного свойства, определяющего регуляцию поведения подростка относительно типичных для возраста правил, является важной задачей для психологии развития. Спектр правил при всем их многообразии имеет инвариантный ряд. Для каждого возрастного этапа эта инвариантная часть многообразия специфична. Проблема исследования культурной конгруэнтности креативных подростков определяется противоречием, которое складывается между необходимостью следования типичным правилам и условиями развития креативности, связанной с атипичностью, оригинальностью продуктов творческой деятельности. Отмечается недостаточность исследований о характере соотношений антиподных психологических свойств подростков: культурной конгруэнтности и креативности.

Цель. Анализ характера взаимосвязи культурной конгруэнтности и креативности; изучение степени влияния дивергентного мышления на культурную конгруэнтность подростков.

Выборка. Исследование проводилось в 4 этапа в период с марта 2021 года по март 2022 года, в котором приняли участие 272 подростка, в возрасте от 13 до 16 лет (М = 14,21; SD = 1,02). Из них 133 человека — женского пола, а 139 — мужского.

Методы. В батарею методик вошли: опросник творческих характеристик личности (Ф. Вильямс, адаптирован Е.Е. Туник, 2003), методика определения уровня культурной конгруэнтности для подростков (Л.Ф. Баянова, О.Г. Миняев, 2016), тест на определение творческих способностей (Х. Зиверт, 1998). В рамках исследования оценивались такие параметры, как любознательность, воображение, склонность к риску, самоорганизованность, находчивость, дивергентное мышление, культурная конгруэнтность — способность к регуляции поведения относительно правил, типичных для социальной ситуации развития в подростковом возрасте. Математическая обработка данных проводилась с помощью методов описательной статистики, корреляционного анализа по критерию Пирсона r, шкалы Чеддока, однофакторного дисперсионного анализа ANOVA.

Результаты. В результате исследования показателей дивергентного мышления, творческих характеристик и культурной конгруэнтности подростков из всего многообразия дихотомических связей, значимая обратная взаимосвязь была обнаружена между структурной компонентой культурной конгруэнтности — «безопасностью» и дивергентным мышлением на уровне 95% достоверности (p ≤ 0,05; r = −0,12). Данный факт свидетельствует о том, что наша гипотеза подтвердилась. На последнем этапе исследования нами был проведен дисперсионный анализ с помощью однофакторного метода ANOVA. В результате данного анализа было установлено, что влияние дивергентного мышления на культурную конгруэнтность подростков несущественно.

Выводы. Данные, полученные в ходе исследования, указывают на слабую взаимосвязанность антитезных факторов — креативности и культурной конгруэнтности. Результаты указывают на наличие обратной связи между креативностью и единственным параметром — шкалой «безопасность» по методике на определение культурной конгруэнтности подростков. Выявленные данные исследуемых показателей имеют различия с результатами, обнаруженными ранее при изучении регуляции поведения и креативности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Литература

Баянова Л.Ф., Миняев О.Г. Подросток как субъект нормативной ситуации в современной зарубежной психологии развития // Филология и культура. 2016. № 1(43). С. 325–331. Баянова Л.Ф., Миняев О.Г. Влияние культурной конгруэнтности на личностные свойства подростков // Казанский педагогический журнал. 2018. № 6(131). С. 192–196.

Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р. Формально-логическое мышление дошкольников при разном уровне культурной конгруэнтности // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2015. Т. 157, № 4. С. 176–182.

Баянова Л.Ф., Хаматвалеева Д.Г. Обзор зарубежных исследований творческого мышления в психологии развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 2. С. 51–72.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие. М.: Академия, 2002.

Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. 2000. № 1. С. 81–107.

Дорфман Л.Я., Дубровский А.В., Курочкин Е.А., Лядов В.Н. Черты личности в интеграции дисциплинированности с креативностью // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2021. Т. 31, № 4. С. 381–390. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2021-31-4-381-390 Зиверт Х. Тестирование личности: Пер. с нем. М.: Интерэксперт, 1998.

Леонов С.В., Якушина А.А., Поликанова И.С., Клименко В.А. Взаимосвязь интернет-зависимого поведения, интеллектуального развития и культурной конгруэнтности у детей младшего школьного возраста // Сибирский психологический журнал. 2021. № 81. С. 215–227.

Любарт Т. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Креативность и девиантность: современное состояние проблемы в психологии // Психология и право. 2020. Т. 10, № 3. C. 86–107. https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100307 Попова Р.Р. Развитие когнитивных регуляторных функций у дошкольников при разном уровне культурной конгруэнтности: дисс. ... канд. психол. наук. Казань, 2020.

Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.

Федорова А.А. Связь креативности, ценностей и конфликтного поведения сотрудников // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16, № 1. С. 191–203. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-1-191-203

Цивильская Е.А. Исследование особенностей теоретического мышления у интеллектуально одаренных учеников с высоким уровнем культурной конгруэнтности // Современное педагогическое образование. 2018. № 3. С. 9–13.

Albert, I., Trommsdorff, G. (2014). The role of culture in social development over the lifespan: an interpersonal relations approach. Online Readings in Psychology and Culture, 6(2), 3–28. https://doi.org/10.9707/2307-0919.105

Bayanova, L. (2014). Compliance with cultural rules of children having different level of creatinity. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 146, 192–195. https://doi.org/ 10.1016/j.sbspro.2014.08.109

Bayanova, L.F., Chulyukin, K.S. (2018). The impact of cultural congruence on the creative thinking of primary school children. Psychology in Russia: State of the Art, 11(1), 61–70.

Bayanova, L.F., Minyaev, O.G. (2019). Cultural Congruence Test for Russian Adolescents. Psychology in Russia: state of the art, 12(3), 163–176.

Bayanova, L.F., Mustafin, T.R. (2016). Factors of compliance of a child with rules in a Russian cultural context. European Early Childhood Education Research Journal, 24(3), 357–364. https://doi.org/10.1080/1350293X.2016.1164394

Bayanova, L.F., Tsivilskaya, E.A., Bayramyan, R.M., Chulyukin, K.S. (2016). A cultural congruence test for primary school students. Psychology in Russia: state of the Art, 9(4), 94–105.

Cazden, C., John, V., Hymes, D. (1972). Functions of language in the classroom. New York: Teachers College Press.

Charness, G., Grieco, D. (2021). Creativity and Corporate Culture. The Economic Journal, 12, 39–77. https://doi.org/10.1093/ej/uead012 Fairchild, G., et al. (2016). Mapping the structural organization of the brain in conduct disorder: replication of findings in two independent samples. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 57(9), 1018–1026. https://doi.org/10.1111/jcpp.12581

Foster, M.L., Lewis, J., Onafowora, L. (2003). Anthropology, culture, and research on teaching and learning: Applying what we have learned to improve practice. Theory into Practice, 31(4), 303–311.

Goulding, A., Davenport, B., Newman A. (2019). Resilience and Ageing: Creativity, Culture and Community. Policy Press Scholarship Online. https://doi.org/10.1332/policypress/9781447340911.001.0001

Huriwai, T. (2002). Re-enculturation: culturally congruent interventions for Mäori with alcohol- and drug-use-associated problems in New Zealand. Substance Use Misuse, 37(12), 59–68. https://doi.org/10.1081/ja-120004183

Ko, D., Seo, Y., Sang-Uk, J. (2015). Examining the effect of cultural congruence, processing fluency, and uncertainty avoidance in online purchase decisions in the U.S. and Korea. Marketing Letters, 26, 377–390. https://doi.org/10.1007/s11002-015-9351-4 Labov, W. (1972). Language in the inner city. Philadelphia: University Pennsylvania Press.

Lindgaard, G., Dudek, C., Chan, G. (2013). Cultural Congruence and Rating Scale Biases in Homepages. In P. Kotzé, G. Marsden, G.Lindgaard, J.Wesson, M.Winckler (Eds.), Human-Computer Interaction (pp. 531–538). Springer, Berlin, Heidelberg. https:// doi.org/10.1007/978-3-642-40498-6_42

Markus, H.R., Kitayama, S. (2010). Cultures and selves. A cycle of mutual constitution. Perspectives on Psychological Science, 5, 420–430. https://doi.org/10.1177/1745691610375557

Nimmo, C., et al. (2021). Using Simulation to Educate Rural NP students About Cultural Congruence. The Journal for Nurse Practitioners, 56, 108–116. https://doi.org/ 10.1016/j.ecns.2021.04.011 Solon, K.T. (1972). Social and Cultural Congruences in American Civilization. Journal of Aesthetic Education, 6(1), 39–52.

Super, C.M., Harkness, S. (1997). The Cultural Structuring of Child Development. In J.W. Berry, P.R. Dasen, T.S. Saraswathi (Eds.), Handbook of Cross-Cultural Psychology, 2: Basic Processes and Human Development (2nd ed., pp. 1–40). Boston, MA: Allyn and Bacon.

Trommsdorff, G., Cole, P. (2011). Emotion, self-regulation, and social behavior in cultural contexts. In G. Trommsdorff, P.M. Cole, X. Chen, K.H. Rubin (Eds.), Socioemotional Development in Cultural Context (pp. 131–163). New York, NY: Guilford Press.

Veraksa, A., et al. (2018). Features of executive functions development in Moscow and Kazan preschoolers. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, XLIII, 648–658.

Zheng, M., et al. (2023). The Moderating Role of Culture on the Effect of Instructional Focus on Individual and Team Creativities. The Journal of Creative Behavior, 4. https://doi.org/10.1002/jocb.575

Для цитирования статьи:

Баянова Л.Ф., Ганиева А.М.Креативность и культурная конгруэнтность подростков. // Национальный психологический журнал. 2023. № 4. c.16-24. doi: 10.11621/npj.2023.0402

Скопировано в буфер обмена

Скопировать