ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Роль литературы и театра в восстановлении нарушенного речевого общения в процессе логопсихотерапии

Роль литературы и театра в восстановлении нарушенного речевого общения в процессе логопсихотерапии

Скачать в формате PDF

Поступила: 07.02.2023

Принята к публикации: 04.06.2023

Дата публикации в журнале: 22.08.2023

Ключевые слова: слово; речь; личность; общение; заикание; динамическая психотерапевтическая диагностика; библиотерапия; арттерапия; семейная групповая логопсихотерапия

Страницы: 191-200

DOI: 10.11621/npj.2023.0319

Доступно в on-line версии с: 22.08.2023

Для цитирования статьи:

Карпова Н.Л. Роль литературы и театра в восстановлении нарушенного речевого общения в процессе логопсихотерапии. // Национальный психологический журнал 2023. № 3. c.191-200. doi: 10.11621/npj.2023.0319

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2023

Карпова Наталия Львовна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Аннотация

Актуальность. Возможности использования художественной литературы и методов арттерапии для повышения эффективности терапии речевых нарушений.

Цель. Показать особенности применения библиотерапии и сценического искусства в восстановлении нарушенного речевого общения у заикающихся на примере семейной групповой логопсихотерапии.

Методы. Теоретический анализ источников по теме; анализ, сравнение, обобщение проведенных исследований в логопсихотерапии; динамическая психотерапевтическая диагностика Ю.Б. Некрасовой; библиотерапия; арттерапия; семейная групповая логопсихотерапия.

Результаты. Проведен сравнительный анализ подходов к определениям библиотерапии и драматерапии в отечественных и зарубежных исследованиях. Рассматриваются формы обращения к произведениям художественной литературы и искусству театра в процессе социореабилитации личности с заиканием. Показана роль сценической речи в нормализации механизма речи и специфика применения методов библиотерапии и арттерапии в семейной групповой логопсихотерапии — системе восстановления нарушенного речевого общения у заикающихся детей, подростков и взрослых при активном участии их родителей и родственников. Проанализированы формы применения библиотерапии (индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая) на разных этапах логопсихотерапии. Показано применение театральных приемов в активной групповой логопсихотерапии.

Выводы. Методы библиотерапии и арттерапии применительно к терапии любого психического нарушения адаптируется в целях решения конкретной проблемы. В семейной групповой логопсихотерапии при обращении к библиотерапии и приемам театрального искусства внимание направлено на слово в тексте и речевое общение действующих лиц с целью достижения заикающимися свободы смены психических состояний в разных ситуациях речевой коммуникации. Методы библиотерапии и арттерапии способствуют организации интрагенного поведения всех участников логопсихотерапии для достижения результата в речи и общении.

Литература

Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / Отв. ред. Н.Л. Карпова. Редколл. Н.С. Лейтес, О.Л. Кабачек, И.И. Тихомирова. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014.

Библиопсихология и библиотерапия / Под ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек. М.: Школьная библиотека, 2005.

Глозман Ж.М., Николаева Е.И., Карпова Н.Л., Добрин А.В. Роль функциональной асимметрии в развитии и динамике когнитивных и речевых расстройств. М.: ПИ РАО, 2022.

Дементьева А.А. Постановка повести-притчи Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» в логопсихотерапевтической группе. Психология. Литература. Театр. Кино. Коллективная монография / Под общ. ред. Н.Л. Карповой. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2020. С.350–353.

Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958.

Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. Учебное пособие. М.: Флинта, 1997; 2-е изд., испр. и доп. МПСИ: Флинта, 2003.

Карпова Н.Л. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 70–82.

Карпова Н.Л., Голзицкая А.А. Динамическая психотерапевтическая диагностика Ю.Б. Некрасовой (к 90-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 2021. № 5. С. 139–146.

Карпова Н.Л., Голзицкая A.A., Чернянин В., Хаципиентидис К., Мазза Н. Библиотерапия в России, Польше, США // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 136–144.

Карпова Н.Л., Данина М.М., Шувиков А.И. Театр и логопсихотерапия. Психология. Литература. Театр. Кино. Коллективная монография / Под общ. ред. Н.Л. Карповой. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2020. С. 44–48.

Крымова Н.А. Стенограмма встречи с группой логопсихотерапии 02.12.1995 / Личный архив Н.Л. Карповой.

Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб.: Азбука, 2017.

Мелик-Пашаев А.А. Наследие Михаила Чехова и психология творчества. Психология. Литература. Театр. Кино. Коллективная монография / Под общ. ред. Н.Л. Карповой. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2020. С.26–33.

Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / Под ред. Н.Л. Карповой. М.: Смысл, 2006.

Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения // Вопросы психологии. 1991. № 5. С.123–129.

Некрасова Ю.Б. Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 1968.

Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: автореф. дисс. в форме научного доклада … д-ра психол. наук. М., 1992.

Некрасова Ю.Б. Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 32–40.

Попова Т.А. Драматерапия и экзистенциальный театр арт-терапевтические направления работы психолога. Психология. Литература. Театр. Кино. Коллективная монография / Под общ. ред. Н.Л. Карповой. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2020. С.298–305.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е доп. и переработ. изд-е. СПб.: Издательство «Питер», 2000.

Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / Под ред. Н.Л. Карповой. М.; СПб.: Нестор-История, 2011.

Симонов П.В. Метод Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд-во АН СССР, 1962.

Собкин В.С. Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского; Выготский Л.С. Театральные рецензии. М.: Институт социологии образования РАО, 2015.

Собкин В.С. Л.С. Выготский как театральный критик (по материалам рецензий гомельской печати). Психология. Литература. Театр. Кино. Коллективная монография / Под общ. ред. Н.Л. Карповой. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2020. С.21–24.

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Художественная литература, 1938.

Czernianin, W., Czernianin, H. (2012). Literature and Therapy. Wrocław: Wyd. Smak Słowa.

Mazza, N. (2017). Poetry therapy: Theory and practice (2nd ed.). New York: Routledge.
Для цитирования статьи:

Карпова Н.Л.Роль литературы и театра в восстановлении нарушенного речевого общения в процессе логопсихотерапии. // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. c.191-200. doi: 10.11621/npj.2023.0319

Скопировано в буфер обмена

Скопировать