ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Образовательный потенциал театрально-педагогических практик

Образовательный потенциал театрально-педагогических практик

Скачать в формате PDF

Поступила: 27.02.2023

Принята к публикации: 03.06.2023

Дата публикации в журнале: 22.08.2023

Ключевые слова: театральная образовательная практика; событийность; образовательное событие; художественно-творческая образовательная среда

Страницы: 183-190

DOI: 10.11621/npj.2023.0318

Доступно в on-line версии с: 22.08.2023

Для цитирования статьи:

Климова Т.А. Образовательный потенциал театрально-педагогических практик. // Национальный психологический журнал 2023. № 3. c.183-190. doi: 10.11621/npj.2023.0318

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2023

Климова Татьяна Анатольевна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация

Актуальность. Рекомендации Министерства просвещения России по созданию школьных театров в каждом образовательном учреждении ставят перед исследователями театральных практик в образовании задачи — зафиксировать социокультурные дефициты, которые могут быть решены с помощью театрально-педагогических проектов, а также представить конкретные театрально-педагогические формы решения этих проблем. Необходимость определения понятных ориентиров для проведения работы по внедрению театральной педагогики в образование составляет актуальность этого материала.

Цель работы — представить психолого-педагогический анализ образовательного ресурса театрально-педагогических практик. Для достижения данной цели в статье приводится феноменологическое описание и анализ трех реализованных театральных образовательных проектов.

Выборка. Материалом для анализа послужили выпускные квалификационные проекты магистрантов программы «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» МГПУ. Особое внимание в данном анализе было уделено описанию целей и результатов проектов. В качестве респондентов были выбраны магистранты — выпускники 2022 года, чьи работы относятся к трем различным типам образовательной ситуации: проект, реализованный в общем образовании, проект дополнительного образования и образовательный проект, реализованный в профессиональном театре.

Методы. При подготовке работы использовался метод свободного интервью, который позволил собрать информацию о реализованных магистрантами проектах. Важно, что данный вид интервью позволяет использовать не только собственные заключения исследователя, но также и опыт людей, непосредственно связанных с предметом исследования.

Результаты. Аналитические обобщения, полученные в результате данной работы, представлены в виде учебных кейсов, рассматриваемых на курсах повышения квалификации педагогов и на занятиях магистратуры по профилю: Театральная педагогика и режиссура образовательной среды МГПУ. Предполагается дальнейшее оформление результатов исследования в виде методических рекомендаций для педагогических кадров.

Выводы. В статье представлен обобщающий анализ, позволяющий сделать вывод о существующих социокультурных дефицитах, затрудняющих развитие личностных и метапредметных компетенций учащихся разного возраста, а также описание конкретных направлений возможной психолого-педагогической работы театральных практик в образовании.

Литература

Алесенкова В.Н. «Эстетическая логика» постдраматического театра Х.-Т. Лемана: pro et contra // Фундаментальные исследования. 2014. № 12–8. С. 1785–1788.

Антонова О.А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен: дисс. … д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2006.

Годер Д. Художники, визионеры, циркачи. Очерки визуального театра. М.: Новое литературное обозрение, 2012.

Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. Беседы и записи репетиций. М.: Искусство, 1951.

Жидов А.В., Коробенко М.Ю. Школьный театр как форма социокультурной практики школьников // Грани познания. 2020. № 5 (70). С. 93–96.

Загребин С.С., Тухватулина К.А. Современный российский театр: вариации коммуникативных практик // Социум и власть. 2017. № 3 (65). [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-rossiyskiy-teatrvariatsii-kommunikativnyh-praktik (дата обращения: 21.02.2023).

Климова Т.А. Театральная педагогика как пространство обретения личностных смыслов // Журнал практического психолога. 2015. № 3. С. 166–175.

Климова Т.А., Никитина А.Б. Образовательный потенциал театральных практик Москвы. UniverCity: Города и Университеты. Москва: Экон-информ, 2019.

Климова Т.А., Никитина А.Б. Параметры открытой художественно-творческой образовательной среды школы // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2022. Т. 16, № 2. С. 65–87. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.2.04

Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.: ABCdesign, 2013.

Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. М.: Искусство, 1968.

Осминкин Р.С. Партиципаторное искусство: от «эстетики взаимодействия» к постпартиципаторному искусству // Обсерватория культуры. 2016. Т. 1, № 2. С. 6–13.

Собкин В.С., Коломиец Ю.О. К вопросу о задачах и целях школьного образования. Практики развития: замыслы, технологии, контексты: Материалы XXV научно-практической конференции, Красноярск, 19–21 апреля 2018 года. Красноярск: Институт психологии практик развития, 2019.

Чеховский И.В. Интервью как способ получения информации в качественной стратегии исследовательского поиска // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2009. № 4. C. 20–25.

Alfandari, N. (2021). Changing the Terms of Engagement-Reflecting on the Use of Image Theatre in Research with Secondary School Students. In J. Onsès Segarra & F. Hernández-Hernández (Eds.), Educational Research: (Re)connecting Communities. Proceedings of ECER 2020. NW 29. Research on Arts Education. Barcelona: University of Barcelona — Dipòsit Digital.

Ķestere, I. (2017). The school theatre as a place of cultural learning: the case of Soviet Latvia (1960s–1980s). Paedagogica Historica, 53, 1–24. https://doi.org/10.1080/00309230.2017.1307857
Для цитирования статьи:

Климова Т.А.Образовательный потенциал театрально-педагогических практик. // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. c.183-190. doi: 10.11621/npj.2023.0318

Скопировано в буфер обмена

Скопировать