ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Формирование человека через погружение в разнообразие видов искусства

Формирование человека через погружение в разнообразие видов искусства

Скачать в формате PDF

Поступила: 31.01.2023

Принята к публикации: 19.06.2023

Дата публикации в журнале: 22.08.2023

Ключевые слова: интегрированное обучение; полихудожественное воспитание; направления развития; пространство; разнообразие искусств; художественная деятельность; саморазвитие личности

Страницы: 174-182

DOI: 10.11621/npj.2023.0317

Доступно в on-line версии с: 22.08.2023

Для цитирования статьи:

Савенкова Л.Г. Формирование человека через погружение в разнообразие видов искусства. // Национальный психологический журнал 2023. № 3. c.174-182. doi: 10.11621/npj.2023.0317

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2023

Савенкова Любовь Григорьевна Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена актуальной проблеме современного образования — формированию личности в процессе освоения разных видов художественной деятельности. В настоящее время вопросы приобщения подрастающего поколения и молодежи к творческой деятельности требуют тщательного изучения. Направление исследования. В статье выделены особенности исследований в области интегрированного полихудожественного обучения в предыдущие годы Института художественного образования и культурологии РАО, на которые опирается автор данной статьи, это позволяют утверждать, что искусство не праздник и освоение его требует особого отношения к нему образовательных школ. Подтверждая сказанное, в статье представлена динамика направлений развития ребенка (обучающегося) через разные виды художественной деятельности с 1 по 11 класс, сформулированные в результате комплексных исследований.

Цель. Выделить и обосновать важность и значимость приобщения детей и молодежи к искусству в современной ситуации, когда это приобретает особый смысл.

Результаты. В статье раскрыты факторы интегрированного полихудожественного образования на примере трех видов искусства: литературного, театрального и изобразительного.

Выводы. Проблема формирования человека путем погружения в искусство во все времена интересовала исследователей. В настоящее время недопонимание необходимости гуманитарно-художественной составляющей общего образования приводит обучающихся к узости мышления человека и недооценки своей профессиональной деятельности.

Литература

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1996.

Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: цикл популярных лекций-очерков. М.: Академия, 2001.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

Злотников Р.А. Духовные потребности советского рабочего. Саратов, 1975.

Кабкова Е.П. Развитие способности школьников к художественному обобщению на уроках искусства: автореф. дисс. … д-ра пед. наук. М., 2005.

Кобзарь Б.С. Перспективы образования на рубеже третьего тысячелетия // Мир образования — образование в мире. 2001. № 1. С. 73.

Кудрявцева В.Т., Слободчикова В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия Российской академии образования. 2001. № 4. С. 4–46.

Мелик-Пашаев А.А. Проблема развития творческих способностей детей в педагогике ХХ века. М., 1994.

Пеня Т.Г. Интегрированная полихудожественная программа Космос театра // Интегрированные программы в условиях гуманитаризации образования. М.: Интеллект-Центр, 2014.

Савенкова Л.Г. Педагогические условия интегрированного полихудожественного освоения изобразительного искусства: автореф. дисс. … д-ра пед. наук. М., 2001.

Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда. // Интегрированные программы в условиях гуманитаризации образования. М.: Интеллект-Центр, 2014.

Стукалова О.В. Высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусства: современное состояние и перспективы развития: автореф. дисс. … д-ра пед. наук. М., 2011.

Сухова Т.И. Полихудожественное литературно-речевое развитие школьников 1–11 классов. // Интегрированные программы в условиях гуманитаризации образования. М.: Интеллект-Центр, 2014.

Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. 1947. № 11. С. 7–29.

Фомина Н.Н. Из материалов научных исследований Учреждения РАО. М.: Институт художественного образования, 2011.

Фохт-Бабушкин Ю.У. Развитие художественных интересов сельских школьников. М.: Педагогика, 1979.

Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и формирование личности. М.: Наука, 1984.

Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности // Общественные науки. 1987. № 1.

Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века. История и методология. СПб.: Алтейя, 2001.

Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовное развитие личности как проблема научного управления художественной культурой. Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. М.: Наука, 1980.

Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. М.: Эйдос, 2013.

Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.: Спутник+, 2004.
Для цитирования статьи:

Савенкова Л.Г.Формирование человека через погружение в разнообразие видов искусства. // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. c.174-182. doi: 10.11621/npj.2023.0317

Скопировано в буфер обмена

Скопировать