ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Изучение детского рисунка как явления художественной культуры

Изучение детского рисунка как явления художественной культуры

Скачать в формате PDF

Поступила: 10.02.2023

Принята к публикации: 14.06.2023

Дата публикации в журнале: 22.08.2023

Ключевые слова: художественная культура; детский рисунок; методы систематизации; критерии художественной культуры

Страницы: 156-165

DOI: 10.11621/npj.2023.0315

Доступно в on-line версии с: 22.08.2023

Для цитирования статьи:

Фомина Н.Н. Изучение детского рисунка как явления художественной культуры. // Национальный психологический журнал 2023. № 3. c.156-165. doi: 10.11621/npj.2023.0315

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2023

Фомина Наталья Николаевна Российская академия образования

Аннотация

Актуальность. В настоящее время существует противоречие между высокими ориентирами психолого-педагогической науки на творческое развитие каждого школьника на уроках художественных дисциплин и традиционно-академической направленностью учебных программ по искусству. Вызывает вопросы ориентация детей на участие в конкурсах, которые требуют от ребенка психического напряжения, проводятся в сроки, за которые невозможно создать осмысленное произведение, достойное автора, являющегося субъектом культуры. Решение проблемы следует искать в обращении к историческому опыту художественной педагогики, когда творчество детей изучалось как явление художественной культуры, а ребенок воспринимался как участник культурного процесса.

Цель. Раскрыть метод изучения детского рисунка как явления художественной культуры, прошедший апробацию и нашедший отражение в научных исследованиях и результатах художественного творчества детей. Этот период определяется 1910–1920 годами.

Методы. Анализ психолого-педагогической и культурологической литературы по проблеме, сопоставительный комплексный анализ результатов художественного воспитания и программно-методических документов.

Результаты исследования. Показана психолого-педагогическая ценность и введена в научный оборот коллекция детских рисунков, сформированная А.В. Бакушинским и его коллегами в период работы в Государственной академии художественных наук (1921–1929), ныне являющаяся частью Международной коллекции детского рисунка Института художественного образования и культурологии РАО, как часть его психолого-педагогического наследия. Раскрыты методы систематизации, описания, изучения детского творчества, анализа и обобщения результатов художественного развития с позиций художественной культуры, психологии и педагогики своего времени.

Выводы. Исследование А.В. Бакушинского и его учеников представляет идеальную модель научно обоснованной системы эстетического воспитания, нацеленной на формирование художественной культуры личности, способной на творческое изобретение в области избранного дела.

Литература

Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.

Воронов В.С. По поводу выставки «Детское творчество» // Вестник воспитания. 1916. № 4. С. 105–109.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.

Изобразительное искусство. № 1: Журнал Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. Петербург, 1919.

Искусство в трудовой школе / Под ред. А.В. Бакушинского. М.: Новая Москва, 1926.

Кандинский В.В. О духовном в искусстве (живопись). Ленинград, 1989.

Королев Ф.Ф. и др. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921–1931. М.: АПН РСФСР, 1961.

Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.

Лихачев Д.С. Текстология. Л.: Наука, 1983.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII — начала XIX века). СПб.: Искусство, 1994.

Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.

Программа преподавания изобразительного искусства в Единой Трудовой Школе. Петроград: Госиздат, 1921.

Программы для I и II ступени семилетней единой трудовой школы. М.: Госиздат, 1921.

Салон В. Издебского. Каталог интернациональной выставки картин, скульптуры, гравюры и графики. С.-Петербург: Тип. Ф.Н. Альтшулера, 1909.

Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 — январь 1912. Т. 1. Петроград, 1914.

Фомина Н.Н. Деятельность А.В. Бакушинского в Государственной академии художественных наук (к 100-летию ГАХН) // Искусство в школе. 2021. № 3. С. 5–12.

Фомина Н.Н. Изучение творчества детей в ГАХН // Искусствознание. 1998. № 1. С. 303–309.

Фомина Н.Н. Художественное воспитание детей в культуре России первой половины ХХ века: дисс. … д-ра пед. наук. М., 2002.

Фомина Н.Н. Художественно-творческое развитие детей по А.В. Бакушинскому Художественное творчество и воспитание / Под ред. Н.Н. Фоминой. М.: Карапуз, 2009.

Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. М.: Просвещение, 1987.

Щербаков В.С. Изобразительное искусство: обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969.
Для цитирования статьи:

Фомина Н.Н.Изучение детского рисунка как явления художественной культуры. // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. c.156-165. doi: 10.11621/npj.2023.0315

Скопировано в буфер обмена

Скопировать