ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Об игре ребенка и актера: к вопросу о «превращениях» переживания

Об игре ребенка и актера: к вопросу о «превращениях» переживания

Скачать в формате PDF

Поступила: 18.02.2023

Принята к публикации: 03.06.2023

Дата публикации в журнале: 21.08.2023

Ключевые слова: игра; детская игра; сюжетно-ролевая игра; эмоциональное развитие; воображение; игра и искусство; игра актера; игра и творчество; переживание; сопереживание

Страницы: 137-146

DOI: 10.11621/npj.2023.0313

Доступно в on-line версии с: 21.08.2023

Для цитирования статьи:

Рябкова И.А., Шеина Е.Г. Об игре ребенка и актера: к вопросу о «превращениях» переживания. // Национальный психологический журнал 2023. № 3. c.137-146. doi: 10.11621/npj.2023.0313

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2023

Рябкова Ирина Александровна Московский государственный психолого-педагогический университет

Шеина Елена Георгиевна Московский государственный психолого-педагогический университет

Аннотация

Актуальность. Многие авторы отмечают сходство детской сюжетно-ролевой игры и игры актера, однако это сходство обычно ограничивается внешними чертами: наличием сюжета, ролей, предметных атрибутов и т.д. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это абсолютно разные деятельности, значительно отличающиеся друг от друга. И все же, у них есть одно глубинное общее свойство: они направлены на то, чтобы вызывать и изменять чувства. Несмотря на то, что Л.С. Выготский придавал большое значение аффекту не только в связи с искусством, но и в связи с игрой, в отечественной психологии эти вопросы исследуются недостаточно.

Цель. Рассмотреть трансформацию чувства в детской игре и сравнить ее с игрой актера.

Результаты. В основе детской игры лежит эмотив — связь события с эмоциональными реакциями. Сходство текущей ситуации с эмотивом приводит к появлению и воплощению игрового образа. Игровой образ способствует трансформации переживания: торможению непосредственных эмоций, расщеплению эмоциональных реакций и появлению специфического состояния игривости (playfulness), появлению новых чувств и совместных переживаний с другими участниками игры. Аналогичные процессы происходят в обществе благодаря сценическому искусству. Л.С. Выготский считал, что сценическая игра выполняет особенные функции в обществе: она появляется как ответ на настроения в обществе, на те события, которые волнуют людей, и вызывают у зрителей общие эмоциональные реакции, изменяя и обогащая их переживание.

Выводы. Сценическая и детская игры похожи не только наличием общей терминологии и мнимой ситуации действия. У них есть глубинное сходство: оба эти вида игры связаны с работой переживания, с его превращением. Это чрезвычайно важные области человеческой культуры, поскольку для человека как социального существа культура обращения со своими чувствами имеет особое значение. Игра для ребенка является инструментом эмоциональной регуляции так же, как искусство для человечества является «общественной техникой чувств» (Л.С. Выготский).

Литература

Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н. Возможности использования игровых ролей для тренировки регуляторных функций у дошкольников // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, № 1. С. 111–121. doi: 10.17759/chp.2020160111

Веракса Н.Е. Диалектическая структура игры дошкольника // Национальный психологический журнал. 2022. Т. 47, № 3. С. 4–12. doi: 10.11621/npj.2022.0302

Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 6. М.: Педагогика, 1984.

Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.

Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2004а.

Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2004б.

Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д., Стрелкова Л.П., Абрамян Л.А. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1985.

Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий. В хрестоматии Познавательные психические процессы / Под ред. А.Г. Маклакова. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. СПб.: Питер, 2009.

Рябкова И.А. Построение игрового замысла в свободной игре дошкольников // Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 28–36.

Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова O.A. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009.

Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Психология актера: начало профессионального пути. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2021.

Чехов М.А. О технике актера. М.: Аст, 2018.

Эльконинова Л.И., Бажанова Т.В. Форма и материал сюжетно-ролевой игры дошкольников // Культурно-историческая психология. 2007. Т. 3, № 2. С. 2–11.

Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958.

Ariel, S., Carel, C.A., Tyano, S. (1985). Uses of children’s make-believe play in family therapy: Theory and clinical examples. Journal of Marital and Family Therapy, 11 (1), 47–60. doi: 10.1111/j.1752-0606.1985.tb00590.x

Bronson, M.R., Bundy, A.C. (2001). A correlational study of a test of playfulness and a test of environmental supportiveness for play. The Occupational Therapy Journal of Research, 21 (4), 241–259. doi: 10.1177/153944920102100403

Di Riso, D., Salcuni, S., Lis, A., Delvecchio, E. (2017). From research to clinical settings: Validation of the affect in play scale — preschool brief version in a sample of preschool and school aged Italian children. Frontiers in Psychology, 8, 728. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00728

Fein, G. (1989). Mind, meaning, and affect: Proposals for a theory of pretense. Developmental Review, 9 (4), 345–363. doi: 10.1016/0273-2297(89)90034-8

Fein, G. (1981). Pretend Play in Childhood: An Integrative Review. Child Development, 52 (4), 1095–1118. doi: 10.2307/1129497

Frijda, N.H. (1988). The laws of emotion. American Psychologist, 43 (5), 349–358. doi: 10.1037/0003-066X.43.5.349

Goldstein, T.R., Winner, E. (2009) Living in alternative and inner worlds: early signs of acting talent. Creativity research journal, 21 (1), 117–124. doi: 10.1080/10400410802633749

Guitard, P., Ferland, F., Dutil, É. (2005). Toward a better understanding of playfulness in adults. OTJR: Occupation, Participation and Health, 25 (1), 9–22. doi: 10.1177/153944920502500103

Hamamci, B., Dagal, A.B. (2021). Self-regulation and play: how children’s play directed with executive function and emotion regulation. Early child development and care, 192 (13), 2149–2159. doi: 10.1080/03004430.2021.1990906

Harris, P.L. (2000). The work of the imagination. England: Blackwell.

Hoffmann, J., Russ, S. (2012). Pretend play, creativity, and emotion regulation in children. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 6 (2), 175–184. doi:10.1037/a0026299

Kuczaj, S.A., Horback, K.M. (2012). Play and Emotion. Emotions of Animals and Humans. In S. Watanabe, S. Kuczaj (Eds.), The Science of the Mind (pp. 87–112). Tokyo: Springer. doi: 10.1007/978-4-431-54123-3_5

Møller, S.J. (2015). Imagination, playfulness, and creativity in children’s play with different toys. American Journal of Play, 7 (3), 322–346.

Petersen, H., Holodynski, M. (2020). Bewitched to be happy? The impact of pretend play on emotion regulation of expression in 3-to 6-year-olds. The Journal of Genetic Psychology, 181 (2–3), 111–126. doi: 10.1080/00221325.2020.1734909

Sutton-Smith, B. (2008). Play theory. A personal journey and new thoughts. American Journal of Play, 1 (1), 80–123.

Trawick-Smith, J., Russell, H., Swaminathan, S. (2011). Measuring the effects of toys on the problem-solving, creative and social behaviours of preschool children. Early Child Development and Care, 181 (7), 909–927. doi: 10.1080/030 04430.2010.503892

Uyanık, G., Çiftçi, H.A., Ünsal, Ö., Kılıç, Z., Değirmenci, Ş. (2018). Analyzing the Relationships between Preschool Children’s Play Skills and Their Social Competence and Emotion Regulation Skills. Croatian Journal of Education, 20 (3), 243–257. doi: 10.15516/cje.v20i0.3037

Yue, X.D., Leung, C.-L., Hiranandani, N.A. (2016). Adult playfulness, humor styles, and subjective happiness. Psychological Reports, 119 (3), 630–640. doi: 10.1177/0033294116662842
Для цитирования статьи:

Рябкова И.А., Шеина Е.Г.Об игре ребенка и актера: к вопросу о «превращениях» переживания. // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. c.137-146. doi: 10.11621/npj.2023.0313

Скопировано в буфер обмена

Скопировать