ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Опыт психологического анализа стихотворения Бориса Пастернака «Снег идет»

Опыт психологического анализа стихотворения Бориса Пастернака «Снег идет»

Скачать в формате PDF

Поступила: 20.06.2023

Принята к публикации: 01.07.2023

Дата публикации в журнале: 21.08.2023

Ключевые слова: стихотворение; психологический анализ; персонаж; цветовые предпочтения; переживание; роль ритма; авторский смысл; интерпретация текста

Страницы: 72-86

DOI: 10.11621/npj.2023.0308

Доступно в on-line версии с: 21.08.2023

Для цитирования статьи:

Собкин В.С. Опыт психологического анализа стихотворения Бориса Пастернака «Снег идет». // Национальный психологический журнал 2023. № 3. c.72-86. doi: 10.11621/npj.2023.0308

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2023

Собкин Владимир Самуилович Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Аннотация

Актуальность. Постижение глубинных психологических смыслов искусства с помощью, с одной стороны, «вчитывания» в текст, а с другой — «вычитывания» авторских смыслов на сегодняшний день оказывается одним из наиболее глубоких и многогранных путей проявления психологии искусства. Представленный в статье анализ стихотворения Пастернака «Снег идет» открывает возможности рассмотрения разных уровней организации текста для понимания особенностей смыслообразования.

Цель. Психологический анализ содержания стихотворения Пастернака «Снег идет», анализ особенностей влияния на понимание смысла таких аспектов, как многозначность значения слов, использования цвета, пространственно-временных характеристик, ритма.

Методы. Использованы методы структурно-семиотического и психолингвистического анализа поэтического текста для интерпретации смысла поэтического высказывания.

Результаты. Проанализировано своеобразие приемов «смыслового монтажа», основанных на использовании многозначности значений слова. Показано, как многозначность значений слова позволяет автору художественно оправдать тематические переходы в развитии содержания стихотворения. Проведен психологический анализ влияния композиционного приема объединения отдельных строк в ритмическую целостность на ориентировку читателя в выделении смысловой доминанты в тексте стихотворения. Охарактеризован феномен «удержания» и воспроизведения автором своих личных переживаний с помощью определенных ритмически организованных структур текста стихотворения, когда ритмически оформленная структура выступает как особое знаковое средство (подобно «узелку на память») для фиксации на подсознательном уровне значимых жизненных переживаний.

Выводы. Зафиксировано влияние феномена «двоения значений слова» как на актуализацию состояния личностной проблематизации у лирического героя стихотворения, так и на включение элементов жизненного контекста поэта, их «вливание» в смысловую структуру текста. Показана возможность использования принципов анализа цветовых предпочтений по методике М. Люшера на содержательную интерпретацию изменения психологических состояний лирического героя стихотворения в ходе развития сюжета.

Литература

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.

Белый А. Стихотворения и поэмы. М.: Советский писатель, 1966.

Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2021.

Выготский Л.С. Психология искусства. М.: АСТ, 2019.

Жолковский А.К. Поэтика Пастернака. Инварианты, структуры, интертексты. М.: Новое литературное обозрение, 2011.

Кнебель М.И., Лурия А.Р. Пути и средства кодирования смысла // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 77–83.

Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. Т. 1. М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2015.

Монтаж аттракционов, или 90 лет спустя. Первоначальный вариант статьи С. Эйзенштейна / публ., вступл. и комм. В. Забродина // Вопросы театра. Proscaenium. 2016. № 1–2. С. 281–297.

Пастернак Б.Л. Малое собрание сочинений. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015.

Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Том шестой. М.: Изд. Академии наук, 1957.

Собкин В.С. «Ах, «Бедная Лиза», Ах» – опыт психологического анализа повести Н.М. Карамзина» // Национальный психологический журнал. 2020. № 2 (38). С. 109–147 https://doi.org/10.11621/npj.2020.0210

Собкин В.С. Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского. М.: Институт социологии образования РАО, 2015.

Собкин В.С. Мультфильм как средство социально-психологического анализа морально-нравственного развития ребенка (по материалам исследования 1985 и 2006 гг.) // Социология дошкольного воспитания. Труды по социологии образования. Т. XI, Вып. XIX. М.: Центр социологии образования РАО, 2006. С. 73–10.

Собкин В.С. «Трагикомедия исканий» Льва Выготского: опыт реконструкции авторских смыслов. М.: МГУ, 2022.

Собкин В.С., Маркина О.С. Фильм «Чучело» глазами современных школьников. Труды по социологии образования. Т. XIV, Вып. XXV. М.: Институт социологии образования РАО, 2010.

Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера: практическое руководство. СПб.: Речь, 2012.

Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984.

Станиславский К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский, собр. сочинений в 8 т. Т. 3. М.: Искусство, 1955.

Тарковский А.А. Запечатленное время. Архивы, документы, воспоминания. М.: Подкова: Эксмо-Пресс, 2002.

Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр / Тынянов Ю.Н. Поэтика, История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 227–254.

Фотиева Н.А. Поэт и проза: книга о Пастернаке. М.: Новое литературное обозрение, 2003.

Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. Тбилиси: Мерани, 1991.

Цветаева М.И. Поэма лестницы. / Сочинения: в 2 т. Т. 1. Минск: Народная асвета, 1988. С. 377–390.
Для цитирования статьи:

Собкин В.С.Опыт психологического анализа стихотворения Бориса Пастернака «Снег идет». // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. c.72-86. doi: 10.11621/npj.2023.0308

Скопировано в буфер обмена

Скопировать