ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Музыкальное движение как средство постижения внутренней формы музыкального произведения

Музыкальное движение как средство постижения внутренней формы музыкального произведения

Скачать в формате PDF

Поступила: 03.02.2023

Принята к публикации: 03.06.2023

Дата публикации в журнале: 21.08.2023

Ключевые слова: музыкальная психология; музыкальное восприятие; музыкальное содержание; музыкальная семантика; внутренняя форма произведения; смысл; интонация; эстетическое воспитание; ритмопластика; музыкальное движение

Страницы: 55-71

DOI: 10.11621/npj.2023.0307

Доступно в on-line версии с: 21.08.2023

Для цитирования статьи:

Айламазьян А.М. Музыкальное движение как средство постижения внутренней формы музыкального произведения. // Национальный психологический журнал 2023. № 3. c.55-71. doi: 10.11621/npj.2023.0307

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2023

Айламазьян Аида Меликовна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. Проблема методов эстетического воспитания, в том числе музыкального, приобретает особую значимость в связи с задачей развития личности, формирования ее нравственной сферы. Встаёт вопрос о той работе, которую проделывает слушатель при восприятии музыкального произведения. Чтобы организовать такую работу и решить эту практическую задачу, необходимо рассмотреть и выявить содержание и структуру музыкального восприятия.

Цели. 1) Изучить механизм и направленность музыкального восприятия; 2) провести анализ подходов к проблеме музыкального содержания в музыковедении и музыкальной психологии; 3) раскрыть возможности методов ритмопластики в формировании музыкального восприятия как способности понимать и переживать, откликаться на звучащую музыку.

Методы. Работа представляет собой теоретико-аналитическое исследование, обобщающее опыт практики, музыкального движения и других методов ритмопластики. Используются методы логико-содержательного анализа теоретических подходов к описанию процесса музыкального восприятия. Проводится исследование созданных в практике музыкально-двигательных форм с точки зрения отражения в них формальных структур музыки и раскрытия музыкального содержания.

Выборка. В качестве материала для анализа используются созданные в практике музыкального движения музыкально-двигательные формы и композиции.

Результаты. Проведённое исследование позволяет подтвердить сделанное предположение о том, что выражающие движения, осуществляемые в ответ на звучащую музыку, отражают не столько внешнюю, формально-структурную сторону музыки, сколько её внутреннюю, содержательно-смысловую.

Выводы. 1. Полученные результаты позволяют определить процесс музыкального восприятия как сложную деятельность по «выслушиванию» внутренней смысловой стороны музыкального произведения, не сводимую к чисто аналитической работе. 2. Показано, что с помощью средств ритмопластики можно отразить внутреннюю смысловую сторону музыкального произведения и перевести музыкальный образ в пространственно-временные формы.

Литература

Адорно Т. Избранное: социология музыки. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017.

Айламазьян А.М. Метод музыкального движения в практике дошкольного и начального школьного образования: методические материалы. М.: Федеральный институт развития образования, 2013.

Айламазьян А.М. Практика музыкального движения как метод самопознания и развития творческой личности // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 36, № 4. С. 114–127.

Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Издательство «Музыка», 1971.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.

Бернстайн Л. Музыка — всем. М.: Советский композитор, 1978.

Волконский С.М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту): Учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Лань; Планета музыки, 2012.

Выготский Л.С. Психология искусства. М.: «Искусство», 1986.

Грюбель Р. «Красноречивей слов иных/немые разговоры». Понятие формы в сборнике ГАХН «Художественная форма» (1927) в контексте концепций Густава Шпета, русских формалистов и Михаила Бахтина // Философско-литературный журнал «Логос». 2010. № 2 (75). С. 11–34.

Дункан А. Танец будущего. Под ред. С.П. Снежко. Киев: Мистецтво, 1989.

Жак-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика-XXI, 2020.

Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей // Вопросы психологии. 1961. № 1. С. 119–131.

Ильина Г.А., Руднева С.Д. К вопросу о механизме музыкального переживания // Вопросы психологии. 1971. № 5. С. 66–74.

Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М.: Кимос-Ард, 1997.

Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.: Таланты — XXI век, 2004.

Курт Э. Тонпсихология и музыкальная психология. Психология музыки и музыкальных способностей: хрестоматия / Под ред. А.Е. Тарас. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005.

Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М.: Академический проект, 2012.

Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Советский композитор, 1978.

Мальцев С.М. Основы теории музыкального знака // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020. Т. 68, № 3. С. 186–210.

Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. Проблема внутренней формы художественного произведения в работах ГАХН // Культурно-историческая психология. 2006. № 2. С. 98–104.

Медушевский В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993.

Медушевский В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1971.

Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: Ин-т психологии РАН, 1998.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.

Ныркова В.Д. «Пречистенские пятницы» в Доме ученых. История. События. Встречи. М.: Перо, 2017.

Орлов Т. Древо музыки. СПб.: Композитор, 2015.

Рапацкая Л.А. Духовность как категория музыкального искусства и образования // Музыкальное искусство и образование. 2020. Т. 8, № 2. С. 34–53.

Рева В.П. Практико-ориентированные стратегии погружения учащихся в художественный мир музыкальных произведений // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7, № 1. С. 25–39.

Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика: Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.

Сакс О. Музыкофилия. М.: Изд-во АСТ, 2022.

Старчеус М.С. Личность музыканта. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2012.Танцевальные практики: семиотика, психология, культура / Под общ. ред. А.М. Айламазьян. М.: Смысл, 2012.

Теплов Б. Психология музыкальных способностей. Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985.

Торопова А.В. Феноменология интонирующей функции музыкально-языкового сознания: Автореф. дисс. … докт. иск. СПб., 2017.

Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. М.: Едиториал УРСС, 2003.

Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993.

Холопова В.Н. Феномен музыки. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014.

Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на темы Гумбольта. М.: КомКнига, 2006.

Эйзенштейн С.М. Метод: в 2 т. Т. 1. М.: Музей кино; Эйзенштейн-центр, 2002.

Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределённость в современной поэтике. М.: АСТ, 2018.

Carraturo, G., Ferreri, L., Vuust, P., Matera, F., & Brattico, E. (2022). Empathy but not musicality is at the root of musical reward: A behavioral study with adults and children. Psychology of Music, 50 (6), 2001–2020. https://doi.org/10.1177/03057356221081168

Dunn, P.G., de Ruyter, B., & Bouwhuis, D.G. (2011). Toward a better understanding of the relation between music preference, listening behavior, and personality. Psychology of Music, 40 (4), 411–428. https://doi.org/10.1177/0305735610388897

Ferreri, L., Brelier, Brunet, M.O., Michael G.A. (2021). Relaxing music and the self: Insights from the perception of spontaneous sensations. Psychology of Music, 50 (5), 1601–1615.

García-Rodríguez, M., Alvarado, J.M., Fernández-Company, J.-F., Jiménez, V., & Ivanova-Iotova, A. (2023). Music and facial emotion recognition and its relationship with alexithymia. Psychology of Music, 51 (1), 259–273. https://doi.org/10.1177/03057356221091311

Good, A., Russo, F.A. (2022). Changes in mood, oxytocin, and cortisol following group and individual singing: A pilot study. Psychology of Music, 50 (4), 1340–1347.

Liu, Y., Tang, Q., Zhao, X., Lu, H., Yuan, G., & Liu, G. (2021). Neural activation of different music styles during emotion-evoking. Psychology of Music, 49 (6), 1546–1560.

Ruth, N., Tsigeman, E., Likhanov, M., Kovas, Y., & Müllensiefen, D. (2023). Personality and engagement with music: Results from network modeling in three adolescent samples. Psychology of Music, 0 (0). https://doi.org/10.1177/03057356221135346
Для цитирования статьи:

Айламазьян А.М.Музыкальное движение как средство постижения внутренней формы музыкального произведения. // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. c.55-71. doi: 10.11621/npj.2023.0307

Скопировано в буфер обмена

Скопировать