ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Профессиональная направленность абитуриентов вузов как предиктор успешности профессионального становления

Профессиональная направленность абитуриентов вузов как предиктор успешности профессионального становления

Скачать в формате PDF

Поступила: 15.11.2022

Принята к публикации: 04.04.2023

Дата публикации в журнале: 17.06.2023

Ключевые слова: профессиональная деятельность; профессиональная направленность; среда труда; абитуриенты вузов; студенты вузов; направление подготовки; профессиональное становление; вовлеченность в учебу; удовлетворенность учебой; организационная идентичность

Страницы: 103–118

DOI: 10.11621/npj.2023.0208

Доступно в on-line версии с: 17.06.2023

Для цитирования статьи:

Леньков С.Л., Рубцова Н.Е., Букинич А.М. Профессиональная направленность абитуриентов вузов как предиктор успешности профессионального становления. // Национальный психологический журнал 2023. № 2. c. 103–118. doi: 10.11621/npj.2023.0208

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2023

Леньков Сергей Леонидович Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Рубцова Надежда Евгеньевна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Гуманитарный институт Российского нового университета

Букинич Алексей Михайлович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. К настоящему времени существует множество разработок по профориентации школьников, выбору профессии и направления профессиональной подготовки. Вместе с тем, эмпирические подтверждения их прогностической валидности встречаются редко. Данное исследование специфицирует авторский подход к выявлению профессиональной направленности, развитый в предыдущих исследованиях и основанный на интегративно-типологической классификации сферы труда, для случая выбора профессии абитуриентами вузов — недавними школьниками. 

Цель. Проверка связи соответствия профессиональной направленности абитуриентов требованиям профессиональной деятельности, выбранной для освоения, с успешностью профессионального становления в начальный период обучения в вузе. 

Методы. Применялись опросники «Интегративно-­типологическая профессиональная направленность личности», «Удовлетворенность жизнью», «Удовлетворенность учебой», «Вовлеченность в учебу», «Организационная и суборганизационная идентичность». 

Выборка. В исследовании приняли участие 435 абитуриентов, впоследствии поступивших в вуз и обучавшихся по выбранному направлению подготовки. 

Результаты. По предметной среде осваиваемой профессии выделены четыре типа направлений вузовской подготовки: интегральный, объектный, субъектный и информационный. Сформулированы критерии соответствия профессиональной направленности абитуриентов вузов требованиям данных типов. Абитуриенты, соответствующие таким требованиям и ставшие студентами, в начальный период обучения в вузе проявили более высокие показатели профессионального становления, такие как академическая успеваемость, вовлеченность в учебу, удовлетворенность учебой и организационная идентичность. Результаты исследования качественно согласуются с результатами других авторов по вариативности различных показателей профессиональной направленности и их детерминационному влиянию на некоторые индикаторы профессионального развития. 

Выводы. Направления вузовской подготовки по предметной среде осваиваемой трудовой деятельности можно разделить на четыре типа (интегральный, объектный, субъектный и информационный), каждый из которых определяет специфические требования к профессиональной направленности абитуриентов. Соответствие профессиональной направленности абитуриентов вузов требованиям, характеризующим тип выбранного направления подготовки, является предиктором успешности профессионального становления в начальный период обучения в вузе, проявляемой по вовлеченности в учебу, удовлетворенности учебой, организационной идентичности и академической успеваемости. Более 30% абитуриентов, становящихся студентами вузов, по своей профессиональной направленности не соответствуют требованиям выбранной профессиональной деятельности и направлениям подготовки в вузе.


Литература

Авдонина Н.С., Смягликова Е.А. Профессиональная идентичность студентов-­журналистов в контексте воспитательной деятельности // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7, № 4. С. 691–703. doi: 10.17150/2308– 6203.2018.7(4).691–703 

Александрова Ю.Ю., Камнева Е.В., Полевая М.В., Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Парадоксы профессиональной идентичности у психологов // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 3. С. 225–245. 

Баулина М.Е., Варако Н.А., Ковязина М.С., Зинченко Ю.П., Микадзе Ю.В., Скворцов А.А., Фуфаева Е.В. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями памяти при амнестическом синдроме в результате поражений головного мозга различной этиологии // Национальный психологический журнал. 2020. Т. 4, № 40. С. 137– 147. doi: 10.11621/npj.2020.0411 

Бурков Е.А., Лысенко Н.В., Падерно П.И. Анализ профпригодности и оценка затрат на адаптацию к профессиональным требованиям // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2022. Т. 15, № 5/6. С. 57–70. doi: 10.32603/2071–8985–2022–15–5/6–57–70 

Веретенникова В.Б. Соотношение профессиональной идентичности и направленности личности студентов — будущих педагогов // Концепт. 2022. № 4. С. 95–110. [Электронный ресурс] // URL: http://e-koncept.ru/2022/211026.htm (дата обращения: 17.10.2022). doi: 10.24412/2304–120X‑2022–11026 

Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы удовлетворенности жизнью // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 9 (53). С. 444–458. doi: 10.12731/2218–7405–2015–9–33 

Ивакина М.В. Сравнительный анализ систем профориентационной работы в России и за рубежом // Педагогическое образование в России. 2022. № 3. С. 78–85. 

Киселев П.Б., Богдановская И.М. Методика исследования ценностных ориентаций молодых людей в контексте профессиональных сфер информационного общества // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Т. 13, № 1. С. 32–41. 

Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Вариативность личностного и профессионального развития психологов // Психолого-педагогический поиск. 2022. № 1 (61). С. 143–159. doi: 10.37724/RSU.2022.61.1.013 

Ловаков А.В. Связь между организационной идентификацией и благополучием работника: роль трудоголизма как медиатора: дисс. … канд. психол. наук. Москва, 2018. 

Мошкина Л.Д., Швачко Е.В., Кочегин А.Г. Профессиональное самоопределение студентов профессиональных образовательных организаций: результаты исследования // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 1 (33). С. 132–141. 

Накохова Р.Р., Аппаев М.Б., Урусова М.М. Результаты экспериментальной программы «Формирование ценностно-профессиональных ориентаций»: динамика изменений // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 1. [Электронный ресурс] // URL: https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN122.pdf (дата обращения: 17.10.2022). 

Пинчук А.Н., Карепова С.Г., Тихомиров Д.А. Транспрофессиональное образование в студенческом дискурсе: востребованность, ожидания, риски // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 3. С. 184–220. doi: 10.17853/1994–5639–2022–3–184–220 

Пряжников Н.С. Профориентология: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2022. 

Рубцова Н.Е. Интегративно-­типологическая профессиональная направленность личности. Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, 2011. 

Сергеев И.С., Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Лопатина С.Д., Маренин Д.А., Махотин Д.А., Родичев Н.Ф., Сикорская-Деканова М.А. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи. М.: Перо, 2019. 

Сидоренков А.В., Шипитько О.Ю., Штильников Д.Е., Штроо В.А. Разработка инструментария изучения идентификации работников в организации // Организационная психология. 2019. Т. 9, № 3. С. 74–102. 

Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Гринина Е.С., Созонник А.В. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 2. С. 53–68. doi: 10.17759/pse.2022270205 

Ashton, M.C. (2022). Individual differences and personality (4th ed.). San Diego, CA: Academic Press. Diener, E., Emmons, R.A., Larsen, R.J., Griffin, S. (1985). The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment, 49 (1), 71–75. doi: 10.1207/s15327752jpa4901_13 

Hanna, A., Gregory, C., Lewis, P.M., Rounds, J. (2019). International career assessment using the Occupational Information Network (O*NET). In J. Athanasou, H. Perera (Eds.), International Handbook of Career Guidance (pp. 581–612). Cham: Springer. doi: 10.1007/978–3–030–25153–6_27 

Hanna, A., Rounds, J. (2020). How accurate are interest inventories? A quantitative review of career choice hit rates. Psychological Bulletin, 146 (9), 765–796. doi: 10.1037/bul0000269 

Hoff, K., Chu, C., Einarsdóttir, S., Briley, D.A., Hanna, A., Rounds, J. (2022a). Adolescent vocational interests predict early career success: Two 12‐year longitudinal studies. Applied Psychology: An International Review, 71 (1), 49–75. doi: 10.1111/apps.12311 Hoff, K., Van Egdom, D., Napolitano, C., Hanna, A., Rounds, J. (2022b). Dream jobs and employment realities: How adolescents’ career aspirations compare to labor demands and automation risks. Journal of Career Assessment, 30 (1), 134–156. doi: 10.1177/10690727211026183 

IBM Corporation. (2021). IBM SPSS Statistics Algorithms. Armonk, NY: Author. (Retrieved from https://www.ibm.com/docs/ en/) (review date: 17.10.2022). 

Johnson, R.C., McClearn, G.E., Yuen, S., Nagoshi, C.T., Ahern, F.M., Cole, R.E. (1985). Galton’s data a century later. American Psychologist, 40 (8), 875–892. doi: 10.1037/0003–066X.40.8.875 

Nye, C.D., Prasad, J.J., Rounds, J.B. (2021). The effects of vocational interests on motivation, satisfaction, and academic performance: Test of a mediated model. Journal of Vocational Behavior, 127, 103583. doi: 10.1016/j.jvb.2021.103583 

Nye, C.D., Ryan, A.M. (2022). Improving graduate-­school admissions by expanding rather than eliminating predictors. Perspectives on Psychological Science, 18 (1), 54–60. doi: 10.1177/17456916221081873 

Ochnik, D., Arzenšek, A. (2020). Vocational interests among Polish and Slovenian students of management. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 17 (2), 328–344. doi: 10.17323/1813–8918–2020–2–328–344 

Park, H.I., Lee, S., Lee, B. (2022). Does the attainment of vocational aspirations make youths happy? Journal of Career Assessment. doi: 10.1177/10690727221119800 

Pye Tait Consulting, Carol Stanfield Consulting. (2021). International approaches to careers interventions: Literature review. Department for Education, UK Government. (Retrieved from www.gov.uk/government/publications) (review date: 17.10.2022). 

Schaufeli, W.B., Bakker, A.B. (2004). Utrecht Work Engagement Scale (UWES): Preliminary manual (version 1.1, Dec. 2004). Unpublished manuscript. Occupational Health Psychology Unit of Utrecht University. (Retrieved from https://www. wilmarschaufeli.nl/tests/#engagement) (review date: 17.10.2022). 

Sica, L.S., Ponticorvo, M., Di Palma, T. (2022). The ability to manage unexpected events and the vocational identity in young people: The Italian validation of Planned Happenstance Career Inventory. Frontiers in Psychology, 13, 899411. doi: 10.3389/ fpsyg.2022.899411 

Sidorenkov, A.V., Borokhovski, E.F., Stroh, W.A., Naumtseva, E.A. (2022). Multiple identifications of employees in an organization: Salience and relationships of foci and dimensions. Behavioral Sciences, 12 (6), 182. doi: 10.3390/bs12060182 

Stoll, G., Rieger, S., Nagengast, B., Trautwein, U., Rounds, J. (2021). Stability and change in vocational interests after graduation from high school: A six-wave longitudinal study. Journal of Personality and Social Psychology, 120 (4), 1091–1116. doi: 10.1037/ pspp0000359 

Su, R., Tay, L., Liao, H.Y., Zhang, Q., Rounds, J. (2019). Toward a dimensional model of vocational interests. The Journal of applied psychology, 104 (5), 690–714. doi: 10.1037/apl0000373 

Thompson, E.R., Phua, F.T.T. (2012). A brief index of affective job satisfaction. Group & Organization Management, 37 (3), 275–307. doi: 10.1177/1059601111434201 

Zhuravlev, A.L., Zinchenko, Y.P., Kitova, D.A. (2022). Trends in the study of cultural-­historical phenomena on the internet (based on a study of Russians’ attitudes towards money). Psychology in Russia. State of the Art, 15 (1), 103–119. doi: 10.11621/pir.2022.0107 


Для цитирования статьи:

Леньков С.Л., Рубцова Н.Е., Букинич А.М.Профессиональная направленность абитуриентов вузов как предиктор успешности профессионального становления. // Национальный психологический журнал. 2023. № 2. c. 103–118. doi: 10.11621/npj.2023.0208

Скопировано в буфер обмена

Скопировать