ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Собкин В.С., Калашникова Е.А., Лыкова Т.А. Российский музей детства: к вопросу о разработке научной концепции // Национальный психологический журнал. 2022. No 3 (47). С. 89–96. doi: 10.11621/ npj.2022.0311

Автор(ы): Собкин Владимир Самуилович; Калашникова Екатерина Александровна ; Лыкова Т.А.

Аннотация

Актуальность. Несмотря на наличие ряда масштабных проектов, ориентированных на изучение детства, существует острая потребность в сохранении современных и исторических образцов детской культуры. Основой организации Российского музея детства должны выступить психолого-педагогические представления о возрастных особенностях развития ребенка, разработанные в рамках культурно-исторического подхода. 

Цель. Представить абрис возможных направлений деятельности и научных подходов к созданию Российского музея детства. 

Методы. Анализ имеющихся данных о деятельности музеев детства в России и за рубежом. 

Результаты. Изучение опыта создания музеев, посвященных культуре детства, показало, что доминантой создания коллекций выступают детские игрушки. При этом практически отсутствуют музеи, представляющие различные стороны социальной ситуации развития ребенка, особенности его бытовой и культурной жизни. Представлены возможные направления научной и практической работы Российского музея детства, в основе которых лежит идея сохранения и трансляции культурных образцов детской жизни. Предлагается собрать тематические музейные коллекции, отражающие социокультурные составляющие жизни детей разных возрастов в различные исторические периоды. Целевую аудиторию музея составляют дети, родители и педагоги. Помимо выставочной и экскурсионной деятельности предполагается, что музей будет выступать в качестве места детского досуга и творчества, пространства общения и образования для родителей и педагогов. Научная жизнь Российского музея детства будет построена на исследованиях, посвященных истории игрушек и игровых традиций, истории детства в междисциплинарном контексте, историческому аспекту психологических и педагогических исследований этого периода, анализу современной детской культуры. 

Выводы. Создание подобного культурного пространства будет способствовать сохранению и поддержанию взаимосвязей и преемственности между поколениями в семье, повышению педагогической культуры родителей и профессиональному развитию педагогов. Проведение научных исследований на базе Российского музея детства позволит разработать наукоемкие и культуроемкие инновационные психолого-педагогические проекты в сфере образования.


Страницы: 89-96

Поступила: 13.05.2022

Принята к публикации: 04.06.2022

DOI: 10.11621/npj.2022.0311

PDF: Загрузить

Ключевые слова: детство; игрушка; культура детства; культурно-исторический подход; культурные артефакты; музей детства; научная концепция музея; психологические особенности возраста; социальная ситуация развития; этнография детства

Доступно в on-line версии с 24.08.2022

Для цитирования статьи:

Собкин В.С., Калашникова Е.А., Лыкова Т.А. Российский музей детства: к вопросу о разработке научной концепции // Национальный психологический журнал. 2022. No 3 (47). С. 89–96. doi: 10.11621/ npj.2022.0311

Sobkin, V. S., Kalashnikova, E.A., Lykova, T.A. Toward a scientific concept for the Museum of Childhood (2022). Natsional’nyy psikhologocheskiy zhurnal (National psychological journal), 3 (47), 89–96. doi: 10.11621/npj.2022.0311

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2022
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер