ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Бурлакова И.А. Е.О. Смирнова о нравственном воспитании детей // Национальный психологический журнал. 2022. No 3 (47). С. 69–76. doi: 10.11621/npj.2022.0309

Автор(ы): Бурлакова Ирина Анатольевна

Аннотация

Актуальность. В настоящее время вопросы воспитания детей приобрели особую важность, что делает необходимой актуализацию психолого-педагогических исследований по проблеме развития личности, анализа и переосмысления теории и практики развития морального поведения дошкольников, поиска решения наиболее острых вопросов нравственного развития детей. 

Цель. Статья посвящена подходу Е.О. Смирновой к проблеме воспитания детей дошкольного возраста, который представлен, к сожалению, в ее немногочисленных работах начала двухтысячных годов. 

Результаты. Взгляды Е.О. Смирновой на психологические основания нравственного воспитания дошкольников базируются на теоретических положениях М.И. Лисиной (Лисина, 1986) о двойном начале межличностных взаимоотношений между детьми — объектном и субъектном. Подлинное нравственное поведение обусловлено преобладанием субъектного начала в отношениях к сверстнику, в основе которого лежит восприятие другого как самоценной личности. Равновесие между двумя началами или преобладание в межличностных отношениях субъектного начала служит основанием морального поведения, но не нравственного. Согласно взглядам Е.О. Смирновой, дети стремятся соблюдать моральные нормы и правила, но в конкретных ситуациях, когда их поведение может быть положительно оценено сверстниками или взрослыми. Такое моральное поведение направлено на самоутверждение ребенка, повышение самооценки. Субъектное отношение к сверстнику способствует переносу моральных норм и правил в реальное поведение ребенка, соблюдение которых приобретает характер ценности (он не может действовать и поступать иначе). Как писал Л.С. Выготский: «Морально поступает тот, кто не заме- чает, что он поступает морально» (Выготский, 2005, с. 230). 

Выводы. Теоретический подход к проблеме нравственного поведения дошкольников был положен в основу экспериментальной работы, выполненной под руководством Е.О. Смирновой. В исследовании было доказано, что для обеспечения подлинного морального поведения центральным в воспитании детей должно стать становление у них чувства общности и сопричастности с другими, в снятии их фиксации на себе и своих оценках, то есть становлении субъектного отношения к сверстникам и взрослым. 

Практическое применение результатов. Полученные результаты воплотились в практической разработке — коррекционно-развивающей программе, направленной на обеспечение «особого видения другого» через организацию проживания общности и сопричастности друг с другом в реальном взаимодействии. Идея Елены Олеговны Смирновой о формировании субъектных отношений является основным психологическим условием нравственного воспитания и позволит расширить возможности применения данного подхода, а также распространить его не только на межличностные отношения детей, но и на их взаимодействие с другими людьми. «По- нимание нравственного поведения чрезвычайно расширяется, потому что мы приобретаем право говорить не только о нравственном поведении в узком смысле этого слова, но и о нравственном отношении к вещам, к самому себе, к своему телу и т.п.» (Выготский, 2005, с. 230–231).


Страницы: 69-76

Поступила: 16.05.2022

Принята к публикации: 07.06.2022

DOI: 10.11621/npj.2022.0309

PDF: Загрузить

Ключевые слова: моральное поведение; нравственное развитие; субъектное отношение; дошкольный возраст; программа воспитания дошкольников

Доступно в on-line версии с 24.08.2022

Для цитирования статьи:

Бурлакова И.А. Е.О. Смирнова о нравственном воспитании детей // Национальный психологический журнал. 2022. No 3 (47). С. 69–76. doi: 10.11621/npj.2022.0309

Burlakova, I.A. (2022). E.O. Smirnova on moral education of children. Natsional’nyy psikhologocheskiy zhurnal (National psychological journal), 3 (47), 69–76. doi: 10.11621/npj.2022.0309

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2022
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер