ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Рябкова И.А., Шеина Е.Г. Подход Е.О. Смирновой к оценке игрушек для детей // Национальный психологический журнал. 2022. No 3 (47). С. 35–43. doi: 10.11621/npj.2022.0305

Автор(ы): Рябкова Ирина Александровна; Шеина Елена Георгиевна

Аннотация

Актуальность. В статье представлена концепция психолого-педагогической экспертизы игры и игрушек, разработанная под руководством Елены Олеговны Смирновой. Создание концепции обусловлено тем, что игрушка является неотъемлемым средством детской игры и, согласно многим исследованиям, оказывает влияние на ее становление и развитие. При этом современный рынок игрушек значительно изменился за последние десятиле- тия и требует изучения специалистами. Существует несколько публикаций, в которых рассказывается о психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, разработанной под руководством Е.О. Смирновой, однако Концепция неоднократно изменялась, развивалась, что, к сожалению, не было отражено в публикациях (последняя работа датируется 2017 г.). Данная статья призвана восполнить этот пробел. 

Целью статьи является описание Концепции, методики и процедуры психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, разработанной под руководством Е.О. Смирновой. 

Результаты. Изучение Концепции экспертизы, основанной на культурно-исторической психологии и деятельностном подходе, показало, что игрушка является специально созданным взрослыми средством детской игры в широком смысле слова. Игрушки классифицируются по 4 родам деятельности: собственно игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской и физической активности. Каждый род деятельности включает виды, объединенные специфическими чертами, целями и средствами. Психолого-педагогическая экспертиза игрушек включает 4 параметра оценки: этический, эстетический, операционально-технический и развивающий потенциал игрового действия. Заключение представляет собой отнесение игрушки к деятельности и возрасту. 

Выводы. Созданная под руководством Е.О. Смирновой Концепция психолого-педагогической оценки игрушки основана на культурно-исторической психологии и деятельностном подходе, опирается на ключевые понятия и разработки данных подходов и может служить основанием для исследований в данной области, расширяющих и уточняющих представления науки о влиянии игр и предметных средств на развитие детей.


Страницы: 35-43

Поступила: 11.05.2022

Принята к публикации: 07.06.2022

DOI: 10.11621/npj.2022.0305

PDF: Загрузить

Ключевые слова: игрушки; развивающий потенциал игрушек; психолого-педагогическая экспертиза; детская игра; детская деятельность; сюжетно-ролевая игра; игра с правилом; продуктивная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность

Доступно в on-line версии с 24.08.2022

Для цитирования статьи:

Рябкова И.А., Шеина Е.Г. Подход Е.О. Смирновой к оценке игрушек для детей // Национальный психологический журнал. 2022. No 3 (47). С. 35–43. doi: 10.11621/npj.2022.0305

Ryabkova, I.A., Sheina, E.G. E.O. Smirnova’s approach to the evaluation of toys (2022). Natsional’nyy psikhologocheskiy zhurnal (National psychological journal), 3 (47), 35–43. doi: 10.11621/npj.2022.0305

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2022
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер