ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Веракса Н.Е. Диалектическая структура игры дошкольника // Национальный психологический журнал. 2022. No 3 (47). С. 4–12. doi: 10.11621/npj.2022.0302

Автор(ы): Веракса Н.Е.

Аннотация

Актуальность. В статье рассматривается диалектическая структура игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диалектическая структура строится с помощью структурно-диалектического метода, основанием которого выступают противоположности, определяемые в ходе анализа рассматриваемого содержания. В работе показано, что диалектическая структура игры носит уровневый характер. Проведенный анализ игровой деятельности позволяет говорить о возможности дошкольников представлять диалектическую структуру игры. В работе раскрываются содержательные особенности каждого уровня и дается объяснение перехода с одного уровня на другой. 

Цель. Обоснование возможности разработки диагностики развития игровой деятельности дошкольников на основе предложенной структуры. Она может быть построена с учетом диалектической структуры игры и матрицы игры дошкольников. 

Результаты. Предложена модель диалектической структуры сюжетно-ролевой игры дошкольника, позволяющая учесть важные структурные компоненты игры. Рассматривается феномен смыслового поля, который находит свое выражение в слиянии (наложении) видимого (перцептивного) поля и репрезентативного (воображаемого) поля. Показано различие между смысловым полем и мнимой ситуацией, когда в первом случае ребенок ориентирован на поведение других, а во втором сосредоточен на собственных действиях. Продемонстрирована возможность применения диалектической структуры для анализа игровой деятельности детей дошкольного возраста в целях построения игровой практики. 

Выводы. Представляется целесообразным разработать инструмент диагностики развития игры дошкольников с учетом диалектической структуры игры.


Страницы: 4-12

Поступила: 18.05.2022

Принята к публикации: 10.06.2022

DOI: 10.11621/npj.2022.0302

PDF: Загрузить

Ключевые слова: диалектическая структура детской игры; структурно-диалектический метод анализа; сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста

Доступно в on-line версии с 24.08.2022

Для цитирования статьи:

Веракса Н.Е. Диалектическая структура игры дошкольника // Национальный психологический журнал. 2022. No 3 (47). С. 4–12. doi: 10.11621/npj.2022.0302

Veraksa, N.E. (2022). Dialectical structure of preschool play. Natsional’nyy psikhologocheskiy zhurnal (National psychological journal), 3 (47), 4–12. doi: 10.11621/npj.2022.0302

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2022
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер