ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Статьи

Статья

Волкова А.Д., Иванова Н.Л., Патоша О.И. Социальная иден- тичность и предпочтения потребителей: исследование взаимосвязи (на примере продуктов питания отечественных производителей). // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). C. 39–52. doi: 10.11621/npj.2021.0404

Автор(ы): Волкова Анастасия Дмитриевна; Иванова Наталья Львовна; Патоша Ольга Ивановна

Аннотация

Актуальность. В условиях растущей роли экономической среды в социализации современного человека повышается интерес к пониманию социально-психологических механизмов поведения человека при выборе товаров. Экономические реалии находят отражение в самоидентификации личности по отношению к другим людям и социальным структурам. Актуальным является исследование взаимосвязи социальной идентичности и особенностей потребительского поведения при выборе товаров. В то же время различные аспекты социальной идентичности в связи с особенностями предпочтения потребителей остаются слабо изученными в социальной психологии.

Цель. Исследование направлено на выявление связи между компонентами социальной идентичности и особенностями предпочтений потребителей (на примере продуктов питания отечественных производителей).

Описание хода исследования. Исследование проводилось в онлайн-формате путем предъявления респондентам опросника, включающего вопросы о предпочтениях потребителей и компонентах социальной идентичности. Выборка целевая экспертная: потребители продуктов питания отечественного производства, граждане РФ, в возрасте от 25 до 67 лет (N = 200).

Результаты исследования. Выявлена взаимосвязь когнитивных и ценностных компонентов социальной идентичности с особенностями предпочтений потребителей, касающихся общего отношения к продуктам, их характеристикам и критериям выбора. Больше значимых связей обнаружено между ценностными компонентами и всеми проявлениями потребительских предпочтений. Обнаружена взаимосвязь между локальной и мировой идентичностью и предпочтением продуктов питания отечественного производства, а также особенности критериев выбора продуктов питания у потребителей с различной выраженностью когнитивного компонента социальной идентичности.

Выводы. Получены новые данные о связи когнитивных и ценностных компонентов социальной идентичности и особенностей предпочтений потребителей. Это может служить основой для более глубокого анализа структуры идентичности, понимания роли идентичности в поведении потребителей. Основные ограничения исследования касаются применяемых методов и выборки.

Страницы: 39-52

Поступила: 30.06.2021

Принята к публикации: 04.12.2021

DOI: 10.11621/npj.2021.0404

Разделы журнала: Социальная психология

PDF: Загрузить

Ключевые слова: социальная идентичность; потребительские предпочтения; компоненты социальной идентичности; потребительское поведение

Доступно в on-line версии с 30.12.2021

Для цитирования статьи:

Волкова А.Д., Иванова Н.Л., Патоша О.И. Социальная иден- тичность и предпочтения потребителей: исследование взаимосвязи (на примере продуктов питания отечественных производителей). // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). C. 39–52. doi: 10.11621/npj.2021.0404

Volkova, A.D., Ivanova, N.L., Patosha, О.I. (2021) Social Identity and Consumer Preferences: Search for Relationship (Example of Local Food), National Psychological Journal [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 4 (44), 39–52. doi: 10.11621/npj.2021.0404