ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Статьи

Статья

Багдасарян М.А. Информационно-коммуникационные технологии как способ поддержки социального капитала в условиях пандемии. // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). C. 27–38. doi: 10.11621/npj.2021.0403

Автор(ы): Багдасарян Мария Арсеновна

Аннотация

Актуальность. С появлением интернета и развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) изменились и расширились доступные способы межличностного общения. С весны 2020 г. и по настоящее время сохраняется нестабильность эпидемиологической обстановки в связи с пандемией COVID-19. Карантинные меры привели к резкому сокращению физических социальных контактов или их полному отсутствию. В результате для большинства развитых стран компьютерно-опосредованная коммуникация стала основным способом поддержания связи с родными, друзьями, коллегами и т.д. Эти беспрецедентные обстоятельства актуализируют наше исследование, показывающее, как ИКТ помогают поддержать социальный капитал россиян на индивидуальном уровне.

Цель. Определить, насколько эффективна вовлеченность при использовании ИКТ для поддержания соци- ального капитала россиян на индивидуальном уровне в период пандемии COVID-19.

Описание хода исследования. Исследование проводилось в онлайн-формате путем предъявления участникам опросника. Выборку исследования составили 300 респондентов в возрасте от 18 до 71 года. Все респонденты являются гражданами Российской Федерации. Они отвечали на вопросы, определяющие уровень воспринимаемой угрозы СOVID-19, вовлеченности в использование ИКТ и степень изменения взаимоотношений с «сильными» и «слабыми связями».

Результаты исследования. Прямая взаимосвязь воспринимаемой угрозы коронавируса и индивидуального социального капитала прослеживается только во взаимоотношениях с друзьями и жителями страны. С семьей, коллегами, соседями и жителями города статистически значимая взаимосвязь отсутствует. В случае высокого уровня использования ИКТ воспринимаемая угроза коронавируса не имеет отрицательной взаимосвязи с воспринимаемой близостью с семьей, друзьями и жителями страны. При этом не было выявлено роли использования ИКТ во взаимосвязях воспринимаемой угрозы коронавируса с воспринимаемой близостью с коллегами, соседями и жителями города.

Заключение. В целом вовлеченность в ИКТ способствует сохранению социального капитала на индивидуальном уровне в условиях пандемии.

Страницы: 27-38

Поступила: 02.08.2021

Принята к публикации: 20.08.2021

DOI: 10.11621/npj.2021.0403

Разделы журнала: Социальная психология

PDF: Загрузить

Ключевые слова: ИКТ; воспринимаемая угроза коронавируса; социальный капитал; социальные связи; пандемия

Доступно в on-line версии с 30.12.2021

Для цитирования статьи:

Багдасарян М.А. Информационно-коммуникационные технологии как способ поддержки социального капитала в условиях пандемии. // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). C. 27–38. doi: 10.11621/npj.2021.0403

Bagdasaryan, M.A. (2021) Information communication technologies as a way to support social capital during the pandemic, National Psychological Journal [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 4 (44), 27–38. doi: 10.11621/npj.2021.0403