ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Статьи

Статья

Крюкова Е.А., Шестова М.А. Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека: черта или способность? (адаптация краткой версии опросника TEIQue-SF) // Национальный психологический журнал. 2020. № 4 (40). С. 18-30. doi: 10.11621/npj.2020.0402

Автор(ы): Крюкова Екатерина Андреевна; Шестова Мария Александровна

Аннотация

Актуальность тематики исследованияОдин из дискутируемых вопросов современной психологии — это характеристики эмоциональной сферы в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека. Важнейшей ее составляющей является эмоциональный интеллект (ЭИ), который может изучаться с разных методологических позиций, что делает актуальным разработку соответствующих диагностических методик.

Цель: на основе русскоязычной апробации опросника “Trait Emotional Intelligent Questionnaire” (TEI Que-SF) — «Черты эмоционального интеллекта» (ЧЭИ) рассматривается проблема понимания ЭИ как способности или личностной черты, а взаимосвязи ЭИ с толерантностью к неопределенности (ТН) и эмоциональной креативностью (ЭК).

Описание хода исследованияЭИ как черта измерялся с помощью апробированного опросника ЧЭИ (N= 482), и как способность — с помощью опросника ЭмИн (N = 230), отношение к неопределенности — с помощью нового опросника толерантности к неопределенности (N = 61), эмоциональная креативность — с помощью опросника ОЭК (N = 231).

Результаты исследования.Для опросника ЧЭИ подтверждена четырехфакторная структура, аналогичная исходной англоязычной версии, со шкалами: «благополучие», «эмоциональность», «социальность» и «самоконтроль». Продемонстрирована их конвергентная валидность со шкалами опросника ЭмИн. Установлены связи с толерантностью к неопределенности и эмоциональной креативностью, позволяющие говорить о позитивной роли эмоционального интеллекта в стилевой и личностной саморегуляции. 

Выводы. Полученные данные позволяют считать удовлетворительными психометрические характеристики русскоязычного варианта опросника ЧЭИ. Выявленные положительные связи характеристик ЭИ по методикам ЧЭИ и ЭмИн, а также связи с ЭК, предполагают возможность более широкой трактовки ЭИ в качестве черты, но и не позволяют отрицать трактовку его как способности. Различия в методологических подходах относительно понимания конструкта ЭИ не препятствуют возможности измерения его как переменной интеллектуально-личностного потенциала человека, взаимосвязанной с отношением к неопределенности и с креативным потенциалом личности.

Страницы: 18-30

Поступила: 17.09.2020

Принята к публикации: 09.10.2020

DOI: 10.11621/npj.2020.0402

Разделы журнала: Методология; Методика

PDF: /pdf/npj-no40-2020/npj_no40_2020_18-30.pdf

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; опросник черт эмоционального интеллекта ЧЭИ; толерантность к неопределенности; эмоциональная креативность

Доступно в on-line версии с 30.10.2020

Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Эмпирическая верификация модели соотношения предметных и эмоциональных способностей // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2010. — Т. 7. — № 2. — С. 103–114.

Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. — Москва : Изд-во МГУ, 1980. 

Выготский Л.С. Психология развития человека. — Москва : Смысл; Эксмо, 2005. 

Гоулман Д.Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020.

Карузо Д., Сэловей П. Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять. — Санкт-Петербург : Питер, 2016. 

Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. — 2010a. — № 1. — C. 46–57. 

Корнилова Т.В.Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. — Санкт-Петербург : Нестор-История, 2016.

Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности к неопределенности // Психологический журнал. — 2010б. — Т. 31. — № 1. — С. 74–86.

Корнилова Т.В., Разваляева А.Ю. Апробация русскоязычного варианта опросника С. Эпстайна «Рациональный-Опытный» (Rational-Experientalinventory) // Психологический журнал. —2017. — Т. 38. — № 3. —С. 92–107.

Корнилова Т.В., Шестова М.А., Павлова Е.М.Эмоциональная креативность в системе связей с эмоционально-личностной сферой и имплицитными теориями креативности // Психологический журнал. — 2020. — Т. 41. — № 4. — С. 19–31. doi: 10.31857/S020595920010388-2

Красавцева Ю.В. Корнилова Т.В. Эмоциональный и академический интеллект как предикторы стратегий в игровой задаче Айова (IGT) // Психологический журнал. — 2018. — Т. 39. — № 3. — С. 29–43.

Краснов Е.В., Корнилова Т.В.Эмоциональный интеллект и толерантность к неопределенности как предикторы результативности деятельности военных руководителей // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. — 2016. — № 3. — С. 28–43. doi: 10.21638/11701/spbu16.2016.304

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — Москва : Политиздат, 1975. — 130 с.

Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. — Москва : Институт психологии РАН, 2009. — С. 264–278.

Люсин Д.В. Трехмерная модель структуры эмоциональных состояний, основанная на русскоязычных данных // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2019. — Т. 16. — № 2. — С. 341–356.

Люсин Д.В., Овсянникова В.В. Измерение способности к распознаванию эмоций с помощью видео-теста // Психологический журнал. — 2013. — T. 34. — № 6. — C. 82–94. 

Новикова М.А., Корнилова Т.В. «Психологическая разумность» в структуре интеллектуально-личностного потенциала (апробация опросника) // Психологический журнал. — 2014. — Т. 35. — № 1. — С. 95–110.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — Москва : АСТ, 2020. 

Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Мигун Ю.П. Тест эмоционального интеллекта : метод. пособие. — Москва : Институт психологии РАН, 2019.

Тихомиров О.К. Психология мышления. — Москва : Издательство Московского университета, 1984.

Anderson EC, Carleton RN, Diefenbach M and Han PKJ (2019) The Relationship Between Uncertainty and Affect.Front.Psychol.10 (2504). doi: 10.3389/fpsyg.2019.02504

Averill, J.R. (1999). Individual differences in emotional creativity: Structure and correlates. Journal of personality, 67 (2),331–371. doi:10.1111/1467-6494.00058

Bar-Оn, R. (2007). The Bar-On Model of Emotional Intelligence: A Valid, Robust and Applicable EI Model. Organisation&People,14 (2), 27–34.

Carleton, R.N. (2016). Into the unknown: A review and synthesis of contemporary models involving uncertainty. Journal of anxiety disorders, 39, 30–43. doi:10.1016/j.janxdis.2016.02.007

Espinosa, A., Akinsulure-Smith, A.M., & Chu, T. (2019). Trait emotional intelligence, coping, and occupational distress among resettlement workers. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy11 (1), 28–34. doi:10.1037/tra0000377

Hirsh, J. B., Kang, K.S. (2016). Mechanisms of Identity Conflict: Uncertainty, Anxiety, and the Behavioral Inhibition System. Personality and Social psychology review, 120 (3), 223–244. doi:10.1177/1088868315589475

Ivcevic, Z., Brackett, M.A., & Mayer, J.D. (2007). Emotional intelligence and emotional creativity. Journal of personality, 75 (2), 199–236. doi:10.1111/j.1467-6494.2007.00437.x

Kitayama S., Park J. (2017). Emotion and biological health: the socio-cultural moderation. Current Opinion in Psychology, 17, 99–105. doi: 10.1016/j.copsyc.2017.06.016

KornilovaT.V., ChumakovaM.A., KrasavtsevaY.V. (2018). Emotional Intelligence, Patterns for coping with decisional conflict and Academic Achievement in Cross-cultural prospective (evidence from selective Russian and Azerbajani student populations). Psychology in Russia: State of the Art11 (2), 134–147. doi: 10.11621/pir.2018.0209

Kornilova T.V., Krasavtseva Y.V. (2017). Role of the Dark Triad Traits and Attitude Towards Uncertainty in Decision-Making Strategies in Managers. Social Sciences and Psychology, 6 (6), 187–195.doi:10.11648/j.ss.20170606.17

Kuška, M., Trnka, R., Mana, J., & Nikolai, T. (2020). Emotional creativity: A meta-analysis and integrative review. CreativityResearch Journal, 1–10.doi:10.1080/10400419.2020.1751541

Kurtz, J.L. (2018). Savoring: A positive emotion amplifier.Frontiers of social psychology. Positive psychology: Established and emerging issues46–60.doi: 10.4324/9781315106304-4

Lea R.G., Qualter P., Davis S.K., Pérez-González J.C., & Bangee M. (2018). Trait emotional intelligence and attentional bias for positive emotion: an eye tracking study. Personality and Individual Differences, 128, 88–93. doi:10.1016/j.paid.2018.02.017

Mayer, J.D., Salovey, P.Caruso, D.R. (2016). The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Emotional Revier. 8 (4), 290–300. doi: 10.1177/1754073916639667

O'Connor, P., Nguyen, J., & Anglim, J. (2017). Effectively coping with task stress: A study of the validity of the Trait Emotional Intelligence Questionnaire–Short Form (TEIQue–SF). Journal of personality assessment, 99 (3), 304–314. doi: 10.1080/00223891.2016.1226175

Pavlova, E.M., Kornilova, T.V. (2016). The “Positive Triad” of the regulation of personal choice among creative professionals / In Moneta G.B. (eds.). Psychology of Creativity/ New York, NY: Nova Science Publishers. 153–166.

Petrides, K.V., Mikolajczak, M., Mavroveli, S., Sanchez-Ruiz, M.J., Furnham, A., & Pérez-González, J.C. (2016). Developments in trait emotional intelligence research. EmotionReview, 8 (4), 335–341. doi: 10.1177/1754073916650493

Petrides K.V. Sanchez-Ruiz M-J., Siegling A.B., Saklofske D.H., Mavroveli S. (2018). Emotional intelligence as personality: Measurement and role of trait emotional intelligence in educational contexts. Emotional intelligence in education.Parker J.D., Saklofske D.H. — Springer, Cham, 49–81.doi: 10.1007/978-3-319-90633-1_3

Petrides K.V., & Furnham A. (2001). Trait emotional intelligence: Psychometric investigation with reference to established trait taxonomies. European journal of personality, 15 (6), 425–448. doi:10.1002/per.416

Robinson, E., Hull, L., & Petrides, K.V. (2020). Big Five model and trait emotional intelligence in camouflaging behaviours in autism. Personality and Individual Differences, 152, 109565. doi:10.1016/j.paid.2019.109565

Sarrionandia, A., & Mikolajczak, M. (2020). A meta-analysis of the possible behavioural and biological variables linking trait emotional intelligence to health. Health Psychology Review, 14 (2), 220–244. doi:10.1080/17437199.2019.1641423

Zeidner M., & Matthews G. (2017). Ability emotional intelligence and mental health: Social support as a mediator. Personality and individual Differences, 99 (9), 196–199. doi:10.1016/j.paid.2016.05.008

Для цитирования статьи:

Крюкова Е.А., Шестова М.А. Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека: черта или способность? (адаптация краткой версии опросника TEIQue-SF) // Национальный психологический журнал. 2020. № 4 (40). С. 18-30. doi: 10.11621/npj.2020.0402

Kryukova E.А., Shestova M.А. (2020). Emotional intelligence in the structure of a person’s intellectual and personal potential: trait or ability? (adaptation of the short version of the TEIQue-SF questionnaire). National Psychological Journal [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], (13)4, 18–30. doi: 10.11621/npj.2020.0402