ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания

Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания

Скачать в формате PDF

Поступила: 10.09.2020

Принята к публикации: 17.09.2020

Дата публикации в журнале: 30.10.2020

Ключевые слова: Пандемия COVID-19; взаимопонимание; дистанционная работа и учеба; школьники; детско-родительские отношения; копинг- стратегии; стиль поведения в конфликте

Страницы: 48-56

DOI: 10.11621/npj.2020.0306

Доступно в on-line версии с: 30.10.2020

Для цитирования статьи:

Леонова Е. В. Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания. // Национальный психологический журнал 2020. № 3. c.48-56. doi: 10.11621/npj.2020.0306

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2020

Леонова Елена Васильевна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского

Аннотация

Актуальность. Ситуация, сложившаяся весной 2020 года вследствие введения карантинных мер, связанных с пандемией COVID-19, резко изменила формат социальной жизни, наложила отпечаток на социальные взаимодействия внутри больших и малых групп. Перевод школьников и студентов на дистанционный формат образования, а сотрудников многих предприятий на удаленный формат работы привнес изменения как на уровне взаимоотношений внутри школьных коллективов, так и на уровне семейных взаимоотношений.

Цель исследования – определение внешних и внутренних факторов взаимопонимания между родителями и детьми в период изоляции. Выборку составили 214 родителей школьников, проживающих в городах Центрального федерального округа, преимущественно в Калужской области. Обследование проводилось онлайн с использованием Google Forms в апреле-мае 2020 года. Внешние стрессогенные факторы (жилищные условия, финансовые проблемы, достаточность компьютерной техники и качество Интернет-связи для дистанционной работы/учебы всех членов семьи), а также степень взаимопонимания изучались с помощью анкеты. Для оценки внутренних факторов использовались опросники TIPI-RU, ШПАНА (PANAS), Brief Cope, опросник стиля поведения в конфликте.

По результатам исследования разработана модель опосредствованного влияния внешних стрессоров (финансовые проблемы, достаточность компьютерной техники и качество интернет-связи) на взаимопонимание детей и родителей. Это влияние опосредствуется аффективными состояниями, копинг-стратегиями и стилем поведения родителей в конфликте. Также важны личностные качества родителей: добросовестность и эмоциональная стабильность. Взаимопониманию родителей с детьми способствуют позитивный эмоциональный настрой родителей, использование ими таких копинг-стратегий как позитивная переоценка, планирование, юмор, принятие, а также стилей поведения в конфликте, направленных на примирение, компромисс.

Выводы. Результаты исследования показали необходимость дифференцированного и индивидуального подхода к исследованию психологических реакций населения на ситуацию пандемии и карантина: многими семьями сложившаяся ситуация была воспринята как возможность больше времени уделять общению и развитию себя, детей и взаимоотношений. Полученные результаты могут являться отражением региональной специфики – исследование проводилось в городах с менее жестким (по сравнению с Москвой) режимом изоляции в период карантина.

Для цитирования статьи:

Леонова Е. В.Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания. // Национальный психологический журнал. 2020. № 3. c.48-56. doi: 10.11621/npj.2020.0306

Скопировано в буфер обмена

Скопировать