ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов

Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов

Скачать в формате PDF

Поступила: 09.10.2018

Принята к публикации: 24.10.2018

Дата публикации в журнале: 30.01.2019

Страницы: 96-108

DOI: 10.11621/npj.2018.0409

Ключевые слова: sport; художественная гимнастика; подростковый возраст; эмоционально-личностная сфера; функциональное состояние

Доступно в on-line версии с: 30.01.2019

Для цитирования статьи:

Сагова З.А., Донцов Д.А. Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов. // Национальный психологический журнал 2018. № 4. c.96-108. doi: 10.11621/npj.2018.0409

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2018

Сагова Зурида Айсовна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Донцов Дмитрий Александрович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Спортивная деятельность предъявляет высокие требования к личностным качествам и способностям спортсменов, что повышает их эмоциональную напряженность и, как следствие, негативно влияет на самооценку, уверенность в себе, мотивацию. Изучение особенностей проявления эмоционально-личностной сферы спортсменов позволяет выбрать наиболее эффективные методы психологической работы для регулирования их соревновательных состояний до оптимального уровня.

Целью исследования являлось изучение специфики эмоционально-личностной сферы юных спортсменок как регулятора их функционального состояния.

Описание хода исследования. В работе проанализированы особенности проявления эмоционально-личностных характеристик девочек 11–13 лет, занимающихся художественной гимнастикой (N=20). Представлены результаты исследования взаимосвязи и соотношения личностных параметров гимнасток.

Результаты исследования. Выявлена прямая значимая связь (p=0,01) уровня тревожности гимнасток с невротизацией, раздражительностью, подозрительностью и обидчивостью. Установлена также положительная значимая связь (p=0,01) чувства вины и агрессивности, выраженной преимущественно в косвенной форме. Полученные особенности связи исследуемых характеристик юных спортсменок в целом согласуются с результатами подобных исследований, выполненных другими специалистами.

Выводы. Полученные результаты могут быть рассмотрены как проявления механизмов адаптации юных гимнасток в напряженных условиях спортивной деятельности, а также страха неодобрения со стороны значимого круга людей. Выявленные эмоционально-личностные особенности юных спортсменок, вероятно, обусловлены психофизиологическими изменениями, связанными с подростковым возрастом и спецификой спортивной деятельности. Итоги исследования в целом вызывают дополнительные вопросы и позволяют наметить направления дальнейших исследований по обсуждаемой проблеме. Представляется важным изучение влияния эмоционального состояния спортсменов на способность к полноценному восстановлению после высоких нагрузок и на поддержание оптимального режима сна и отдыха.

Сфера спорта, как компактная мо­дель социальной жизни, отражает практически все процессы, проис­ходящие в обществе, в яркой, насыщен­ной форме. Именно такие отличитель­ные свойства спорта, как интенсивность, зрелищность, соревнование, привлекают внимание огромного числа болельщи­ков. Поэтому спортсмен с раннего возра­ста посвящает большую часть своего вре­мени спортивным тренировкам в ущерб многим другим занятиям и интересам.

Игра, общение со сверстниками, раз­влечения, несмотря на их привлекатель­ность в детском и подростковом воз­расте, отходят у юных спортсменов на второй план. В подростковом возрасте наиболее ярко проявляются такие осо­бенности личности, как тревожность, неадекватность самооценки и уровня притязаний, эмоциональная нестабиль­ность, склонность бурно проявлять свои чувства, эмоциональная идентификация с группой сверстников (Донцов и др., 2016, 2017; Мухина, 2006). Спорт же, как уникальное многогранное обществен­ное явление, является одним из важных средств воспитания и совершенствова­ния человека в физическом, личностном и социальном планах (Матвеев, 1977).

Успех в спортивной деятельности определяется не только моторными и фи­зическими способностями атлетов, но и особенностями их личности, когнитив­ными характеристиками, локусом контр­оля (Lazarević et al., 2012).

Художественная гимнастика – это женский вид спорта, в котором девоч­ки и девушки спортсменки (часто млад­шие подростки и подростки т.н. средне­го подросткового возраста) соревнуются в выразительности исполнения сложных движений телом и в техническом акроба­тическом мастерстве в сочетании с осо­быми манипуляциями специальными гимнастическими предметами (булавы, лента, обруч, скакалка, мяч), осуществ­ляемыми точно и четко под музыку, как правило, быструю и «композиционную» (Винер-Усманова и др., 2014).

Психологическая (морально-нрав­ственная и познавательная) подготовка спортсменок в художественной гимна­стике направлена на поддержание высо­кой активности гимнасток, на развитие у них памяти, мышления, воображения, музыкальных способностей, волевых ка­честв, эмоциональной устойчивости, способности к саморегуляции (Винер- Усманова и др., 2014).

По свидетельству специалистов, в ху­дожественной гимнастике достижение высоких результатов зависит от развития целого ряда эмоционально-личностных характеристик: волевых качеств, способ­ностей к самоанализу, эмоциональной устойчивости, общительности, упорства, дисциплинированности, целеустремлен­ности, умения мобилизовать свои силы. Некоторые из этих когнитивных и лич­ностных свойств и качеств особенно важ­ны в тренировочные периоды, другие – во время соревнований.

Исследования зарубежных коллег, в частности, Ф. Аррип-Лонгевилля с со­авторами, А.С. Картони и соавторов, предпринимавших попытки выделить важнейшие личностные характеристи­ки элитных гимнастов, показывают, что у наиболее успешных спортсменов обоих полов наблюдаются высокая внутренняя мотивация достижения и развитые спо­собности к преодолению страхов и опасе­ний, стремление к совершенству и уверен­ность в себе (Arripe-Longueville et al., 2009; Cartoni et al., 2005).

В процессе подготовки гимнастов не­обходим учет их мотивации и устойчиво­сти к негативным психологическим со­стояниям, характерным для спортивной деятельности: тревоге, страхам, моното­нии, депрессии, фрустрации и др. Извест­но, что в определенных ситуациях на­пряжение и стресс вызывают улучшение концентрации внимания, повышение мо­тивации и продуктивности деятельности, однако, как убедительно показано ря­дом авторов (Lox et al., 2006; Olusoga et al., 2010), необходимо акцентировать вни­мание на разрушительных последствиях этих состояний для здоровья человека, его функционального состояния и эф­фективности выполнения им профессиональных функций.

Эмоциональные перегрузки и психо­физиологические проблемы спортсменов отрицательно влияют на их мотивацию, самооценку, уверенность в себе, повыша­ют агрессивность. Это неблагоприятное воздействие может быть снижено с помо­щью психологической подготовки: ауто­генной тренировки, воздействия на внеш­ние проявления эмоций, применение метода отвлечения, регуляции дыхания, так назывемых самоустановок/самопри­казов, тренингов и других форм психо­логической работы (Донцов и др., 2016, 2017; Липириди, 2008; Сидоров, 2007; Уэйнберг, Гоулд., 2001). Их подробное обсу­ждение которых не входит в задачи дан­ной статьи.

Ход исследования

Организация проведения

Целью нашего исследования являлось изучение специфики эмоционально-лич­ностной сферы как регулятора функцио­нального состояния девочек-спортсменок 11–13 лет, профессионально занимаю­щихся художественной гимнастикой.

Нами было выдвинуто предположение о том, что специфика эмоционально-лич­ностной сферы этих девочек заключается в определенной выраженности и взаимос­вязи исследуемых характеристик.

Эмпирическая часть исследования про­водилась в 2017 году на базе комплекс­ной специализированной детско-юноше­ской спортивной школы Олимпийского резерва г. Одинцово Московской области и детско-юношеской спортивной школы 127-го спортивного клуба Министерства обороны РФ г. Власиха Московской обла­сти. Выборку составили 20 девочек-спортсменок в возрасте 11–13 лет, непрерывно занимающиеся художественной гимна­стикой в течение 6–8 лет, регулярно вы­ступающие на официальных спортивных соревнованиях по художественной гим­настике, имеющие достижения и награды.

В исследовании применялись следу­ющие психодиагностические методики (личностные тесты-опросники и тесты- задания): методика диагностики показа­телей и форм агрессии А. Басса и А. Дар­ки в адаптации А.К. Осницкого, методика исследования самооценки и уровня при­тязаний Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, методи­ка оценки уровня притязаний Ф. Хоппе, методика экспресс-диагностики невроза К. Хекка и Х. Хесса, методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адапта­ции Т.А. Немчинова (Прихожан, 1988; Рай­городский и др., 2017).

Обследование респондентов произ­водилось нами очным групповым мето­дом в светлое время суток с добровольно­го согласия обследуемых, их родителей и тренеров. Испытуемым предварительно объяснялась цель исследования, они по­лучали соответствующие индивидуальные бланки всех методик, стимульный матери­ал для тестов-заданий, а также подробную инструкцию к тестам-опросникам. Ре­спонденты не были ограничены по време­ни в работе с опросниками в соответствии с инструкциями методик. Статистическая обработка данных проводилась нами с использованием программы SPSS Statistics, версия 22 (Наследов, 2004).

Обсуждение результатов

Методика А. Басса и А.Дарки

Согласно результатам, полученным по методике А. Басса и А. Дарки, уровень об­щего индекса агрессивности у испытуе­мых выражен слабо, что следует считать положительным личностным и эмоцио­нальным качеством гимнасток. Данный реультат согласуется с общим мнением об особенностях эстетических видов спор­та, к которым относится художественная гимнастика (Винер-Усманова и др., 2014; Палий, 1987; Сафонов, 2003).

Вместе с тем, следует обратить внима­ние на то, что у большинства участниц ис­следования наблюдается средняя степень проявления агрессивности, определяемая как «довольно значительная» (Райгород­ский и др., 2017). При этом агрессия вы­ражается испытуемыми преимущественно в вербальной и косвенной формах. Вер­бальная форма предполагает выражение негативных чувств через ссоры и словес­ные обращения негативного характера, направленные на других людей, а косвен­ная ‒ использование против других лиц слухов и шуток, подрывающих их соци­альный авторитет, а также проявление не­упорядоченных бурных эмоциональных реакций (Райгородский и др., 2017; Щер­бинина, 2001).

Согласно определениям специали­стов, в частности, Р. Уэйнберга и Д. Гоулда, под агрессией в спорте следует понимать умышленное «нанесение сопернику фи­зической или психологической травмы» (Уэйнберг, Гоулд, 2001, С. 243). Агрессия – ситуативное состояние, в котором чело­век своими действиями может причинять ущерб себе или другим людям, животно­му или неодушевленному предмету. Агрес­сивность же рассматривается как свойст­во личности, выражающееся в готовности к совершению агрессии (Сафонов, 2003).

Во многих видах спорта допускается и даже поощряется проявление различ­ных форм агрессивности спортсменов, конечно, строго в рамках спортивных правил. Это, например, единоборства и командные виды спорта, в которых предполагается плотный физический контакт между спортсменами. В художе­ственной гимнастике, как эстетическом виде спорта, внешняя агрессивность пра­ктически не наблюдается. Однако спортсменки могут проявлять агрессивность в связи с монотонной и напряженной тре­нировочной работой (Сафонов, 2003; Ви­нер-Усманова и др., 2014).

Кроме того, ожидание ответственного соревнования чаще всего вызывает у спортсменов изменение уровня активации, по­вышая его или снижая, могут наблюдать­ся тревожность и агрессивное поведение различной степени. По мнению Р. Уэйн­берга и Д. Гоулда, вероятность проявле­ния агрессивного поведения повышается в ситуациях, когда спортсмены находят­ся в состоянии беспокойства, физической боли, несправедливого, по мнению спор­тсмена, судейства. В случаях, когда атлеты выступают ниже своих возможностей, аг­рессивность возрастает из-за состояния фрустрации (Уэйнберг, Гоулд, 2001).

Поскольку все вышеперечисленные ситуации и состояния так или иначе на­блюдаются в художественной гимнасти­ке, можно предполагать, что заметная выраженность вербальной и косвенной агрессии у спортсменок может быть рассмотрена как проявление механиз­мов адаптации в сложных и напряжен­ных спортивных условиях деятельности, а также страха неодобрения со стороны значимого круга людей: тренеров, роди­телей и других лиц.

Очевидно, что не всегда возможен контроль перечисленных выше ситуаций, однако тренер или психолог могут обучить спортсменов управлению своими со­стояниями и эмоциональными реакциями. Различные методы психологической саморегуляции позволяют трансформи­ровать нежелательные эмоциональные реакции, оптимизировать функциональ­ное состояние и настроить на успешную работу. Исследования показывают, что у спортсменов раннего и среднего подросткового возраста тренеры играют зна­чимую роль в регулировании негативных состояний, связанных с предсоревнова­тельным периодом и восприятием итогов соревнований (Papaioannou et al., 2008).

Полученные в нашем исследовании данные сопоставимы с выводами М. Прой­ос о выраженном проявлении негативных эмоций (в частности, гнева) спортсмена­ми из художественной и акробатической гимнастики. Автор обращает внимание на влияние тренерской поддержки и похвалы на агрессивные проявления спор­тсменов, что успешно можно применять в психологическом сопровождении под­готовки гимнастов (Proios, 2012).

Проявления агрессивности спортсме­нок, выявленные в нашем исследовании, и в целом такие реакции в спорте могут выполнять и конструктивную функцию. Согласно мнению В.К. Сафонова, хотя за­нятия спортом формируют агрессивность и агрессивное поведение атлетов, все же «спорт способствует сохранению психи­ческого здоровья и душевного равнове­сия, дает выход природной агрессивности и стремлению к самоутверждению и со­перничеству» (Сафонов, 2003, С. 86).

Данные, полученные в настоящем ис­следовании, могут расширить знания об особенностях эмоционально-чувствен­ной сферы, включая параметр агрессив­ности, спортсменок – представительниц художественной гимнастики. Однако сле­дует сказать о некоторых ограничениях наших выводов относительно обобщения результатов. Например, разные формы аг­рессии и агрессивности не всегда могут быть четко различимы, что создает труд­ности в идентификации и оценке этих со­стояний.

По результатам методики А. Басса и А. Дарки итоговые показатели шкал «по­дозрительность» и «обидчивость» состав­ляют общий индекс враждебности лич­ности. Авторы определяют враждебность как общую негативную позицию лично­сти по отношению к другим, негативную оценку людей и событий (Райгородский и др., 2017). Согласно полученным дан­ным исследования, индекс враждебности ярко выражен у трети юных спортсменок, а среднюю, интерпретируемую как довольно значительную, выраженность вра­ждебности проявляют более половины ис­пытуемых.

Сфера спорта характеризуется вы­соким эмоциональным напряжением, ощущениями взлетов и падений, нео­пределенностью и риском. Атмосфера неопределенности способствует возникновению чувства недоверия и стра­ха (Эриксон, 1996). Ситуации личных неудач обостряют недоверие, обиду и не­гативное отношение к людям и событи­ям (Ильин, 2013). Подростковый возраст наших испытуемых, являясь переходным и критическим, создает основу для прояв­ления негативных реакций и нарушения социальных контактов. Длительное пре­бывание в сложных и отрицательно эмо­ционально заряженных ситуациях или регулярное их повторение усиливают эмоциональные переживания подростка и могут нарушать его адаптационные воз­можности, препятствовать дальнейшему нормативному развитию личности.

Соответственно, выявленные у юных гимнасток определенные негативные формы отношения к другим людям сле­дует объяснять их попытками самовыра­жения и самоутверждения, которые, как известно, могут принимать как конструк­тивные, так и асоциальные формы. Спорт, являясь уникальной лабораторией все­стороннего роста и развития спортсме­нов, предоставляет исключительные воз­можности для реализации потребностей в общении и состязании со сверстниками, создает условия для формирования воли, дисциплины и ответственности, самореализации личности.

Следующие шкалы методики А. Басса и А. Дарки – «негативизм», «раздражитель­ность» и «чувство вины», могут выступать в качестве смыслового дополнения об­щих показателей и индексов агрессивно­сти и враждебности (Адлер, 1998; Захаро­ва, 1995; Зейгарник, 1981; Зимелева, 2002; Краев, 1999; Левин, 1982; Медведев, 1993).

Негативизм определяется как оппози­ционная форма поведения – от пассивно­го сопротивления до активных действий против авторитетов, установленных пра­вил и требований (Мухина, 2006; Райгородский и др., 2017). Раздражительность – проявление негативных чувств, резкости поведения и высказываний при «затраги­вании» интересов личности, побуждении ее другими людьми к не желаемой дея­тельности в определенных социальных или профессиональных ситуациях (Дон­цов и др., 2016, 2017; Мухина, 2006; Стам­булов, 1980).

В соответствии с данными определе­ниями, обе шкалы объединены оппозици­онной негативной реакцией личности на действительные или мнимые ущемления ее интересов другими людьми, что также наблюдается в состоянии агрессии. Со­гласно результатам нашего исследования, выраженный негативизм и раздражитель­ность обнаруживают чуть менее полови­ны выборки. В умеренной степени эти ре­акции проявляются у немногим более чем третьей части испытуемых.

Агрессивное поведение часто ассоци­ируется с отсутствием чувства вины (Бе­лик, 2006; Медведев, 1993; Муздыбаев, 1995; Пуни, 1980). Именно этот параметр состав­ляет последнюю шкалу, на которой следует остановиться поподробнее. Для почти по­ловины всей выборки нашего исследования характерно ярко выраженное чувство вины. Данный фактор, проявляемый в сред­ней степени, наблюдается у оставшейся по­ловины юных спортсменок.

Согласно исследованиям таких за­рубежных авторов, как Дж. Байби, З. Ку­илес, М. Хоффман и др., чувство вины относится к нравственным эмоциям «вы­сокого ранга» вследствие его связи с проявлением эмпатии (Bybee, Quiles, 1998; Hoffman, 1982).

В то же время, чувство вины представля­ет собой отрицательное переживание, ха­рактеризующееся отсутствием уважения к себе вследствие сопереживания субъек­ту, оказавшемуся в негативной ситуации по вине самого сопереживающего. При этом чувство вины сопровождается тре­вогой, напряжением, предчувствием опас­ности (Hoffman, 1982). После поражений на соревнованиях у спортсменов нередко возникает чувство вины перед трене­ром, членами команды, своими близкими за не достигнутые результаты и не оправ­данные надежды. Наилучшим выходом из сложившейся ситуации и конструктивным способом освобождения от чувства вины является анализ выступления и совершен­ных во время него действий спортсме­на. Полезны также беседы об имеющихся преимуществах, недостатках и возможно­стях исправления допущенных ошибок. Помощь тренера и психолога спортсме­нам может и должна быть направлена на то, чтобы научить учеников воспринимать поражения как уроки, которые следу­ет проанализировать и усвоить.

Таким образом, результаты исследо­вания показывают, что спортивная де­ятельность способствует личностному и социальному развитию юных атлетов, ослабляя негативные тенденции подросткового кризиса. Однако такие фак­торы, как не достижение целей, снижение спортивных показателей, разочарование и отсутствие мотивации, могут вызывать у атлетов негативные эмоциональные пе­реживания и другие отрицательные мо­рально-нравственные реакции той или иной степени выраженности. Соответст­вующие таким переживаниям модели по­ведения, включающие, в том числе, агрес­сию и аутоагрессию, вероятно, являются способами самоутверждения, характерно­го для подросткового возраста.

Методика выявления самооценки и уровня притязаний Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Согласно инструкции, респондентам предлагалось оценить себя по каждому из следующих параметров: характер, ум, способности, авторитет у сверстников, внешность, уверенность в себе. Испытуе­мые отмечали на бланках уровень разви­тия у себя вышеперечисленных характе­ристик на момент диагностики и уровень притязаний по тем же характеристикам, т.е. тот уровень развития всех этих ка­честв, который бы их удовлетворял (При­хожан, 1988).

Многочисленные исследования пока­зывают, что самооценка играет особую роль в успешности и надежности спор­тивной деятельности (Гиссен, 1990; Ли­пириди, 2008; Медведев, 1993; Палий, 1987 и мн. др.

Результаты применения методики Дем­бо-Рубинштейн показывают следующее. Адекватный уровень самооценки, при ко­тором наблюдается реалистичное оце­нивание себя по указанным выше пара­метрам, выявлен у чуть более третьей части выборки спортсменок-гимнасток по шкалам характера, ума, внешности и способностей. Примерно столько же испытуемых обнаруживают завышенную самооценку своей внешности, автори­тета у сверстников и уверенности в себе. У оставшейся приблизительно третьей ча­сти отмечается заниженная самооценка по параметрам авторитета у сверстников, уверенности в себе, ума и характера.

Следует отметить, что неадекватная самооценка ухудшает способности спор­тсмена к саморегуляции – необходимо­му условию достижения оптимального функционального состояния и, как след­ствие, снижает спортивные показатели атлета. Это подтверждено многими исследователями (Гогунов, Мартьянов, 2000, Лозовая, 2003). Р.С. Уэйнберг и Д. Гоулд де­лают важное замечание о том, что у юных спортсменов проигрыши снижают уро­вень самооценки, вследствие чего суще­ственно возрастает вероятность их ухода из спорта (Уэйнберг, Гоулд, 2001).

Вместе с тем Г.Д. Бабушкин и В.Н. Смо­ленцева справедливо отмечают, что в подростковом возрасте самооценка ча­сто оказывается завышенной или зани­женной, в связи с чем «у иных спортсме­нов могут закрепляться нежелательные качества: самоуверенность, зазнайство, неуверенность в своих силах» (Бабушкин, Смоленцева, 2007, С. 10). Неадекватная са­мооценка юных спортсменов отрицатель­но сказывается на проявлении волевых качеств, играющих чрезвычайно важную роль в спорте. Согласно И.Н. Липириди, адекватная самооценка является основой формирования адекватных притязаний, в противном случае цели и задачи, кото­рые спортсмен ставит перед собой, ока­зываются либо слишком сложными, либо слишком простыми, не соответствующи­ми его реальным возможностям (Липири­ди, 2008).

Результаты нашего исследования по­казывают завышенные показатели уров­ня притязаний у 75% гимнасток по всем исследуемым параметрам (приводим по убыванию числа выборов): внешности, способностям, уверенности в себе, ха­рактеру, авторитету у сверстников, уму. Адекватный уровень этих параметров на­блюдается у оставшейся четверти испы­туемых.

Согласно A.M. Прихожан, умерен­ное расхождение между самооценкой и притязаниями при условии средней и высокой общей оценки данных па­раметров, в сочетании с умеренной их дифференцированностью, указывает на благоприятный вариант отношения респондента к себе (Прихожан, 1988). Данный вариант наблюдается у поло­вины участниц нашего исследования. Очевидно, от гимнасток с такой самоо­ценкой следует ожидать представления о больших собственных возможностях, соответственно, способности к прило­жению значительных усилий в своих действиях и продуктивности. Школь­ники с подобным вариантом отноше­ния к себе отличаются высокими пока­зателями социально-психологической адаптированности. Для них характерны сознательная постановка трудных це­лей и целенаправленные усилия на их достижение (Прихожан, 1988). Веро­ятно, для сферы спорта описанный ва­риант отношения к себе самый продук­тивный и, соответственно, желательный. По сути, достижение такой самооцен­ки и уровня притязаний у спортсменов предполагает выполнение одной из ос­новных функций спорта – стимулиро­вания личностного развития и требует специальной целенаправленной рабо­ты психолога для достижения подобных результатов.

Вариант сильного расхождения между притязаниями и самооценкой, сопрово­ждаемого преимущественно низкой само­оценкой и средним или высоким уровнем притязаний, наблюдается у 45% нашей вы­борки. Такая ситуация указывает на силь­ную осознаваемую неуверенность в себе и низкий коэффициент социально-пси­хологической адаптированности у под­ростка (Прихожан, 1988). Данный небла­гополучный вариант развития личности характеризуется тем, что существенный разрыв между собственными притязания­ми и оценкой своих возможностей осоз­нается подростком и создает у него не­гативные переживания. В частности, для учащихся с подобной самооценкой характерна высокая тревожность (Прихо­жан, 1988). Такие респонденты склонны выбирать задачи, реально превышающие их возможности или представляющиеся им таковыми (Бороздина, 1999). Данная модель поведения, очевидно, сопровожда­ется эмоциональным дискомфортом и ситуативной тревожностью, поскольку чело­век осознает возможность неудачи и/или ощущает риск поражения. Соответствен­но, по мере снижения самооценки проис­ходит ухудшение основных показателей эффективности деятельности, сужение и оскудение планов на будущее. Как вид­но, данный тип отношения к себе у гим­насток представляет собой негативный путь с точки зрения успешности развития личности. У этой части респондентов сле­дует предполагать слабую мотивацию до­стижений, удовлетворение уже достигну­тым, отказ от постановки высоких целей и стремления к ним.

Вместе с тем, высокие притязания при относительно невысокой самооцен­ке спортсменов могут служить дополни­тельным стимулом к достижениям, что, бесспорно, следует считать позитивным аспектом данной модели. Необходимо учитывать, что в этом случае стремле­ния к высоким достижениям сопряже­ны со значительными эмоциональными и физическими затратами атлетов. По­добную самооценку спортсменок нель­зя однозначно считать непродуктивной, но следует подчеркнуть, что она требует квалифицированной психологической поддержки, поскольку дисгармония дан­ных параметров является фактором ри­ска развития физического и психологического неблагополучия.

Эта вариация в нашей спортивной вы­борке практически не представлена, что свидетельствует о положительных психо­эмоциональных аспектах личности гим­насток.

В зарубежных исследованиях показа­но, что люди с завышенной самооценкой нередко демонстрируют оборонительное поведение и негативную реакцию в ситуа­ции неудачи, аналогично тем, у кого выяв­лена низкая самооценка (Kernis, Waschull, 1995; Seery, Blascovich et al., 2004)

В сфере спорта завышенное само­отношение у атлетов содержит в себе опасность развития мнимой самодоста­точности, характеризующейся снижени­ем самокритичности, неадекватностью в работе с целеполаганием, ложной са­мостоятельностью в принятии решений. Следствием этого может стать сниже­ние стимула к личностному и спортивно­му развитию и самосовершенствованию. Кроме того, излишняя самоуверенность спортсмена способствует ухудшению его способности адаптации к физическим и психологическим нагрузкам, ослабле­нию внимания, снижению спортивных показателей (Воронкина, 2014).

Таким образом, неадекватная само­оценка в спорте (как завышенная, так и заниженная) оказывает негативное вли­яние на успешность деятельности спор­тсменов. При этом выбираемые страте­гии поведения соответствуют уровню притязаний, рассматриваемому как сте­пень трудности выбираемых целей (Бо­роздина, 2000).

Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе

Точка зрения о взаимосвязи самооцен­ки человека и уровня притязаний, озна­чающая, что человек осуществляет выбор цели в соответствии с тем, как он себя оценивает, является достаточно устойчивой (Божович, 1968; Зейгарник, 1981; Захарова, 1989; Арестова и соавт., 1992 и др.). Однако эмпирические данные ука­зывают на частые рассогласования уров­ней этих переменных (Бороздина, 1999, Зинько, 2006). Для уточнения данного со­отношения мы предложили участницам нашего исследования методику оценки уровня притязаний Ф. Хоппе, где тесто­вым материалом явились однородные и ранжированные по сложности задачи (Райгородский и др., 2017).

Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе позволила выявить у респон­дентов уровень трудности выбираемых ими задач, их реакцию на успех и неуда­чу, а также стратегию и тактику поведе­ния при коррекции целей.

У половины обследованных гимнасток наблюдался ровный характер перехода к более легким задачам после неудач и к более сложным – после успешного их решения. Выполнение заданий второй половиной выборки имело выраженный неравномерный характер, проявлявший­ся в том, что после небольшого успеха выбиралась задача высокой сложности, а после однократной неудачи – сущест­венно более легкая.

Если предполагать, что наблюдаемые модели поведения определяются устой­чивыми характеристиками личности и соответствуют обычному для нее спосо­бу решения задач, то следует отметить сле­дующее. В половине случаев у юных участ­ниц исследования обнаруживаются такие характеристики, как эмоциональная неу­стойчивость, недовольство собой и свои­ми достижениями. Эти качества соответст­вуют неблагоприятному функциональному состоянию спортсменок, плохо влияюще­му на динамику работоспособности, утом­ления и результативность. Соответственно, активное воздействие на эмоциональную сферу будет способствовать достижению желательного состояния, поведения и каче­ства спортивной деятельности.

По утверждению автора методи­ки Ф. Хоппе, высокий уровень притяза­ний, соответствующий выбору задания (заданий) высокой трудности, является компенсацией неуспеха в решении пре­дыдущего задания, что предполагает от­носительно низкую самооценку (Райгородский и др., 2017). Вместе с тем, в подобных случаях, когда проявляются т.н. «классические психологические нож­ницы», несмотря на низкую самооценку, можно предполагать наличие у челове­ка положительного представления о себе и готовность создавать иллюзию самоу­важения за счет повышения требований к себе. В подобной ситуации наблюдаю­щееся рассогласование характеристик самооценки и уровня притязаний юных спортсменок и спортсменов с высокой вероятностью может сопровождаться значимыми негативными эмоциональ­ными переживаниями и внутренним дискомфортом. На такие реакции указывают результаты аналогичных исследований, проведенных с участием разных воз­растных групп, включая подростков (Бо­роздина, 1999; Залученова, 1995; Зинько, 2006; Сидоров, 2007). Вероятно, дисгар­моничность самооценки и уровня при­тязаний спортсменок обусловлена их индивидуально-психологическими осо­бенностями, в частности, эмоциональ­ной неустойчивостью, диагностируемой методикой «Экспресс-диагностика не­вроза» К. Хека и Х. Хесса (Райгородский и др., 2017).

Методика «Экспресс-диагностика невроза» К. Хека и Х. Хесса

Данные опросника К. Хека и Х. Хес­са показывают, что у 55% гимнасток вы­явлен благоприятный – низкий уровень невротизации личности. У 45% гимна­сток обнаружен высокий уровень дан­ного свойства. Согласно К. Хеку и Х. Хессу, для личности с подобными пока­зателями характерно склонность к не­вротизации, выраженная эмоциональная возбудимость, сопровождающаяся негативными переживаниями и состояниями: тревожностью, напряженностью, беспо­койством, раздражительностью, расте­рянностью (Райгородский и др., 2017). Кроме того, в соответствии с полученны­ми нами данными можно предполагать у таких спортсменок выраженность пере­живаний, связанных с неудовлетворен­ностью желаний и эгоцентрической на­правленностью.

Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова

Похожие результаты выявлены и ме­тодикой измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова: уровень тревожности у более половины гимнасток-испытуемых выражен доволь­но сильно (от очень высокого до средне­го с явной тенденцией к высокому).

Важно заметить, что абсолютное боль­шинство спортсменов с высоким уровнем как невротизации, так и тревожности, по­падают в группу с рассогласованием са­мооценки и уровня притязаний, описан­ную выше. Таким образом, полученные данные подтверждают результаты, ра­нее заявленные другими исследователя­ми (Бороздина, 1999; Залученова, 1995 и др.) – рассогласованные по высоте са­мооценка и уровень притязаний сопря­жены с ростом личностной тревожности, изменением реакции на фрустрацию, усилением агрессивности. Кроме того, такое состояние оказывается типичным для ряда психосоматических заболева­ний (Бороздина, 1999; Залученова, 1995 и др.). Стоит уточнить, что высокие при­тязания при невысокой оценке могут считаться и позитивным фактором, посколь­ку служат дополнительным стимулом к достижениям. Вместе с тем, необходимо учитывать объем физических и эмоцио­нально-психологических ресурсов, неиз­бежно затрачиваемых при стремлении к ним. Соответственно, такие результаты могут рассматриваться как неблагопри­ятные факторы в личностном развитии подростков и подтверждают необходи­мость специальной целенаправленной работы психолога с данным континген­том спортсменов.

Корреляционный анализ исследуемых личностных характеристик

Таким образом, мы выделили и проа­нализировали эмоционально-личност­ные характеристики юных художест­венных гимнасток, играющие ключевую роль в формировании благоприятного функционального состояния и активно­го занятия спортом. Для выявления ха­рактера связи между исследуемыми па­раметрами мы рассчитали коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена, результаты чего представлены в нижеследу­ющей таблице 1.

Табл. 1. Результаты корреляционного анализа исследуемых личностных характеристик художественных гимнасток

Шкалы/№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1. Уровень тревожности

1,000

,953**

-,332

,188

-,709**

,075

,147

,526*

,461*

,637**

,584**

,591**

,470*

2. Уровень невротичности

,953**

1,000

-,240

,290

-,704**

,069

,154

,498*

,479*

,675**

,607**

,651**

,427

3. Уровень самооценки

-,332

-,240

1,000

,276

,120

,175

,150

-,290

-,358

-,071

-,036

-,018

-,336

4. Уровень притязаний

,188

,290

,276

1,000

,115

-,237

,081

-,103

,281

,244

,349

,356

-,080

5. Уровень эмоциональ­ной устойчивости

-,709**

-,704**

,120

,115

1,000

-,147

,126

-,158

-,075

-,303

-,352

-,432

-,138

6. Физическая агрессия

,075

,069

,175

-,237

-,147

1,000

,096

,137

-,095

,073

,342

-,131

-,090

7. Вербальная агрессия

,147

,154

,150

,081

,126

,096

1,000

,419

,332

,492*

-,071

,215

,124

8. Косвенная агрессия

,526*

,498*

-,290

-,103

-,158

,137

,419

1,000

,477*

,511*

,202

,121

,660**

9. Негативизм

,461*

,479*

-,358

,281

-,075

-,095

,332

,477*

1,000

,592**

,192

,374

,330

10. Раздражительность

,637**

,675**

-,071

,244

-,303

,073

,492*

,511*

,592**

1,000

,474*

,451*

,355

11. Подозрительность

,584**

,607**

-,036

,349

-,352

,342

-,071

,202

,192

,474*

1,000

,446*

,178

12. Обидчивость

,591**

,651**

-,018

,356

-,432

-,131

,215

,121

,374

,451*

,446*

1,000

-,073

13. Чувство вины

,470*

,427

-,336

-,080

-,138

-,090

,124

,660**

,330

,355

,178

-,073

1,000

** Корреляция значима на уровне 0,01 * Корреляция значима на уровне 0,05

Проведенный корреляционный ана­лиз выявил особенности взаимосвязи между выделенными выше характеристи­ками личности гимнасток, образующими психологическую базу их функциональной готовности к спортивной деятель­ности.

Данные указывают на положительную и значимую степень связи (p=0,01) уровня тревожности гимнасток с невротизаци­ей (r=0,95), раздражительностью (r=0,64), подозрительностью (r=0,58) и обидчиво­стью (r=0,59), а также отрицательную зна­чимую связь с эмоциональной устойчи­востью (r=-0,71). Достоверной (p=0,05) и менее тесной оказалась связь уровня тре­вожности с косвенной агрессией (r=0,53), негативизмом (r=0,46) и чувством вины (r=0,47). Примерно такие же показатели соответствуют корреляции невротизации респондентов с перечисленными характе­ристиками, что вполне ожидаемо, учиты­вая тесную связь данных состояний. Ведь невротизация, как состояние общей эмо­циональной нестабильности, формирует­ся на основе тревожности, раздражитель­ности, беспокойства и других негативных переживаний.

В любом виде спорта, в том числе, и в художественной гимнастике, трени­ровочные занятия и выступления нередко оказываются напряженными, чрезмер­но интенсивными и продолжительными. Высокодозированные тренировки могут быть оптимальными для одних спортсме­нов и вести к переутомлению и перетре­нированности других. У последних в ре­зультате может наблюдаться целый ряд психофизиологических реакций и нега­тивных переживаний в виде потери ин­тереса к спортивным занятиям, снижения самооценки, отрицательных эмоциональ­ных реакций по отношению к другим спортсменам и тренерам, повышенной тревожности, агрессии, страха.

Эмоциональное состояние существен­но зависит как от факторов деятельнос­ти, так и от субъективной оценки челове­ком этих факторов, а также от отношения к нему значимого для него окружения (Hanin, 2000). Поэтому для лучшего по­нимания психологических факторов, влияющих на поведение спортсменов, необходимо учитывать уникальный опыт каждого из них.

Обратим внимание на особенности других характеристик, представленных в таблице. Имеет место прямая умерен­ная и значимая связь (p=0,01) косвенной агрессии и чувства вины (r=0,66), негативизма и раздражительности (r=0,59), прямая и достоверная связь (p=0,05) вер­бальной и косвенной агрессии с раздра­жительностью (r=0,50).

Различные формы агрессии в под­ростковом возрасте основаны на нереа­лизованных потребностях в положитель­ных эмоциях, удовлетворение которых происходит в процессе деятельности и дает выход излишнему напряжению (Донцов и др., 2016, 2017; Мухина, 2006).

Усиление чувства вины, проявляющееся вместе с повышением агрессии участниц нашего исследования, вероятно, связано с тем, что проявления агрессивного поведе­ния в той или иной форме по отношению к другим не являются социально одобря­емыми. Агрессивное поведение считает­ся нарушением общепринятых мораль­ных норм и этических принципов спорта. В процессе занятий спортом и усвоения правил взаимодействия с тренерами и су­дьями, партнерами, соперниками, болель­щиками и т.д. формируется нравственная позиция подростка-спортсмена. Вместе с тем, в современный спорт прочно вошли факторы, негативно влияющие на соблю­дение нравственности: профессионали­зация, коммерциализация, политизация. Эти факторы провоцируют типичные нарушения этики в спорте: агрессивное поведение, нечестную игру, стремление к победе любой ценой, допинг-скандалы и др. С ответственностью за нарушение моральных принципов спорта связано чувство вины как ценностная эмоцио­нальная установка. Это чувство играет зна­чимую роль в жизни человека, определяя степень усвоения ребенком нравственных норм, существующих в обществе. Несфор­мированный его уровень, означающий отсутствие нравственной позиции, может стать причиной неэтичного поведения. Чрезмерно высокое чувство вины также является неблагоприятным состоянием, негативно отражающимся на взаимоотно­шениях с другими. Соответственно, наиболее желательный, оптимальный уровень переживания чувства вины выполняет функцию регулятора поведения челове­ка и выступает одним из важных показа­телей психического здоровья. Согласно И.А. Белик, такому уровню соответствуют следующие психологические особенно­сти: стабильное позитивное эмоциональ­но-ценностное отношение к себе, высокая способность к самоконтролю и саморегу­ляции, устойчивость к стрессовым ситуа­циям (Белик, 2006).

В статье С. Хантона и соавторов эмо­циональные переживания, исследуемые в нашей работе, описаны как производ­ные от состояния страха. Исследовате­ли отмечают, что страх и потенциальная опасность, часто сопровождающие дей­ствия спортсмена, могут высвобождать негативные эмоции: беспокойство, тре­вогу, снижение самооценки, существен­ное ухудшение функционального состо­яния и работоспособности спортсмена (Hanton et al., 2004).

Художественную гимнастику отлича­ют высокий уровень сложности выполня­емых упражнений, регулярный пересмотр и усложнение требований, субъектив­ность оценок судей, высокая травмоопас­ность. Кроме того, любая ошибка гимна­сток очевидна: незначительный выход за пределы площадки во время выступления, падение предмета при выполнении упраж­нений, нарушение плавности и последо­вательности движений в момент падения и др. В результате страх потерять баллы и не достигнуть желаемого результата, опасность получить травму, дискомфорт и смущение перед тренером, товарищами и родителями вызывает дополнительное напряжение, усиливая негативные тенден­ции, и мешает общей продуктивности за­нятий.

Таким образом, обнаруженные вза­имосвязи качеств личности юных гим­насток следует объяснять спецификой спортивной деятельности и самой сферы спорта. Для сохранения положительных факторов спорта, достижения высоких спортивных результатов и повышения продолжительности спортивной карье­ры необходимо внимательное отноше­ние к личности спортсменов со стороны тренера и всех специалистов, задейство­ванных в их подготовке.

Заключение

Выявленные эмоционально-личност­ные особенности юных спортсменок обусловлены, с одной стороны, психофизио­логическими изменениями, связанными с подростковым возрастом, с другой сто­роны – спецификой спортивной деятель­ности.

Полученные результаты дают осно­вание утверждать, что занятия спортом предоставляют юным спортсменам уни­кальные возможности для физического, личностного и социального развития. Для преодоления негативных барьеров, неизбежных в спортивной деятельности, достижения высоких показателей и про­дления спортивной карьеры чрезвычай­ную важность имеет поддержка тренера и ближайшего окружения. При несом­ненной важности технической и функ­циональной подготовки спортсменов следует подчеркнуть необходимость су­щественного усиления психологической работы с детьми и подростками-спор­тсменами, а методы такой работы – тема отдельной статьи.

Основными направлениями дальней­ших исследований может быть обозна­чено изучение влияния эмоционального состояния спортсменов на способность к полноценному восстановлению после высоких нагрузок и поддержание опти­мального режима сна и отдыха.

Работа выполнена в рамках НИР по гранту РФФИ «Влияние психологической регуляции сна на динамику функционального состояния и результативность спортсменов». Номер договора: 18-013-01211\18.

Литература:

Абрамова А.А. Агрессивность при депрессивных расстройствах : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Москва, 2005. – 23 с.

Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 448 с.

Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Тихомиров O.K. Возможности анализа уровня притязаний при применении компьютера // Вопросы психологии. – 1992. – № 1–2. ‒ С. 152–157.

Барабанщикова В.В., Останина М.В., Климова О.А. Феномен прокрастинации в деятельности спортсменов индивидуальных и командных видов спорта // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 91–104. doi: 10.11621/npj.2015.0310

Белик И.А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Санкт-Петербург, 2006. ‒ 24 с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. ‒ Москва, 1968.

Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки : автореферат дис. ... докт. психол. наук. ‒ Москва, 1999. ‒ 47 с.

Воронкина Л.В. Исследование самооценки спортсменов в связи с реализацией соревновательных результатов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2014. – № 4. ‒ С. 88–91.

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ‒ Москва : Академия, 2000. ‒ 288с.

Донцов Д.А., Поляков Е.А. Специфика акцентуаций характера и личности в подростковом возрасте // Fundamental science and technology ‒ promising developments. X Proceedings of the Conference. 12–13 декабря 2016 года. North Charleston, USA, Том 3. – C. 66–83.

Дружиненко Д.А. Эмоциональные аспекты морального выбора подростков в ситуации решения моральных дилемм // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2004. – № 2. ‒ С. 93–94.

Енин В.И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятий спортом : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Ленинград, 1986. ‒ 16 с.

Жилин С.В. Особенности Я-концепции личности спортсменов : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Санкт-Петербург, 2003. ‒ 17 с.

Закаморный С.О. Формирование у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Омск, 2012. ‒ 24 с.

Залученова Е.А. Соотношение самооценки, уровня притязаний и его влияние на личностные особенности : автореферат дис. ... канд. психол. наук. МГУ. ‒ Москва, 1995.

Захарова А.В. Уровень притязаний как показатель самооценки // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 1989. – Вып. 1(1). ‒ С. 47–50.

Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. ‒ Москва, 1981. – 118 с.

Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Москва, 2002.

Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 3. – С. 18–30.

Ильин Е.П. Психология доверия. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. ‒ 288 с.

Краев Ю.В. Влияние особенностей вида спорта на проявления агрессии и агрессивности у спортсменов : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Санкт-Петербург, 1999. ‒ 22 с.

Левин К. Уровень притязаний / К. Левин, Т. Дембо, Л. Фестингер, Р. Сирс // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. ‒ Москва : Издательство Московского университета, 1982. ‒ С. 85–92.

Липириди И.Н. Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания : дис. ... канд. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2008. – 153 с.

Лозовая Г.В. Формирование самооценки спортсмена. ‒ Санкт-Петербург, 2003. ‒ 20 с.

Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. ‒ Москва : Физкультура и спорт, 1977. ‒ 271 с.

Медведев В.В. Психологические особенности спортсменов. ‒ Москва, 1993. – 48 с.

Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. – Санкт-Петербург : С.-Петерб. фил. Ин-та социологии, 1995. – 39 с.

Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития.‒Москва: Академия, 2006. – 608 с.

Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 392 с.

Палий В.И. Влияние особенностей личности и успешности деятельности на самооценку спортивного мастерства гимнасток : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Москва, 1987. ‒ 24 с.

Попов А.Л. Спортивная психология. – Москва : Флинта, 1998. – 219 с.

Практическая психодиагностика: методики и тесты : учеб. пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара : Бахрах-М, 2017. ‒ 672 с.

Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / под ред. И.В. Дубровиной. ‒ Москва, 1988. – С. 110–128.

Психология развития: детство, отрочество, юность : учеб. пособие / Донцов Д.А., Петрова Е.А., Поляков Е.А. – Москва : АИМ, 2017. – 234 с.

Психология физической культуры и спорта / под ред. Г.Д. Бабушкина, В.Н. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2007. – 270 с.

Психосоциальное развитие личности в подростковом возрасте: научно-практическая методологическая психологическая оценка / Донцов Д.А., Драчева Н.Ю., Власова С.В., Тихолаз О.Е., Кочеткова Л.А., Сухих Е.В. // Личность как объект психологического и педагогического воздействия : сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Ч. 1. – Уфа, АЭТЕРНА, 2016. – С. 108–135.

Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта // Союзспортобеспечение. – 1980. – № 11. – С. 24–27.

Сафонов В.К. Агрессия в спорте. ‒ Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. ‒ 159 с.

Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. – 2007. – №3. ‒ С. 149–157.

Сидоров К.Р. Феномен несоответствия уровней самооценки и притязаний в ранней юности : автореферат дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2007. ‒ 23 с.

Стамбулов А.В. Исследование некоторых особенностей динамики и взаимосвязей физического, психомоторного и интеллектуального развития в подростковый период : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Ленинград, 1980. ‒ 21 с.

Стамбулова Н.Б. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8–12 лет : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Ленинград, 1978. ‒ 21 с.

Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев : Олимпийская литература, 1998. – 336 с.

Фергюсон А., Мориц М. Уроки лидерства. Чему меня научили жизнь и 27 лет в «Манчестер Юнайтед». – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 352 с.

Художественная гимнастика. История, состояние, и перспективы развития / Винер-Усманова И.А., Медведева Е.Е., Крючек Е.С. ‒ Москва: Человек, 2014. ‒ 216 с.

Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Санкт- Петербург, 1998. ‒ 21 с.

Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия в школьной речевой среде : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Москва, 2001. ‒ 16 с.

Эриксон Э. Г. Детство и общество. ‒ Санкт-петербург : Ленато, ACT, 1996. ‒ 592 с.

Arripe-Longueville, F., Hars, M., Debois, N., & Calmels, C. (2009). Perceived development of psychological characteristics in male and female elite gymnasts. International Journal of Sport Psychology, 40(3), 424–455.

Bybee J., & Quiles Z.N. (1998). Guilt and mental health. In J. Bybee (Ed.) Guilt and children. San Diego, Academic Press, 269–291. doi: 10.1016/B978- 012148610-5/50014-X

Cartoni A.C., Minganti C., & Zelli A. (2005). Gender, Age, and Professional-Level Differences in the Psychological Correlates of Fear of Injury in Italian Gymnasts. Journal of Sport Behavior, 28(1), 3–17.

Cremades, J., & Wiggings, M.S. (2008). Direction and intensity of trait anxiety as predictors of burnout among collegiate athletes. Athletic Insight: The Online Journal of Sport Psychology, 10(2).

Dollard J., Doob L.W., & Miller N.E. et al. Frustration and aggression. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1939. doi: 10.1037/10022-000

Giotis, A.M. (2007). Stopped by a thought: A study about mental blocking in female TeamGym. (Undergraduate thesis Dlevel Swedish School of Sport and Health Sciences).

González, L., García-Merita, M., Castillo, I., & Balaguer, I. (2016). Young athletes’ perceptions of coach behaviors and their implications on their well-being and ill-being over time. Journal of Strength and Conditioning Research, 30(4), 1147–1154. doi: 10.1519/JSC.0000000000001170

Gould D., Feltz, D., Horn T., & Weiss M. (1982). Reasons for discontinuing involvement in competitive youth swimming. Journal of Sport Behavior, 5, 155–165.

Gould, D., Udry, E., Tuffey, S., & Loehr, J. (1997). Burnout in Competitive Junior Tennis Players: III. Individual Differences in the Burnout Experience. The Sport Psychologist, 11(3), 257–276. doi: 10.1123/tsp.11.3.257

Hanin Y.L. Emotions in sport. Human Kinetics, 2000.

Hanin Y.L., & Stambulova N.B. (2002). Metaphoric description of performance states: An application of the IZOF model. Sport Psychologist, 16 (4), 396–415. doi: 10.1123/tsp.16.4.396

Hanton S., Thomas O., & Maynard I. (2004). Competitive anxiety responses in the week leading up to competition: The role of intensity, direction and frequency dimensions. Psychology of Sport and Exercise, 5, 169–181. doi: 10.1016/S1469-0292(02)00042-0

Henschen, K. (2001). Athletic staleness and burnout: Diagnosis, prevention, and treatment. In J.M. Williams (Ed.). Applied sport psychology: Personal growth to peak performance, 445–455. California: Mayfield Publishing Company.

Hoffman M.L. (1982). Development of prosocial motivation: Empathy and guilt. In N. Eisenberg (Ed.), Development of Prosocial Behaviour. New York, 281–313. doi: 10.1016/B978-0-12-234980-5.50016-X

Kernis M.H., & Waschull S.B. (1995). The interactive roles of stability and level of self-esteem: Research and theory. Advances in Experimental Social Psychology, 27, 93–141. doi: 10.1016/S0065-2601(08)60404-9

Lazarević L.B., Petrović B., & Damnjanović K. (2012). Physical Education and Sport 10(2), 115–126.

Lox C., Martin G. K., & Petruzzello S. (2006). The psychology of exercise: Integrating theory and practice. Scottsdale, AZ: Holcomb Hathaway.

Malina, R.M., & Cumming, S.P. (2003). Current status and issues in youth sports. In R.M. Malina & M.A. Clark (Eds.), Youth sports: Perspectives for a new century, 7–25. Monterey, CA: Coaches Choice.

Nunomura, M., Okade, Y., & Tsukamoto, M.H.C. (2009). Competition and Artistic Gymnastics: How to make the most for this Experience. International Journal of Sport and Health Science, 7, 42–49. doi: 10.5432/ijshs.IJSHS20080353

Olusoga P., Butt J., Maynard I., & Hay K. (2010). Stress and Coping: A Study of World Class Coaches. Journal of Applied Sport Psychology, 22(3), 273–293. doi: 10.1080/10413201003760968

Papaioannou, A., Ampatzoglou, G., Kalogiannis, P., & Sagovits, A. (2008). Social agents achievement goals, satisfaction and academic achievement in youth sport. Psychology of Sport and Exercise, 9, 122–141. doi: 10.1016/j.psychsport.2007.02.003

Proios, M. (2012). The relation between the emotion of «anger» and the cognitive processes in gymnastics athletes. International Quarterly of Sport Science, 1, 10–18.

Scanlan T.K., Babkes M.L., & Scanlan L.A. (2005) Participation in sport: A developmental glimpse at emotion. In J.L. Mahoney, R.W. Larson, & J.S. Eccles (Eds.), Organized activities as contexts of development: Extracurricular activities, after-school and community programs. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum.

Seery M.D., Blascovich J., Weisbuch M., & Vick S.B. (2004). The Relationship Between Self-Esteem Level, Self-Esteem Stability, and Cardiovascular Reactions to Performance Feedback. Journal of Personality and Social Psychology, 87(1), 133–145. doi: 10.1037/0022-3514.87.1.133

Smith, R.E., & Smoll, F.L. (2004). Anxiety and coping in sport: Theoretical models and approaches to anxiety reduction. In T. Morris & J.J. Summers (Eds.), Sport psychology: Theories, applications, and issues, 294–32, Sydney, Australia: Wiley.

Williams, J.M., & Scherzer, C.B. (2006). Injury risk and rehabilitation: Psychological considerations. In J.M. Williams (Ed.), Applied sport psychology: Personal growth to peak performance, 5th ed., 565–594. Boston, MA: McGraw-Hill.
Для цитирования статьи:

Сагова З.А., Донцов Д.А.Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов. // Национальный психологический журнал. 2018. № 4. c.96-108. doi: 10.11621/npj.2018.0409

Скопировано в буфер обмена

Скопировать