Поступила: 25.10.2017
Принята к публикации: 10.12.2017
Дата публикации в журнале: 01.08.2018
Страницы: 66-74
DOI: 10.11621/npj.2018.0208
Ключевые слова: психоактивные вещества; психофизиологическое исследование с применением полиграфа; шкала достоверности (F); юношеский возраст; психологическая предрасположенность; наркомания; наркотизм
Доступно в on-line версии с: 01.08.2018
Белоусова А.К., Евсеева О.Е., Николаев А.Ю. Особенности личностного профиля ММИЛ у юношей с опытом первичных проб психоактивных веществ. // Национальный психологический журнал 2018. № 2. c.66-74. doi: 10.11621/npj.2018.0208
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Наркотизация населения России, в частности, представителей молодежной среды является актуальной проблемой, находящейся на контроле у государства. Стремительный рост наркотизации юношеского контингента требует системного анализа причин его раннего развития, изучения критериев и показателей оценки готовности личности к употреблению наркотиков, разработки программ по предупреждению наркозависимости в подростковом возрасте.
Цель. Определение особенностей психологической предрасположенности юношей к пробам психоактивных веществ на примере анализа личностного профиля теста Методики многостороннего исследования личности (ММИЛ).
Ход исследования. Исследование проводилось в период с 2008 по 2010 гг. на базе средних общеобразовательных школ, кадетских корпусов, средних профессиональных учебных заведений и вузов г. Ростова-на-Дону и Ростовской области. Выборка составила 338 человек (юноши от 15–16 до 22–23 лет; средний возраст 17–18 лет). Оценка сообщаемой абитуриентами информации по факту наличия/отсутствия проб психоактивных веществ (ПАВ) проводилось с учетом результатов психофизиологического исследования с применением полиграфа.
Результаты. Результаты теста ММИЛ были подвергнуты статистическому анализу по непараметрическому критерию Манна-Уитни, а также однофакторному дисперсионному анализу. Согласно результатам исследования, показатели шкалы F в профиле ММИЛ у юношей с опытом пробы ПАВ, имеют статистически значимое повышение (р=0,008), по сравнению с лицами, не пробовавшими ПАВ. Однофакторный дисперсионный анализ шкалы F-ММИЛ не показал статистически значимого результата различия (р=0,128).
Выводы. Авторы предлагают рассматривать повышение шкалы F в профиле ММИЛ как показатель индивидуальной предрасположенности к пробам ПАВ, однако не рассматривать повышение ее показателей в качестве причины, оказывающей влияние на первичные пробы ПАВ в юношеском возрасте. Полученные результаты могут быть использованы практическими и клиническими психологами при работе с подростково-юношеским контингентом.
Наркотизация населения России, в частности, представителей молодежной среды, является на сегодняшний день актуальной проблемой, находящейся на контроле у государства. Наркомания, по данным ФГУ «Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Росздрава», занимает одну из ведущих позиций в группе социально значимых заболеваний (Социально значимые заболевания …, URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskaya-informatsiya-minzdrava-rossii). В свою очередь, антинаркотическая комиссия Ростовской области отмечает значительное осложнение наркоситуации в последние годы в связи с ростом миграционных потоков. Согласно данным государственного бюджетного учреждения (ГБУ) Ростовской области «Наркологический диспансер», в течение 2016 года на учете стояло 15 730 потребителей наркотических средств и психотропных веществ, что на 38 человек (0,2%) больше показателей 2015 года (2015 год – 15 692 человека). Согласно данным Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России на 2016 г., количество лиц, регулярно и/или эпизодически потребляющих наркотики, составило около 1,6% населения страны.
Анализ наркоситуации в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков показывает, что в 2017 г. внешняя наркоэкспансия и высокий уровень наркотизации российского общества в целом продолжают представлять прямую угрозу национальной безопасности страны.
Наиболее «уязвимой» частью общества в плане риска наркомании являются молодые люди. Стремительный рост наркотизации юношеского контингента требует системного анализа причин его раннего развития, изучения критериев и показателей оценки готовности личности к употреблению наркотиков, разработок программ по предупреждению наркозависимости в подростковом возрасте. Определение предрасположенности личности к риску употребления наркотиков на ранней стадии позволит повысить степень эффективности профилактики употребления наркотиков и, тем самым, снизить общее количество наркопроб среди учащихся общеобразовательных школ и студентов среднеспециальных и высших учебных заведений России.
Проблема изучения предрасположенности к пробам психоактивных веществ интенсивно разрабатывалась отечественными и зарубежными учеными. Большинство исследователей, занимавшихся данной проблемой, отмечают, что в основном внимание уделяется наркомании как уже резвившемуся патологическому процессу (нозологической единице). В то время, как начальный этап наркотизации представлен крайне малым количеством работ (Белогуров, 2000; Березин, 1997; Ганнушкин, 2007; Змановская, 2008; Лисецкий, 2008; Лисецкий 2006; Batter, Nurco, 1994; Caputo, 1993; Cohen, 1995; Dougherty, Lesswing, 1993; Neiss, 1993; Jonson, 1993 и др.). Ряд ученых в разное время пытались выявить причины наркопроб (Рерке, 2008). Были разработаны модели наркопотребления (Гурвич, Цветкова, Шаболтас, 2006). Попытки изучить причины наркотизма можно найти в работах представителей различных психологических школ (психоанализ, бихевиоризм, психосоциальный подход, индивидуальная психология, клиентноцентрированная, экзистенциальная, гештальт-психология, трансактный анализ).
Многие отечественные исследователи пытались найти причины наркотизации, факторы личностной предрасположенности к наркомании, а также изучить психологические последствия употребления ПАВ (Рерке, 2008). В общепсихологических исследованиях было показано, что предрасположенность к наркомании – это сложное структурное образование, которое рассматривается в двух аспектах: как функциональное состояние и как стойкая характеристика личности (там же).
Однако малоизученной является проблема предрасположенности к употреблению ПАВ у юношей, имеющих опыт первичных проб ПАВ, а также детерминация ее компонентов в юношеском возрасте. Исследования, ведущиеся в этом направлении и основанные на результатах так называемой «доверительной беседы», чаще всего завершаются общей характеристикой личности, способной сделать первую пробу ПАВ. Некоторые ученые рассматривают предрасположенность к аддиктивному поведению как личностное образование, детерминирующее готовность к употреблению ПАВ (Рерке, 2008). Другие авторы (Березин, Лисецкий, Назаров, 2001) говорят о том, что предрасположенность к пробам психоактивных веществ после первых наркопроб формируется постепенно, и наркотизация является логическим завершением всего предыдущего развития.
В ряде работ, посвященных проблемам приобщения к ПАВ в юношеском возрасте, подчеркивается важность и необходимость исследования содержания компонентов предрасположенности личности к пробам психоактивных веществ именно на этапе юности, т.к. в этом возрасте чаще всего имеют место первичные наркопробы (Рерке, 2008; Koch, Grupp, 1971; Oaklander, 1989; Stevens, Kaplan, Bauer, 2001; Stevens, Kaplan, Hesselbrock, 2003).
Сказанное определяет проблему определения содержания психологических компонентов предрасположенности к пробам ПАВ у юношей с опытом первичных наркопроб.
Проведенный анализ проблемы позволяет говорить о том, что предрасположенность юношей к употреблению ПАВ выступает сложным психологическим феноменом и носит системный характер. Мы исходим из представления о саморазвивающейся, гетеростазической природе человека как психологической системы (Белоусова, 2002; Клочко, 2000; Belousova, 2010), имеющей три уровня: социальный (личность), психологический (субъект деятельности), биологический (индивид). В соответствии с данными представлениями человек как психологическая система развивается и на индивидном уровне, и на уровне субъекта деятельности, и на личностном уровне. В таком случае предрасположенность юношей к употреблению ПАВ также может формироваться и проявляться на разных уровнях психологической системы.
С этой целью рассмотрим представления А.В. Петровского, В.А. Петровского (Петровский, 1998), которые выделяют три аспекта рассмотрения личности, три ее репрезентации: интраиндивидная – личность трактуется как свойство, погруженное в пространство индивидуальной жизни субъекта; интериндивидная – сферой определения и существования личности становится «пространство межиндивидных связей», т.е. процессы, в которые включены, по меньшей мере, два индивида, рассматриваются в качестве носителей личности каждого из них; метаиндивидная – в данном случае в центре внимания оказываются вклады в других людей, которые человек вольно или невольно осуществляет посредством деятельности.
Целью данного исследования явилось выявление особенностей в личностном профиле методики многостороннего исследования личности (ММИЛ) у юношей с первичными пробами психоактивных веществ.
Одной из задач, необходимых для выявления компонентов психологической предрасположенности к пробам ПАВ, является изучение интеллектуально-личностных особенностей юношей, имеющих в своем жизненном опыте хотя бы одну наркопробу. Особенности компонентов психологической предрасположенности юношей к употреблению ПАВ исследовались нами с помощью методик: формы А опросника Р. Кеттелла «16 личностных факторов» (Cattell, Eber, Tatsuoka, 1970), методики многостороннего исследования личности (ММИЛ), методик диагностики интеллектуальных способностей – краткого ориентировочного теста, теста «Домино» и проективной методики «Дом. Дерево. Человек» (Белоусова, Евсеева, 2014; Белоусова, Евсеева, Николаев, 2013, 2014). Контроль за правдивостью сообщаемой абитуриентами информации по факту наличия/отсутствия наркопроб проводился с помощью психофизиологического исследования с применением полиграфа (ПФИ) – компьютерного полиграфа ПИК-01А.
ММИЛ представляет собой адаптированный русскоязычный вариант теста Minnesota Multiphasic Personali Inventory (MMPI), разработанного Дж. Маккинли и С. Хатауэем в 1941–1949 г.г. в целях профессионального отбора летчиков во время Второй мировой войны (Koch, Grupp, 1971). Адаптация теста была осуществлена Ф.Б. Березиным, М.П. Мирошниковым, Р.В. Рожанцовым с 1965 по 1971 гг.
Данная методика позволяет получить достоверные данные, выраженные в стандартной форме, о типичных поведенческих тенденциях личности в реальных жизненных ситуациях, а также сделать обоснованные предположения о характере причин, определяющих поведение индивида. Результаты опроса фиксировались в бланковом (брошюрном) варианте и обрабатывались согласно предложенному алгоритму обсчета с помощью «ключей». При обсчете первичные оценки по шкалам (см. ниже) корректируются определенными коэффициентами и представляются в виде графика – личностного профиля, где значения каждой шкалы отмечается точкой, соединяющихся затем прямой линией. Взаимное положение и масштаб шкал на бланке профиля выбираются таким образом, чтобы первичные оценки могли быть соотнесены со стандартной Т-шкалой.
Шкалы ММИЛ делятся на 2 группы: дополнительные шкалы и основные диагностические шкалы. К первой группе относят три шкалы: 1. Шкала лжи (L), 2. Шкала достоверности (F), 3. Шкала коррекции (К). Ко второй группе – 10 шкал: Шкала 1 (HS – соматизация тревоги или ипохондрия), Шкала 2 (D – тревога и депрессивные тенденции), Шкала 3 (Hy – вытеснение факторов, вызывающих тревогу или истерию), Шкала 4 (Pd – социальная психопатия или реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении), Шкала 5 (Mf – выраженность мужских и женских черт характера), Шкала 6 (Pa – параноидность или ригидность аффекта), Шкала 7 (Pt – психастения или фиксация тревоги и ограничительное поведение), Шкала 8 (Sc – шизоидность, аутизация), Шкала 9 (Ma – отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции) и Шкала 10 (Si – социальная интроверсия или шкала социальных контактов).
Психофизиологическое исследование с применением полиграфа (ПФИ) представляет собой диагностический процесс, в ходе которого осуществляется анализ (оценка) динамики психофизиологических реакций исследуемого лица в ответ на предъявляемые вопросы (стимулы) (Оглоблин, Молчанов, 2004).
В работах отечественных специалистов было показано, что с естественнонаучной точки зрения психофизиологическое исследование с применением полиграфа является комплексным методом целенаправленного тестирования памяти (ЦТП) (Николаев, 2011; Холодный, 2008). ЦТП заключается в том, что «в ходе тестирования на полиграфе образы событий (явлений), хранящиеся в памяти человека, могут быть намеренно актуализированы с помощью целевой установки и, далее, обнаружены по регистрируемым физиологическим реакциям, возникающим в ответ на предъявляемые ему (человеку) специальным образом подобранные сгруппированные стимулы» (Холодный, 2008). В свою очередь, зарубежные специалисты, проводящие исследования с применением полиграфа, указывают на использование информации, хранящейся в памяти подозреваемых, в процессе ПФИ (Krapohl, 2016; Farwell, Smith, 2001), поскольку физиологические ответы могут выявить то, что хранится в памяти человека (Krapohl, 2015).
ПФИ проводилось в соответствии с требованиями Комплексной методики специального психофизиологического исследования с применением полиграфа (Комплексная методика специального …, 1995).
Исследование проводилось в период с 2008 по 2010 гг. на базе средних общеобразовательных школ, кадетских корпусов, средних профессиональных учебных заведений и ВУЗов г. Ростова-на-Дону и Ростовской области. Выборка составила 338 человек (юноши от 15–16 до 22– 23 лет, средний возраст 17–18 лет). Эти юноши не состояли на учете у психиатра и нарколога (имеется подтверждение медицинской документации). ПФИ данной возрастной группы осуществлялся на основании добровольного согласия, как самих исследуемых лиц, так и их родителей либо ответственных за них лиц (Дееспособность малолетних …, URL: http://prokuror-kaluga.ru/razyasnenie-2259.html).
В контрольную группу были отобраны лица, отрицавшие факт проб ПАВ, по результатам ПФИ которых был сделан вывод об отсутствии в их памяти информации о скрываемых пробах (167 человек).
В экспериментальную группу (171 человек) вошли лица, имеющие опыт хотя бы однократного приема ПАВ. Данная информация была получена от исследуемых лиц как до ПФИ (71 человек), так и по результатам ПФИ (100 человек). Во втором случае сокрытие информации по факту проб ПАВ впоследствии было подтверждено признанием данного факта самими исследуемыми.
Интерпретация полученных данных ПФИ производилась с помощью 3-х балльной количественной и метрической оценки, а также с использованием результатов анализа физиологических данных с применением программного обеспечения компьютерного полиграфа.
Результаты ММИЛ были подвергнуты статистическому анализу по непараметрическому критерию Манна-Уитни (Mann-Whitney U test) (Наследов, 2008; Mann, 1947), по однофакторному дисперсионному анализу (F) (Наследов, 2008). Сравнивались две независимые выборки: эмпирические данные контрольной и экспериментальной групп. Обработка производилась программами статистического анализа «BioStat»-2009 и «SPSS 21.0» (Analyst Soft …, URL: www.analystsoft.com/ru/; SPSS Inc. …, URL: http://www-01.ibm.com/software/analytics/spss/).
Эмпирическое значение критерия Манна-Уитни определяет насколько совпадают (пересекаются, перекрываются) два ряда значений измеренного признака. Чем меньше совпадение, тем больше различаются эти два ряда (Наследов, 2008). При уровне значимости (р)<0,05 принимается конкурирующая гипотеза о различии выборок. Однофакторный дисперсионный анализ используется для проверки гипотезы о сходстве средних значений двух или более выборок, принадлежащих одной и той же генеральной совокупности (там же).
Результаты статистической обработки шкал теста ММИЛ контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 1 ( где аэ – среднее значение шкалы в экспериментальной группе, ак – среднее значение шкалы в контрольной группе, Δ – модуль разницы средних значений шкал | аэ - ак |; р – уровень значимости) (Наследов, 2008; Analyst Soft …, URL: www.analystsoft.com/ru/). Обработка проводилась по каждой шкале теста отдельно.
Статистический анализ показателей двенадцати из тринадцати шкал теста ММИЛ выявил отсутствие статистически значимого различия (р>0,05) в результатах двух выборок (см. таблицу 1). Статистически значимое различие получено по показателям одной шкалы – шкалы достоверности F (р=0,008). При этом значение суммы рангов (W1) шкалы F в экспериментальной группе (выборка 1) составило 31358,5 – что больше значения (W2) этой же шкалы в контрольной группе (выборка 2) – 25932,5 (см. таблицу № 2). Согласно полученным результатам, показатели шкалы F теста ММИЛ в экспериментальной группе достоверно выше показателей той же шкалы в контрольной группе (р=0,008<0,05).
Табл. 1. Уровень значимости (р) критерия Манна Уитни по тесту ММИЛ
Шкалы ММИЛ |
L |
F |
К |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
аэ |
59,9 |
52,6 |
56,8 |
48,3 |
48,3 |
52,1 |
51,7 |
46,9 |
43,3 |
50 |
49 |
62,9 |
41,5 |
ак |
62,2 |
50,3 |
58,5 |
47,6 |
47,8 |
52 |
52,6 |
48,8 |
44,8 |
50,3 |
49,1 |
61,9 |
42 |
Δ |
2,3 |
2,3 |
1,7 |
0.7 |
0,5 |
0,1 |
0,9 |
1,9 |
1,5 |
0,3 |
0,1 |
1,0 |
0,5 |
(р) |
0,23 |
0,008 |
0,06 |
0,66 |
0,27 |
0,35 |
0,96 |
0,3 |
0,47 |
0,58 |
0,94 |
0,53 |
0,41 |
Табл. 2. Результаты статистического анализа шкалы F («BioStat»-2009)
Размер выборки №1 |
171 |
Размер выборки №2 |
167 |
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
31358,5 |
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
25932,5 |
|
|
Уровень значимости (р) |
0,00821484 |
Далее приведем усредненные профили по тесту ММИЛ для экспериментальной и контрольной групп (см. графики 1 и 2 соответственно).
График 1. Усредненный профиль ММИЛ в экспериментальной группе
График 2. Усредненный профиль ММИЛ в контрольной группе
Кратко, в общем виде такой усредненный профиль юношей, имеющих в своем опыте хотя бы единичную наркопробу можно описать следующим образом. Указанные лица имеют достаточный уровень общей активности, стремятся показать себя в более выгодном свете, не склонны отрицать социальные нормы и устои, эмоционально незрелы, могут болезненно реагировать на отрицательные стимулы, умеренно демонстративны в поведении, склонны к импульсивности в принятии решения, стремятся к межличностным контактам.
Усредненный профиль юношей, не имеющих в личном опыте наркопроб, практически идентичен описанному выше профилю (см. график № 1). В приведенном профиле контрольной группы наблюдается некоторое снижение по шкале F (достоверность), что может говорить, помимо уже отмеченных личностных тенденций, о склонности больше следовать общепринятым нормам поведения, о меньшем уровне внутреннего напряжения и более узком круге интересов.
По полученным данным статистического анализа шкал L, К, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 (ММИЛ) можно говорить о том, что данные шкалы не являются определяющими личностные тенденции юношей как имеющих, так и не имеющих опыта наркопроб.
Анализ шкалы F ММИЛ (шкала достоверности) показал следующее. Эмпирически в экспериментальной группе зафиксированы значения по шкале F от 30 до 120 Т-баллов. При этом значения выше 80 Т-баллов (85-120), при которых результаты тестирования признаются недостоверными, зафиксированы в 6 случаях из 171, что составило 3,5% от общего числа экспериментальной группы.
Шкала состоит из утверждений, касающихся необычных мыслей, желаний и ощущений, явных психотических симптомов. Учитываемые ответы на включенные в эту шкалу утверждения при апробировании методики были крайне редкими, как среди здоровых лиц нормативной группы, так и среди больных тех групп, по которым валидизировались клинические шкалы. Поэтому увеличение частоты засчитываемых утверждений не могло зависеть от принадлежности испытуемого к той или иной группе, по которой валидизировались шкалы теста, а указывало скорее на то, что полученный результат обусловлен какими-то иными причинами.
Относительно высокий уровень профиля на шкале F может отмечаться у различных типов неконформных личностей, у очень молодых людей в период формирования личности, когда потребность в самовыражении реализуется через неконформность в поведении и взглядах. Выраженная тревожность и потребность в помощи обычно проявляются в относительно высоком уровне результата по описываемой шкале (Березин, Мирошников, Соколова, 2011). Умеренное повышение по шкале F при отсутствии психопатологической симптоматики обычно отражает внутреннюю напряженность, недовольство ситуацией, плохо организованную активность. чрезмерную взволнованность в момент выполнения теста, стремление наговорить на себя, подчеркнуть дефекты своего характера, попытку изобразить другое (выдуманное) лицо, а также болезненное состояние и/или переутомление, эмоциональную неустойчивость (Собчик, 2007). Повышение показателей выше 70 стэнов, как правило, отражает высокий уровень эмоциональной напряженности и/или является признаком личностной дезинтеграции, тревожности и личностной потребности в помощи (там же). Нарушение конформности может быть связано со своеобразием восприятия и логики (шизоидный, аутичный типы личности, лица, склонные к «богемному» поведению) (Березин, Мирошников, Соколова, 2011).
На данном этапе исследования можно сделать вывод о том, что значимых различий в поведенческих тенденциях личности юношей, имеющих опыт хотя бы единичной пробы ПАВ и не имеющих таковой, тест ММИЛ по основным диагностическим шкалам и по двум дополнительным (L и К) не выявляет. При этом определяется статистически значимое повышение показателей по дополнительной шкале F (шкала достоверности) в экспериментальной группе. Оно характеризуется наличием у них повышенного внутреннего напряжения, а также проявлениями неконформности в поведении и взглядах, выраженной тревожностью и потребностью в помощи из вне, недовольством ситуацией, плохо организованной активностью по сравнению с теми же показателями в контрольной группе. Повышение шкалы F в профиле ММИЛ нами предлагается рассматривать как показатель индивидной готовности личности в юношеском возрасте к пробам психоактивных веществ и может выступать в качестве параметра, включенного в поведенческий компонент психологической предрасположенности юношей к пробам ПАВ.
Полученные статистически значимые различия в показателях экспериментальной и контрольной групп по критерию U-Манна Уитни (повышение шкал F-ММИЛ) были подвергнуты нами однофакторному дисперсионному анализу с целью определения значимых параметров компонентов психологической предрасположенности к употреблению психоактивных веществ (см. табл. 3).
Табл. 3. Результаты однофакторного дисперсионного анализа значимых показателей ММИЛ (F)
|
Сумма квадратов |
Степени свободы |
Средний квадрат |
F |
Знч. |
Между группами |
8,225 |
25 |
0,329 |
1,346 |
0,128 |
Внутри групп |
76,263 |
312 |
0,244 |
|
|
Итого |
84,488 |
337 |
|
|
|
Однофакторный дисперсионный анализ показателей шкалы F-ММИЛ не показал статистически значимого результата (р=0,128>0,05).
Таким образом, можно предположить, что повышение значений по шкале F-ММИЛ не может выступать основанием для формирования психологической предрасположенности к пробам психоактивных веществ в юношеском возрасте. Однако повышение уровня внутреннего напряжения, проявления неконформности в поведении и взглядах, выраженная тревожность и потребность в помощи из вне, недовольство ситуацией, плохо организованная активность могут выступать в качестве предиспозиций развития предрасположенности к пробам ПАВ среди старших школьников и первокурсников средне-специальных и высших учебных заведений России.
Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. – Санкт-Петербург : Невский диалект, 2000. – 240 с. : ил.
Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2002. – 360 с.
Белоусова А.К., Евсеева О.Е. Выявление у абитуриентов ВУЗов правоохранительных органов России опыта первых наркопроб // Научный портал МВД России. – Москва : ФКГУ «ЭПК МВД России», 2014. – С. 113–119.
Белоусова А.К., Евсеева О.Е., Николаев А.Ю. Интеллектуальные особенности юношей, имеющих опыт употребления психоактивных веществ // Юридическая психология. – 2013. – № 4. – С. 25–28.
Белоусова А.К., Евсеева О.Е., Николаев А.Ю. Когнитивная сфера наркотизированной личности в юношеском возрасте // Прикладная юридическая психология. – 2014. – № 2. – С. 37–46.
Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. – Самара, 1997.
Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости: монография. – Москва : МПА, 2001.
Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. Структура, основы интерпретации, некоторые области применения. – Москва, 2011. – 320 с.
Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. – Москва : Медицинская книга, 2007. – 322 с.
Дееспособность малолетних и несовершеннолетних. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://prokuror-kaluga.ru/razyasnenie-2259.html – (дата обращения: 10.10.2017)
Ежегодные доклады о наркоситуации в Ростовской области и о работе антинаркотической комиссии Ростовской области в 2016 году. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=129434#p1 – (дата обращения: 10.10.2017)
Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. – Москва : Академия, 2008. – 288 с.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. – Томск : Изд-во «ТГУ», 2000. – 154 с.
Комплексная методика специального психофизиологического исследования с применением полиграфа России. – Москва : НИИ-2 УНТО ФСБ, 1995. – 66 с.
Лисецкий К.С. Первичная профилактика наркомании. – Самара : Универс-групп, 2006.
Лисецкий К.С. Психологические основы профилактики наркотической зависимости личности : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07. – Москва, 2008. – 467 с.
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интепретация данных : учебное пособие. – Санкт-Петербург : Речь, 2008. – 392 с.
Николаев А. Ю. Психофизиологическое исследование памяти как метод криминалистической диагностики // Юридическая психология. – 2011. – № 4. – С. 14–18.
Оглоблин С.И., Молчанов А.Ю. Инструментальная «детекция лжи» : академический курс. – Ярославль : Нюанс, 2004. – 464 с. : ил.
Петровский А.В. Категория личности // Основы теоретической психологии. – Москва : ИНФРА-М, 1998. – С. 223–270.
Рерке В. И. Психолого-педагогические условия предупреждения подростковой наркомании: теория и практика. – Иркутск : Изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ», 2008. – 318 с.
Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 224 с.
Социально значимые заболевания населения России в 2016 г. (статистические материалы). ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Росздрава». – Москва, 2017. – Электронный ресурс – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskaya-informatsiya-minzdrava-rossii – (дата обращения: 10.10.2017)
Теоретические модели формирования, контроля и коррекции наркопотребления / Цветкова Л.А., Гурвич И.Н., Шаболтас А.В. и др. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петерб. университета, 2006. – 248, с.
Холодный Ю.И. Опрос с использование полиграфа и его естественнонаучные основы // Полиграф в России 1993–2008. – Москва : МГТУ им. Баумана, 2008. – С. 60–86.
Ability of minors and underage. – Retrieved form: http://prokuror-kaluga.ru/razyasnenie-2259.html (accessed: 10.10.2017)
Analyst Soft Inc., BioStat. 2009 version. Retrieved from: www.analystsoft.com/ru/ (accessed: 10.10.2017).
Bayanova L.F., Chulyukin K.S. (2018). The impact of cultural congruence on the creative thinking of primary school children. Psychology in Russia: State of the Art, 11 (1), 61–70. doi: 10.11621/pir.2018.0105
Belousova, A. (2010) Initiation of Collaborative Thinking Activity Self-Organization / A. Belousova / Saarbrucken, Germany, LAMBERT Academic Publishing, 182.
Caputo, R. (1993) Volatile substance misuse in children and youth: A consideration of theories. Int. J. Addict, 23(1)0,1015–1032. doi:10.3109/10826089309062180
Cattell, R.B., Eber, H.W., & Tatsuoka, M.M. (1970) Handbook of the sixteen personality factor questionnaire (16 PF) / R.B. Cattell, H.W. Eber, M.M. Tatsuoka. Compaign Illinois, 388.
Cohen, S. (1995) Overdiagnosis of shizophrenia: Role of alcohol and drug misuse. Lanchet, 8989, 1541–1542. doi:10.1016/S0140-6736(95)92058-7
Dahlstrom, W. G., & Welsh, G. S. (1960) An MMPI handbook. Minneapolis.
Donald, J. Krapohl, & Pamela, Shaw (2015) Fundamentals of Polygraph Practice 1st Edition. Academic Press, 364
Donald, J. Krapohl. (2016) Paradigm Shift: Searching for Trace Evidence in Human Memory. Journal of Тhe Рolice Сhief, 52–55
Drogen: Soziale und gesundheitliche Folgen Retrieved form: http://jugendinfo.be/leben/drogen_folgen.php (accessed: 25.10.2017)
Farwell, L. A. & Smith, S. S. (2001) Using Brain MERMER Testing to Detect Concealed Knowledge Despite Efforts to Conceal. Journal of Forensic Sciences, 46(1), 1–9. doi:10.1520/JFS14925J
Hathawey, S., & Mckinley, J. (1956) Basic readings on MMPI in psychology and medicine. Minneapolis.
Jonson, B. (1993) A developmental model of addictions and it’s relationships to the twelve step program of alcoholics anonymous. J. Subst, 10(1), 23–24.
Koch, J.V., & Grupp, S.E. (1971) The economics of drug control policies. International Journal of the Addictions, 6(4), 571–584. doi:10.3109/10826087109058954
Lesswing, N., & Dougherty, R. (1993) Psychopathology in alcohol and cocaine – dependent patients: a comparison jf findings from psychological testing. J. Subst. Abuse Treat, 10(1), 53–57. doi:10.1016/0740-5472(93)90098-M
Mann, H.B., & Whitney, D.R. (1947) On a test of whether one of two random variables is stochastically larger than the other. Annals of Mathematical Statistics, 18, 50–60. doi:10.1214/aoms/1177730491
Neiss, R. (1993) The role of psychobiologcal states is chemical dependency: Who becomes addicted. Addiction, 88(6), 745–756. doi:10.1111/j.1360-0443.1993.tb02089.x
Nurco, D., & Batter, M. (1994) Vulnerability to narcotic addiction: findings. J. Drug, 24(1–2), 293–314. doi:10.1177/002204269402400206
Oaklander, Violet (1989) Windows to Our Children. Gestalt Journal Press, 335.
Puchkova E.B., Sukhovershina Yu.V., Temnova L.V. (2017). A study of Generation Z’s involvement in virtual reality. Psychology in Russia: State of the Art, 10(4), 134–143. doi: 10.11621/pir.2017.0412
SPSS Inc. SPSS 2101. 2012 version. Retrieved from: http://www-01.ibm.com/software/analytics/spss/ (accessed: 10.10.2017)
Stevens, M.C., Kaplan, R.F., & Bauer, L.O. (2001) Relationship of cognitive ability to the developmental course of antisocial behavior in substance dependent patients. Prog. Neuro-Psychopharmacol. Biol. Psychiatry, 25, 1523–1536. doi:10.1016/S0278-5846(01)00210-X
Stevens, M.C., Kaplan, R.F., & Hesselbrock, V.M. (2003) Executive-cognitive functioning in the development of antisocial personality disorder. Addict. Behav, 28(2), 285–300. doi:10.1016/S0306-4603(01)00232-5
Velichkovsky B.M. (2017). Cognitive science: The art and its implications. Psychology in Russia: State of the Art, 10 (3), 2–7. doi: 10.11621/pir.2017.0300Белоусова А.К., Евсеева О.Е., Николаев А.Ю.Особенности личностного профиля ММИЛ у юношей с опытом первичных проб психоактивных веществ. // Национальный психологический журнал. 2018. № 2. c.66-74. doi: 10.11621/npj.2018.0208
Скопировано в буфер обмена
Скопировать