ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Помогающие отношения в теории и практике социальной работы

Помогающие отношения в теории и практике социальной работы

Скачать в формате PDF

Поступила: 23.10.2017

Принята к публикации: 30.11.2017

Дата публикации в журнале: 01.08.2018

Страницы: 38-45

DOI: 10.11621/npj.2018.0205

Ключевые слова: социальная работа; социальная поддержка; помогающие отношения; оказание социальной помощи

Доступно в on-line версии с: 01.08.2018

Для цитирования статьи:

Лифинцев Д.В., Серых А.Б., Лифинцева А.А. Помогающие отношения в теории и практике социальной работы. // Национальный психологический журнал 2018. № 2. c.38-45. doi: 10.11621/npj.2018.0205

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2018

Лифинцев Дмитрий Валентинович Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Серых Анна Борисовна Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Лифинцева Алла Александровна Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Функциональность социального работника, система его профессиональных компетенций и качество межличностного контакта с клиентом создают основу для анализа помогающих отношений как одного из факторов эффективности социально-психологической помощи. Проблема помогающих отношений имеет весьма ограниченный диапазон представленности в современной психологии.

Цели проведенного аналитико-теоретического исследования заключаются в подробном анализе феномена «помогающих отношений» в социальной работе, в выявлении специфики процесса «оказания помощи», в обсуждении основных составляющих помогающих отношений в социальной работе.

Описание хода исследования. В теоретико-аналитическом исследовании последовательно дан анализ работ пионеров в области изучения помогающих отношений, а именно, F. Biestek, H. Perlman, R. Weiss и многих др. Рассматривая феномен «оказания помощи», авторы описывают базис помогающих отношений в социальной работе. Охарактеризованы типы клиентских запросов, среди которых основными являются предоставление конкретных услуг и поддержка/руководство в трудных жизненных ситуациях. Представлены основные стадии развития помогающих отношений в практике социальной работы: начальный этап, исследование и оценка, решение проблемы, завершение.

Результаты исследования. Несмотря на весьма значительную роль, которую играют помогающие отношения в практике социальной работы, до сих пор остаются неясными вопросы их дифференциации с терапевтическими отношениями, проблемы содержания компетенций специалиста, способного к построению помогающих отношений и описания качества помогающих отношений как одного из факторов эффективности оказания помощи.

Выводы. Помогающие отношения – это долгосрочные отношения в рамках профессионально заданных ролей и статусов, связанные с поддержкой и сопровождением человека в его развитии и социальной адаптации, со стимулированием индивидуальных изменений и сохранением или восстановлением его психологического и социального благополучия. Построение и развитие помогающих отношений возможно только на основе эмпатического понимания, уважения, позитивной обратной связи, подлинности, конгруэнтности, непосредственности и проявление теплых чувств по отношению к клиенту.

В современном обществе сущест­вует целый ряд профессий (педа­гог, психолог, социальный работник, врач и т.п.), основное содержание деятельности которых связано с ответ­ственностью за организацию и оказа­ние помощи людям, имеющим различ­ные социальные, психологические или медицинские проблемы и ограничения. Несмотря на то, что эти профессии ин­ституализированы на разных правовых и научных основах, используют разные методы и формы работы и обнаруживают мало сходства в теоретических обосно­ваниях и профессиональной подготов­ке, всех их объединяет одно – необхо­димость установления эмоционального контакта и специфических отношений между специалистами и клиентом (паци­ентом).

В практике социальной работы ка­честву взаимоотношений социального работника и клиента исторически от­водится особая роль. С самого начала становления профессии предполагалось, что именно хороший контакт с клиентом и способность завоевать его доверие яв­ляются ключевыми факторами эффек­тивности оказываемой помощи (Martin et al., 2000; Horvath, Luborsky, 1993; Seabury, 2011; Bell, Smerdon, 2011; Ribner, Knei, Paz, 2002). Помогающие отношения яв­лялись и продолжают оставаться в цен­тре внимания многих ученых: R. Weiss, F. Biestek, P. Burnard, H. Perlman, A. Keith-Lucas, P. Trevitnick, S. Halverson, R. Miars, S. Morgan, M. Bogo, C. Munson, D. Ribner, C. Knei-Paz, T. Wills, M. Rosenberg и многих других. Отдельная часть трудов посвяще­на анализу, интеграции и/или дифферен­циации помогающих и терапевтических отношений в практике оказания пси­хологической помощи (Burnard, 1989; Dillon, 1990; Lloyd, Maas, 1992; Nelson- Jones, 1988; Bond, 1993; Murgatroyd, 1985; D’Antonio, 2004; Priebe, McCabe, 2008; Borg, Kristiansen, 2004).

В контексте социальной работы помо­гающие отношения могут рассматривать­ся в трех основных аспектах. Во-первых, качество и характер отношений определя­ется теми функциями, которые выполня­ет социальный работник по отношению к клиенту. Во-вторых, поддержание профессионально целесообразных отноше­ний можно рассматривать через призму системы профессиональных компетен­ций социальных работников. И, наконец, третьим аспектом анализа помогающих отношений является качество межлич­ностного контакта и чувствительность ра­ботника к межличностным потребностям клиентов в качестве факторов эффектив­ности социальной работы.

Ключевым для понимания специфики профессиональных отношений в соци­альной работе становится понятие «ока­зание помощи» («helping»). G. Egan, один из первых описавший роль отношений в контексте консультирования, предложил включить в феномен «оказание помощи» два аспекта, каждый из которых базиру­ется на потребностях человека, ищущего поддержки. Первый аспект помощи связан непосредственно с решением конкретных проблем – «это то, что помогает клиентам более эффективно решать свои конкрет­ные проблемы и обнаруживать неиспользованные или недостаточно использован­ные возможности». Второй – определяется более глобальной целью развития у чело­века общих социальных компетенций и способности самостоятельно справлять­ся с жизненными трудностями и расши­рять диапазон ресурсов для решения по­вседневных проблем (Egan, 1998, P. 7–8). Различные аспекты обсуждения понятия «оказание помощи» в практике помогающих профессий можно также встре­тить в работах K. Bailey, H. Wood, G. Nava, C. Barker, R. Carkhuff, W. Anthony, A. Fletcher, J. Hattie, B. Hogan и других.

Обзор исследований проблемы помо­гающих отношений в социальной работе, проведенный M. Russell, выявил ряд тен­денций (Russell, 1990). Во-первых, боль­шая часть работ сосредоточена на теории в попытках создать научную основу вме­шательств при реализации практики кли­нической социальной работы. Во-вторых, ряд исследований ориентированы на ана­лиз и проверку эффективности различ­ных структурированных и регламенти­рованных интервенций. В-третьих, лишь очень небольшое количество работ по­священо оценке роли отношений между социальным работником и клиентом при реализации тех или иных вмешательств. По мнению E. Goldstein, эти данные рез­ко контрастируют с большинством текс­тов по практике социальной работы, где постоянно подчеркивается важность по­могающих отношений и их вклад в эф­фективность социальных вмешательств (Goldstein, 1995.).

Обычно в практике социальной рабо­ты выделяют два типа клиентских запро­сов: предоставление конкретных услуг и поддержка/руководство в трудных жиз­ненных ситуациях. В первом случае личность специалиста не имеет особого зна­чения – клиент ожидает, что социальный работник будет компетентен в решении его проблемы, а его мировоззрение или характерологические особенности вто­ростепенны и не будут вносить особый вклад в процесс оказания помощи. Но во втором случае потребность в поддержке и руководстве, в сопровождении измене­ний делают специалиста уникальной фи­гурой для клиента – сталкиваясь с серьез­ными жизненными трудностями, клиенты чувствуют потребность в тесном контакте с авторитетной фигурой, которая симво­лически принимала бы их переживания как собственные и искала способы выхода из трудных ситуаций (Weiss, 1973).

F. Biestek, один из первых начавший обсуждать проблему отношений в соци­альной работе и оказавший значитель­ной влияние на более поздние профес­сиональные дискуссии, характеризовал отношения как «душу» процесса помо­щи. В его понимании помогающие отно­шения – это динамическое взаимодей­ствие чувств и отношений социального работника и клиента. F. Biestek предпо­лагал, что помогающие отношения могут быть построены только при соблюдении социальным работником семи базовых принципов: индивидуальности, целена­правленного и целесообразного выраже­ния эмоций, создании контролируемой эмоциональной среды, принятия, отсут­ствия осуждения, конфиденциальности и поддержки самоопределения клиента (Biestek, 1954). H. Perlman, ставшая родо­начальником проблемно-ориентирован­ного подхода в социальной работе, под помогающими отношениями понимала поддерживающий рабочий альянс меж­ду социальным работником и клиентом, который ограничен во времени и имеет определенные цели. Базируясь на рабо­тах К. Роджерса, она выделила пять ос­новных характеристик этого процесса, которые способствуют развитию помога­ющих отношений: эмоциональное тепло, принятие, заинтересованность, забота и подлинность (Perlman, 1979.)

A. Keith-Lucas определяет помогающие отношения в социальной работе как «под­держивающее средство, которое предлага­ется людям, находящимся в трудных жиз­ненных ситуациях, с помощью которого им предоставляется возможность делать свободный выбор как в отношении при­нятия помощи, так и в способах ее ис­пользования». Он отмечает, что ключевы­ми элементами помогающих отношений являются взаимность, чувства, знания, признание реальности, заинтересован­ное отношение к другому, цели, беспри­страстность, способность предлагать что- то новое и т.п. (Keith-Lucas, 1973, P. 47). C. Bisman, продолжая описывать помога­ющие отношения, говорит, что послед­ние представляют собой «форму связы­вающих убеждений» между социальным работником и клиентом – обе стороны должны верить, что «у социального работ­ника есть что-то, что поможет его клиен­ту, а сам клиент способен к изменениям» (Bisman, 1994, P. 77).

Наиболее распространенным на се­годняшний момент является определе­ние помогающих отношений, предло­женное M. Glicken: «это связь между двумя незнакомыми людьми, построенная на основе доверия к процессу помощи и веры в то, что он приведет к позитив­ным изменениям; социальный работник фасилитирует коммуникацию, вступа­ет в диалог с клиентом и они совместно ищут наилучший способ решения жиз­ненных проблем клиента» (Glicken, 2004, P. 50). Изучение помогающих отношений в реальной практике возможно с исполь­зованием специализированных психо­диагностических инструментов, таких как, например, «Опросник помогающих отношений», разработанный T. Young и J. Poulin (Young, Poulin, 1998).

I. Salzberger-Wittenberg говорит, что помогающие отношения – это двусто­ронний процесс, в котором обе стороны влияют друг на друга, учатся друг у друга и меняются каждый в свою сторону. Изменения выглядят как реципрокный про­цесс, где каждый опыт контакта впослед­ствии имеет значение для следующего этапа жизни человека. Как для клиента, так и для социального работника, каждая их встреча – это место приобретения нового социального опыта, расширения своих знаний и формирования новых навыков (Salzberger-Wittenberg, 1970). В ситуации жизненных кризисов и труд­ностей устойчивые помогающие отноше­ния позволяют клиентам вернуть чувства надежды и оптимизма, сохранять дове­рие и чувство безопасности во взаимо­отношениях с другими людьми. Помимо этого, если профессиональные отноше­ния социального работника с клиентом чрезмерно сосредоточены на методах, техниках или безличных интервенциях, то это усиливает беспокойство клиентов, вызывает недоверие и индуцирует трево­гу. Впоследствии это затрудняет повтор­ное обращение за помощью к специали­стам социальных служб (Trevitnick, 2003).

Помогающие отношения в социаль­ной работе формируются с определенной целью и прекращаются, когда эта цель достигнута. Социальный работник предпринимает сознательные, целена­правленные и определенные усилия по развитию помогающих отношений, ко­торые содержат в себе следующие со­ставляющие:

  • систематическая забота о клиента;

  • ожидания;

  • эмпатия и ясная коммуникация;

  • подлинность переживаний и приня­тие;

  • авторитет/власть.

Забота о клиенте предполагает сосре­доточение внимания социального работ­ника на всем том, что происходит с кли­ентом в течение всего периода работы с ним. A. Keith-Lucas отмечает, что беспокойство и забота связаны с «обслужи­ванием интересов» клиента и включают в себя понимание, тепло, безусловное уважение, симпатию и многое другое, что может помочь клиенту преодолеть его трудности (Keith-Lucas, 1973).

Ожидания – это один из самых важ­ных компонентов человеческого поведе­ния. Ожидания клиента – оправданные или неоправданные – могут значительно влиять на построение помогающих отношений и на особенности взаимодействия с социальным работником. Исследовате­лями выделяются три набора ожиданий, которые могут возникнуть в практике со­циальной работы. Первый из них связан с тем, как социальный работник оценивает способность и желание клиента изменять­ся, а также свои собственные способно­сти влиять на ситуацию клиента. Второй тип касается ожиданий клиента относи­тельно действий социального работни­ка – помощь не может быть эффектив­ной, пока ожидания клиента не встретятся с некоторыми откликами в поведении социального работника. Чем больше несогласованность в ожиданиях клиента и того, что происходит в его отношениях с социальным работником, тем выше ве­роятность завершения совместной рабо­ты. И, наконец, третий набор ожиданий предполагает веру клиента в эффективность помогающего процесса и компе­тентность социального работника. По сути, это ожидания относительно резуль­татов построения помогающих отноше­ний с социальным работником.

Еще К. Роджерс рассматривал эмпа­тию как важнейший фактор помогающих отношений. Эмпатия в коммуникации свидетельствует о том, что социальный работник понимает всю глубину страда­ния клиента, и что он готов находиться рядом с ним. В помогающих отношени­ях проявлениями эмпатии может быть: сосредоточение на помогающих интер­венциях, формулировка интервенций в поддерживающем ключе, обратная связь в чувственном помогающем тоне, отзывчивость и т.п. Эмпатичными сооб­щениями в поддерживающих отноше­ниях будут: «Я понимаю, что ты расстроен», «Это должно быть трудно для тебя …», «Я разделяю с тобой твое переживание» и т.д. Роль эмпатии обсуждается в работах J. Clark, A. Bohart, L. Greenberg.

Подлинное и конгруэнтное отноше­ние базируется на открытости социаль­ного работника, а его поведение сов­падает с вербальными интервенциями и соответствует ценностям социальной работы. Помогающие отношения строят­ся, исходя из идеи честности специали­ста – если он говорит, что он искренен в отношениях с клиентом, то он дол­жен признавать и собственные ошибки. В то же время, принятие заключается в выражении доброжелательного отно­шения к клиенту, несмотря на его трудно­сти или дезадаптивное поведение. При­нятие подразумевает, что клиент – это уникальный человек с присущими толь­ко ему чувствами, мыслями и пережива­ниями.

Авторитет и власть – это та сила, ко­торая делегирована социальным работ­никам обществом, институциональной системой или агентством. Власть всегда будет присутствовать в помогающих от­ношениях в социальной работе, что из­начально не позволяет рассматривать нам их в понятиях «равных» или «оди­наковых». Именно формальный автори­тет позволяет клиенту увидеть социального работника как способного помочь ему справиться с его трудностями, найти возможность реализации прямых дейст­вий по решению его проблемы и создать условия по обеспечению доверия и без­опасности в их отношениях.

Развитие помогающих отношений, по мнению многих авторов, требует про­хождения нескольких стадий, каждая из которых имеет свои особенности и тре­бует от социального работника разнообразных действий. На первой стадии – развитии отношений – предполагает­ся первая встреча с клиентом, создание раппорта, предоставление информации, определение совместных целей и ин­формирование клиента об особенностях организации процесса оказания ему по­мощи (конфиденциальность, роли со­циального работника и клиента, частота встреч и т.д.). Вторая стадия – исследо­вание и оценка – связана с деятельнос­тью социального работника, который, используя разнообразные техники, тео­ретические подходы и стратегии, прово­дит анализ когнитивных и эмоциональ­ных процессов клиента, параметров его проблем, предыдущего опыта совладания с трудностями, способностей к измене­ниям и принятию решений, переоценке жизненных целей и задач. Решение про­блем – третья стадия построения помога­ющих отношений, здесь в центре внима­ния активность и клиента, и социального работника. Активность клиента предпо­лагает переооценку его ценностей и уста­новок, динамические характеристики личности, освоение новых форм поведе­ния и их апробацию в реальном жизнен­ном процессе. Фасилитация, демонстра­ция, инструктирование и предоставление безопасности среды для изменений составляют основу активности социаль­ного работника. И, наконец, последняя, четвертая стадия определяет завершение помогающих отношений и закрепление полученного в процессе работы опыта (Corey et al., 2011; Halverson, Miars, 2005; Kunyk, Olson, 2001; Velleman, Aris, 2010; France, Weikel, 2014; Howe, 1998; Horvath, Greenberg, 1994.).

Таким образом, можно определить, что помогающие отношения – это дол­госрочные отношения в рамках профес­сионально заданных ролей и статусов, связанные с поддержкой и сопровожде­нием человека в его развитии и социаль­ной адаптации, со стимулированием ин­дивидуальных изменений и сохранением или восстановлением его психологиче­ского и социального благополучия. По­строение и развитие помогающих от­ношений возможно только на основе эмпатического понимания, уважения, по­зитивной обратной связи, подлинности, конгруэнтности, непосредственности и проявлении теплых чувств по отноше­нию к клиенту. Это то, что делает контакт между специалистом и клиентом довери­тельным, устойчивым и эмоционально открытым. Именно такие черты харак­теризуют любые отношения, в которых есть прочная межличностная связь и вза­имная приверженность общим целям. Но проблема, которая возникает в этом случае – как отличать профессиональ­ные отношения от реальных, в которых возникают естественные формы помо­щи и поддержки: дружеских, детско-ро­дительских, супружеских, родственных и др.? Мы полагаем, что коммуникатив­ное содержание и эмоциональная сто­рона личных и профессиональных отно­шений имеют одну и ту же природу вне зависимости от социальных контекстов, определяющих внешние рамки отно­шений – базовые потребности человека в основе своей стабильны и, хотя и трансформируются, но не меняют свое содержание в зависимости от того, где вы сейчас находитесь – на работе, в семье, в компании, друзей и т.д. Социальные контексты меняют только приоритет­ность и способы их реализации. С точки зрения потребностей клиента, отноше­ния между детьми и педагогами, психо­логом (социальным работником), врачом и пациентом могут быть насыщены эмо­циональными ожиданиями и личной во­влеченностью, но, очевидно, ограничены формализованными социальными кон­трактами и диапазоном взаимных обязательств. Для специалиста отношения с клиентом, несмотря на возможный ин­тенсивный и прочный эмоциональный контакт с ним, остаются, как правило, в пространстве служебных отношений («работа»), отделенных от зоны частной жизни («privacy») – личного пространст­ва, где люди ищут подлинную близость и эмоциональную связь. Хотя эмоциональ­ное содержание личных отношений мо­жет быть близким к профессиональным помогающим отношениям, но остает­ся одно очень существенное различие – принципиально отличается форма этих отношений. Профессиональные помо­гающие отношения ограничены рамка­ми специальных сеттингов т.е. наборами правил, контрактов, условий, определяю­щих границы отношений, за рамками ко­торых обязательства по отношению друг к другу не действуют. Условно говоря, профессиональные помогающие отно­шения – это отношения со взаимно «ог­раниченной ответственностью».

Профессиональные помогающие от­ношения в социальной работе обладают определенными характеристиками, ко­торые отличают их от других типов меж­личностных взаимодействий. Во-первых, помогающие отношения структурируют­ся социальным работником и имеют свое начало и окончание. Во-вторых, в осно­ве данных отношений лежат доверие, за­бота, принятие, разделяемые и социаль­ным работником, и клиентом. В-третьих, помогающие отношения предполагают асимметричный коммуникативный об­мен – они возникают на основе откры­того сотрудничества и предназначают­ся для решения жизненных трудностей клиента, поэтому его потребности име­ют приоритет и доминируют над по­требностями социального работника. И, в-четвертых, помогающие отношения основаны на открытости новому опыту и предполагают рост и развитие обеих сто­роны, участвующих в помогающем про­цессе.

Социальным работникам, участвую­щим в процессе оказания непосредст­венной помощи клиентам, необходимо обладать рядом компетенций, которые можно обозначить, как «помогающие компетенции». Среди них особое место отводится способности ясно понимать границы профессиональных контрак­тов и условий предоставления помощи, наличию навыков и ресурсов, позволяю­щих оставаться вовлеченным в помогаю­щий процесс и активно слушать клиента, рефлексивным способностям к анализу эмоциональной динамики контакта и го­товности к эмпатическому отклику на его эмоциональные потребности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Социальная поддержка как коммуникативный феномен в социальной работе и социально-педагогической практике» (№15-06-10871).

Литература:

Bailey, K.G., Wood, H.E., & Nava, G.R. (1992) What do clients want? Role of psychological kinship in professional helping. Journal of Psychotherapy Integration, 2, 125–147. doi: 10.1037/h0101244

Barker, C. & Pistrang, N. (2002) Psychotherapy and social support: Integrating research on psychological helping. Clinical Psychology Review, 22, 361–379. doi: 10.1016/S0272-7358(01)00101-5

Bell, K. & Smerdon, M. (2011) Deep Value: A literature review of the role of effective relationships in public services. Community Links.

Biestek, F. (1954) Analysis of the casework relationship. Social Casework, 35, 57–61.

Bisman, C.D. (1994) Social work practice: Cases and principles. Pacific Grove, CA: Brooks Cole.

Bogo, M. (2006) Social Work Practice: Concepts, Processes, and Interviewing. Columbia University Press.

Bohart, A.C., & Greenberg, L.S. (Eds.). (1997) Empathy reconsidered: New directions in psychotherapy. Washington, DC: American Psychology Association. doi: 10.1037/10226-000

Bond, T. (1993) Counselling, counselling skills and professional roles. In Counselling and Psychology for Health Professionals (eds. R. Bayne and P. Nicolson). London: Chapman & Hall, 3–14.

Borg, M. & Kristiansen, K. (2004) Recovery-Oriented Professionals: Helping Relationship in Mental Health Services. Journal of Mental Health, 13: 493–505. doi: 10.1080/09638230400006809

Braun, D, Davis, H., & Mansfield, P. (2006) How Helping Works: Towards a shared model of process. London: Parentline Plus.

Burnard, P. (1989) Counselling Skills for Health Professionals. London: Chapman & Hall. doi: 10.1007/978-1-4899-3336-2

Carkhuff, R.R. (1987) The art of helping (6th ed.). Amherst, MA: Human Resource Development Press.

Carkhuff, R.R., & Anthony, W.A. (1979) The skills of helping: An introduction to counseling. Amherst, MA: Human Resource Development Press.

Clark, J. (2003) Reconceptualizing empathy for culturally competent practice. In W. Shera (Ed.) Emerging perspectives on anti-oppressive practice. Toronto: Canadian Scholars Press.

Corey, G., Corey, M.S., & Callanan, P. (2011) Issues and Ethics in the Helping Professions. 8th Edition. Belmont CA: Brooks/Cole.

D’Antonio, P. (2004) Relationship, reality, and reciprocity with therapeutic environments: A historical case study. Archives of Psychiatric Nursing, 18, 11–16. doi: 10.1053/j.apnu.2003.11.003

Dillon, I.T. (1990) The Practice of Questioning. London: Routledge.

Egan, G. (1998) The Skilled Helper. CA:Brooks/Cole.

Fletcher, A.M. (2003). Renewed hope for self-change. American Psychologist, 58, 822–823. doi: 10.1037/0003-066X.58.10.822

France, K., Weikel, K. (2014) Helping skills for Human Service Workers: Building Relationships and Encouraging Productive Change. Springfield, IL: Charles C.Thomas.

Glicken, M.D. (2004) Using the strengths perspective in social work practice. Boston: Pearson.

Goldstein, E. (1995) Ego psychology and social work practice. 2nd ed. New-York: Free Press.

Halverson, S., Miars, R. (2005) The helping relationship. In D.Capuzzi, D.Gross. Introduction to the counselling profession. Boston, MA: Allyn&Bacon, 56–74.

Hattie, J.A., Sharpley, C.E., & Rogers, H.J. (1984) Comparative effectiveness of professional and paraprofessional helpers. Psychological Bulletin, 95, 534–541. doi: 10.1037/0033-2909.95.3.534

Hogan, B.E., Linden, W., & Najarian, B. (2002) Social support interventions: Do they work? Clinical Psychology Review, 22, 381–440. doi: 10.1016/ S0272-7358(01)00102-7

Horvath, A.O., Luborsky, L. (1993) The role of the therapeutic alliance in psychotherapy. J. Consult. Clin. Psychol, 61, 561–573. doi: 10.1037/0022- 006X.61.4.561

Horvath, A., & Greenberg, L. (1994) The Working Alliance: Theory, Research and Practice. New York: Wiley.

Howe, D. (1998) Relationship-based thinking and practice in social work. Journal of Social Work Practice: Psychotherapeutic Approaches in Health, Welfare and the Community, 12(1), 45–56. doi: 10.1080/02650539808415131

Keith-Lucas, A. (1973) Giving and taking. NK: Univ. Of North Carolina Pr.

Kunyk, D., & Olson, J.K. (2001) Classifications on conceptions of empathy. Journal of Advanced Nursing, 35(3), 317–325. doi: 10.1046/j.1365- 2648.2001.01848.x

Lloyd, C., & Maas, E. (1992) Interpersonal skills and occupational therapy. British Journal of Occupational Therapy, 55(10), 379–382. doi: 10.1177/030802269205501005

Lloyd, C., & Maas, F. (1992) The helping relationship: The application of Carkhuff’s model. CJOT, 60(2), 83–89. doi: 10.1177/000841749306000205

Martin, D.J., Garske, J.P. & Davic, M.K. (2000) Relation of the therapeutic alliance to outcome and other variables: A meta-analytic review. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 68, 438–450. doi: 10.1037/0022-006X.68.3.438

Morgan S. (1996) Helping relationships in mental health. London: Chapman & Hall. doi: 10.1007/978-1-4899-3224-2

Munson, C. (1978) The Worker/Client Relationship: Relevant Role Theory. The Journal of Sociology & Social Welfare, 5(3), 404–417.

Murgatroyd, S. (1985) Counselling and Helping. London: Methuen.

Nelson-Jones, R. (1988) Practical Counselling and Helping Skills, 2nd edn. London: Cassell.

Perlman, H. (1979) Relationship: The heart of helping people. Chicago: University of Chicago Press.

Priebe, S. & McCabe, R. (2008) Therapeutic relationships in psychiatry: The basis of therapy or therapy itself? International Review of Psychiatry, 20, 521–526. doi: 10.1080/09540260802565257

Ribner, D.S & Knei‐Paz, C (2002) Client’s view of a successful helping relationship. Social Work, 47, 379–387. doi: 10.1093/sw/47.4.379

Rogers, C.R. (1967) On Becoming a Person: A Therapist’s View of Psychotherapy. London: Constable.

Rogers, C.R. (1951) Client-Centred Therapy. London: Constable.

Rosenberg, M. (1999). Non-violent Communication: A Language of Compassion. Del Mar, CA.: Puddle Dancer Press.

Russell, M. (1990) Clinical social work: Research and practice. Newbury Park, CA: Sage.

Salzberger-Wittenberg, I. (1970) Psycho-Analytic Insight, and Relationships. London, Routledge.

Seabury, B.A., Seabury, B.H. & Garvin, C.D. (2011) Foundations of interpersonal practice in social work: Promoting competence in generalist practice. London: Sage Publications.

Trevitnick, P. (2003) Effective relationship-based practice: at theoretical exploration. Journal of Social work practice, 17(2), 163–176. doi: 10.1080/026505302000145699

Velleman, R., Aris, S. (2010) Counselling and Helping: Psychology in Action. London: Wiley Blackwell, British Psychological Society.

Weiss, R. (1973) Helping relationships: relationships of clients with physicians, social workers, priests, and others. Social problems, 20(3), 319–328. doi: 10.2307/799596

Wills, T.A. (1982) Basic Processes in Helping Relationships. New York: Academic Press.

Young, T., & Poulin, J. (1998) The helping relationship inventory: A clinical appraisal. Families in Society, 79(2), 123–134. doi: 10.1606/1044-3894.3613
Для цитирования статьи:

Лифинцев Д.В., Серых А.Б., Лифинцева А.А.Помогающие отношения в теории и практике социальной работы. // Национальный психологический журнал. 2018. № 2. c.38-45. doi: 10.11621/npj.2018.0205

Скопировано в буфер обмена

Скопировать