ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Эстетический опыт искусства новых медиа у студентов, обучающихся психологии и дизайну

Эстетический опыт искусства новых медиа у студентов, обучающихся психологии и дизайну

Скачать в формате PDF

Поступила: 27.02.2025

Принята к публикации: 18.08.2025

Дата публикации в журнале: 30.09.2025

Ключевые слова: экспериментальная эстетика; эстетический опыт; эстетические эмоции; эстетические суждения; реклама; новые медиа; искусственный интеллект; молодежь; цифровизация

Страницы: 253-268

DOI: 10.11621/npj.2025.0419

Доступно в on-line версии с: 29.09.2025

Для цитирования статьи:

Шестова, М.А., Кожухарь, К.А., Перфильева, Н.В., Дюкина, А.Ф. (2025). Эстетический опыт искусства новых медиа у студентов, обучающихся психологии и дизайну. Национальный психологический журнал, 20(4) , 253-268. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0419

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2025

Шестова Мария Александровна Московский институт психоанализа

Кожухарь Ксения Алексеевна Московский институт психоанализа

Перфильева Надежда Владимировна Московский институт психоанализа

Дюкина Анастасия Фёдоровна Московский институт психоанализа

Аннотация

Актуальность. Нарастающая цифровизация сферы искусства и применение технологий искусственного интеллекта (ИИ) для создания произведений искусства новых медиа приводит в процессе взаимодействия с подобными арт-объектами к актуализации у специалистов разных профессий уникального эстетического опыта. Однако, изучение данной проблематики у студентов, осваивающих разные профессии в настоящее время остается за рамками отечественных психологических исследований.

Цель. Выявить особенности эстетического опыта процесса восприятия рекламы как искусства новых медиа и картин, выполненных в классических живописных техниках, у студентов, обучающихся на психологов и дизайнеров.

Выборка. Всего в исследовании приняло участие 233 человек в возрасте от 16 до 31 года (Mвозраст = 19,2; SD = 3,08), из них 101 студент Московского института психоанализа, 132 обучающихся в Московском городском открытом колледже по специальности «Дизайн».

Методы. В исследовании применялись экспериментальный метод и следующие психодиагностические методики: «Шкала эстетических эмоций», «Шкала эстетических суждений», «Шкала эстетических суждений Х. Эгермана и Ф. Рубена» в авторской модификации. Полученные данные обрабатывались критериями Фридмана и Вилкоксона.

Результаты. У студентов-психологов реклама, сгенерированная ИИ, и реклама, созданная дизайнером с использованием работ современного художника Дж. Андерсона, вызывает более интенсивные эпистемические эмоции в сравнении с работами, созданными только дизайнером. Студенты-дизайнеры распознают рекламу, сгенерированную ИИ, студенты-психологи — нет. Реклама как искусство новых медиа студентами-психологами оценивается как менее понятная, лишенная оригинальности и выразительности, выполненная в худшем качестве и вызывающая более сильные негативные эмоции, в сравнении с картинами. Студенты-дизайнеры оценивают рекламу, созданную человеком, как менее интересную, вызывающую меньше возбуждения, выполненную с меньшим мастерством, более типичную и в меньшей степени передающую смысл, в сравнении с картинами.

Выводы. Выявлены особенности эстетического опыта, актуализирующегося при созерцании искусства новых медиа и картин современных художников у студентов дизайнеров и психологов. Полученные результаты демонстрируют интегрированность конфигурации личностного профиля специалиста в когнитивный компонент системно-динамической модели ЭО.

Литература

Бодрийяр, Ж. (2015). Симулякры и симуляции. Москва: Изд-во «Постум».

Васильев, И.А., Поплужный, В.Л., Тихомиров, О.К. (1980). Эмоции и мышление. Москва: Изд-во Московского ун-та.

Василюк, Ф.Е. (1993). Структура образа. Вопросы психологии, (5), 5–19. URL: https://psyjournals.ru/files/news/0/1204/custom/Vasiluk.pdf (дата обращения: 08.02.2025).

Данто, А. (2018). Что такое искусство? Москва: Изд-во «Ad Marginem».

Ежова, Е.С. (2020). Искусство как средство создания рекламного образа: Энди Уорхол и Calvin Klein. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 4(96), 70–78. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-10407

Корнилова, Т.В. (2016). Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. Санкт-Петербург: Изд-во «Нестор-История».

Леонтьев, А.Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Изд-во «Политиздат».

Маклюэн, М. (2003). Понимание медиа: внешние расширения человека. Москва: Изд-во «Кучково Поле».

Манович, Л. (2018). Язык новых медиа. Москва: Изд-во «Ad Marginem».

Мельникова, О.Т., Хорошилов, Д.А. (2020). Методологические проблемы качественных исследований в психологии. Москва: Изд-во «Акрополь».

Пантелеев, А.Ф. (2023). Проблема сравнительной оценки картин, созданных художником и сгенерированных нейросетью. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 23(3), 326–330. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-326-330

Петренко, В.Ф. (2014). Психосемантика искусства. Москва: Изд-во «МАКС Пресс».

Савинова, Е.А. (2012). Курируя искусство новых медиа. Художественная культура, 4(5). URL: https://artculturestudies.sias.ru/2012-4/yazyki/778.html (дата обращения: 08.02.2025).

Сальникова, Е.В., Соколов, К.Б. (2019). Массовое искусство — это... искусство. К вопросу о терминах и подходах. Художественная культура, (4), 580–597. URL: https://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/c3a/hk_2019_4_580_597_salnikova_sokolov.pdf (дата обращения: 08.02.2025).

Собкин, В.С. (2023). Опыт психологического анализа стихотворения Бориса Пастернака «Снег идет». Национальный психологический журнал, 18(3), 72–86. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0308

Солдатова, Г.У., Чигарькова, С.В., Илюхина, С.Н. (2024). Технологически расширенная личность: разработка и апробация шкалы самоуправления цифровой повседневностью. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(2), 175–200. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-20

Шестова, М.А., Забелина, М.Р., Васильченко, У.И., Анохина, К.В., Волдинер, Е.А. (2024а). Апробация шкалы эстетических эмоций на российской выборке. Психологический журнал, 45(3), 90–107. https://doi.org/10.31857/S0205959224030088

Шестова, М.А., Забелина, М.Р., Васильченко, У.И., Певнева, А.В. (2024б). Эстетический опыт созерцания картин периода второго русского авангарда: вклад контекста, этикетажа и интереса к искусству. Вопросы психологии, 70(2), 124–138. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=74174755 (дата обращения: 08.02.2025).

Шестова, М.А., Перфильева, Н.В. (2024). Эстетический опыт искусства новых медиа у молодежи: вклад личностных черт, иммерсивности и интерактивности. Новые психологические исследования, (3), 165–197. URL: https://newpsyresearches.ru/storage/kd1gpiEApdjsFN40UUOpYTaQhpW40ST8kCDmVutN.pdf (дата обращения: 08.02.2025).

Agudo, U., Arrese, M., Liberal, K.G., Matute, H. (2022). Assessing emotion and sensitivity of AI artwork. Frontiers in Psychology, 13, 879088. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.879088

Bellaiche, L., Shahi, R., Turpin, M.H., Ragnhildstveit, A., Sprockett, S., Barr, N., Christensen, A., Seli, P. (2023). Humans versus AI: whether and why we prefer human-created compared to AI-created artwork. Cognitive Research: Principles and Implications, 8(1), 42. https://doi.org/10.1186/s41235-023-00499-6

Duggan, W. (2013). Strategic intuition: The creative spark in human achievement. New York: Columbia Business School Publ.

Egermann, H., Reuben, F. (2020). “Beauty is how you feel inside”: aesthetic judgments are related to emotional responses to contemporary music. Frontiers in Psychology, 11, 510029. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.510029

Gangadharbatla, H. (2022). The role of AI attribution knowledge in the evaluation of artwork. Empirical Studies of the Arts, 40(2), 125–142. https://doi.org/10.1177/0276237421994697

Hong, J.W., Curran, N.M. (2019). Artificial intelligence, artists, and art: attitudes toward artwork produced by humans vs. artificial intelligence. ACM Transactions on Multimedia Computing, Communications, and Applications (TOMM), 15(2s), 1–16. https://doi.org/10.1145/3326337

McCutcheon, H.H., Pincombe, J. (2001). Intuition: an important tool in the practice of nursing. Journal of Advanced Nursing, 35(3), 342–348. https://doi.org/10.1046/j.1365-2648.2001.01882.x

Shestova, M., Kornilova, T. (2021). Affective priming and decision-making in the economic game. In the Advances in Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics. In: B.M. Velichkovsky, P.M. Balaban, V.L. Ushakov, (eds.). 9th International Conference on Cognitive Sciences, Intercognsci-2020 (October 10–16, 2020). (pp. 250–255). Cham: Springer Publ. https://doi.org/10.1007/978-3-030-71637-0_30

Sun, Y., Lyu, Y., Lin, P.H., Lin, R. (2022). Comparison of cognitive differences of artworks between artist and artistic style transfer. Applied Sciences, 12(11), 5525. https://doi.org/10.3390/app12115525

Xu, R., Hsu, Y. (2020). Discussion on the aesthetic experience of artificial intelligence creation and human art creation. In: H. Shoji, S. Koyama, T. Kato, K. Muramatsu, T. Yamanaka, P. Lévy, K. Chen, A.M. Lokman, (eds.). 8th International Conference on Kansei Engineering and Emotion Research: KEER 2020 (September 7–9, 2020). (pp. 340–348). Singapore: Springer Publ. https://doi.org/10.1007/978-981-15-7801-4_36
Для цитирования статьи:

Шестова, М.А., Кожухарь, К.А., Перфильева, Н.В., Дюкина, А.Ф.Эстетический опыт искусства новых медиа у студентов, обучающихся психологии и дизайну. // Национальный психологический журнал. 2025. № 4. , 253-268. doi: 10.11621/npj.2025.0419

Скопировано в буфер обмена

Скопировать