Шестова, М.А., Кожухарь, К.А., Перфильева, Н.В., Дюкина, А.Ф.
(2025). Эстетический опыт искусства новых медиа у студентов, обучающихся психологии и дизайну. Национальный психологический журнал, 20(4)
, 253-268.
https://doi.org/10.11621/npj.2025.0419
Актуальность. Нарастающая цифровизация сферы искусства и применение технологий искусственного интеллекта (ИИ) для создания произведений искусства новых медиа приводит в процессе взаимодействия с подобными арт-объектами к актуализации у специалистов разных профессий уникального эстетического опыта. Однако, изучение данной проблематики у студентов, осваивающих разные профессии в настоящее время остается за рамками отечественных психологических исследований.
Цель. Выявить особенности эстетического опыта процесса восприятия рекламы как искусства новых медиа и картин, выполненных в классических живописных техниках, у студентов, обучающихся на психологов и дизайнеров.
Выборка. Всего в исследовании приняло участие 233 человек в возрасте от 16 до 31 года (Mвозраст = 19,2; SD = 3,08), из них 101 студент Московского института психоанализа, 132 обучающихся в Московском городском открытом колледже по специальности «Дизайн».
Методы. В исследовании применялись экспериментальный метод и следующие психодиагностические методики: «Шкала эстетических эмоций», «Шкала эстетических суждений», «Шкала эстетических суждений Х. Эгермана и Ф. Рубена» в авторской модификации. Полученные данные обрабатывались критериями Фридмана и Вилкоксона.
Результаты. У студентов-психологов реклама, сгенерированная ИИ, и реклама, созданная дизайнером с использованием работ современного художника Дж. Андерсона, вызывает более интенсивные эпистемические эмоции в сравнении с работами, созданными только дизайнером. Студенты-дизайнеры распознают рекламу, сгенерированную ИИ, студенты-психологи — нет. Реклама как искусство новых медиа студентами-психологами оценивается как менее понятная, лишенная оригинальности и выразительности, выполненная в худшем качестве и вызывающая более сильные негативные эмоции, в сравнении с картинами. Студенты-дизайнеры оценивают рекламу, созданную человеком, как менее интересную, вызывающую меньше возбуждения, выполненную с меньшим мастерством, более типичную и в меньшей степени передающую смысл, в сравнении с картинами.
Выводы. Выявлены особенности эстетического опыта, актуализирующегося при созерцании искусства новых медиа и картин современных художников у студентов дизайнеров и психологов. Полученные результаты демонстрируют интегрированность конфигурации личностного профиля специалиста в когнитивный компонент системно-динамической модели ЭО.
Бодрийяр, Ж. (2015). Симулякры и симуляции. Москва: Изд-во «Постум».
Васильев, И.А., Поплужный, В.Л., Тихомиров, О.К. (1980). Эмоции и мышление. Москва: Изд-во Московского ун-та.
Василюк, Ф.Е. (1993). Структура образа. Вопросы психологии, (5), 5–19. URL: https://psyjournals.ru/files/news/0/1204/custom/Vasiluk.pdf (дата обращения: 08.02.2025).
Данто, А. (2018). Что такое искусство? Москва: Изд-во «Ad Marginem».
Ежова, Е.С. (2020). Искусство как средство создания рекламного образа: Энди Уорхол и Calvin Klein. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 4(96), 70–78. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-10407
Корнилова, Т.В. (2016). Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. Санкт-Петербург: Изд-во «Нестор-История».
Леонтьев, А.Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Изд-во «Политиздат».
Маклюэн, М. (2003). Понимание медиа: внешние расширения человека. Москва: Изд-во «Кучково Поле».
Манович, Л. (2018). Язык новых медиа. Москва: Изд-во «Ad Marginem».
Мельникова, О.Т., Хорошилов, Д.А. (2020). Методологические проблемы качественных исследований в психологии. Москва: Изд-во «Акрополь».
Пантелеев, А.Ф. (2023). Проблема сравнительной оценки картин, созданных художником и сгенерированных нейросетью. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 23(3), 326–330. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-326-330
Петренко, В.Ф. (2014). Психосемантика искусства. Москва: Изд-во «МАКС Пресс».
Савинова, Е.А. (2012). Курируя искусство новых медиа. Художественная культура, 4(5). URL: https://artculturestudies.sias.ru/2012-4/yazyki/778.html (дата обращения: 08.02.2025).
Сальникова, Е.В., Соколов, К.Б. (2019). Массовое искусство — это... искусство. К вопросу о терминах и подходах. Художественная культура, (4), 580–597. URL: https://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/c3a/hk_2019_4_580_597_salnikova_sokolov.pdf (дата обращения: 08.02.2025).
Собкин, В.С. (2023). Опыт психологического анализа стихотворения Бориса Пастернака «Снег идет». Национальный психологический журнал, 18(3), 72–86. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0308
Солдатова, Г.У., Чигарькова, С.В., Илюхина, С.Н. (2024). Технологически расширенная личность: разработка и апробация шкалы самоуправления цифровой повседневностью. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(2), 175–200. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-20
Шестова, М.А., Забелина, М.Р., Васильченко, У.И., Певнева, А.В. (2024б). Эстетический опыт созерцания картин периода второго русского авангарда: вклад контекста, этикетажа и интереса к искусству. Вопросы психологии, 70(2), 124–138. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=74174755 (дата обращения: 08.02.2025).
Шестова, М.А., Перфильева, Н.В. (2024). Эстетический опыт искусства новых медиа у молодежи: вклад личностных черт, иммерсивности и интерактивности. Новые психологические исследования, (3), 165–197. URL: https://newpsyresearches.ru/storage/kd1gpiEApdjsFN40UUOpYTaQhpW40ST8kCDmVutN.pdf (дата обращения: 08.02.2025).
Agudo, U., Arrese, M., Liberal, K.G., Matute, H. (2022). Assessing emotion and sensitivity of AI artwork. Frontiers in Psychology, 13, 879088. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.879088
Bellaiche, L., Shahi, R., Turpin, M.H., Ragnhildstveit, A., Sprockett, S., Barr, N., Christensen, A., Seli, P. (2023). Humans versus AI: whether and why we prefer human-created compared to AI-created artwork. Cognitive Research: Principles and Implications, 8(1), 42. https://doi.org/10.1186/s41235-023-00499-6
Duggan, W. (2013). Strategic intuition: The creative spark in human achievement. New York: Columbia Business School Publ.
Egermann, H., Reuben, F. (2020). “Beauty is how you feel inside”: aesthetic judgments are related to emotional responses to contemporary music. Frontiers in Psychology, 11, 510029. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.510029
Gangadharbatla, H. (2022). The role of AI attribution knowledge in the evaluation of artwork. Empirical Studies of the Arts, 40(2), 125–142. https://doi.org/10.1177/0276237421994697
Hong, J.W., Curran, N.M. (2019). Artificial intelligence, artists, and art: attitudes toward artwork produced by humans vs. artificial intelligence. ACM Transactions on Multimedia Computing, Communications, and Applications (TOMM), 15(2s), 1–16. https://doi.org/10.1145/3326337
McCutcheon, H.H., Pincombe, J. (2001). Intuition: an important tool in the practice of nursing. Journal of Advanced Nursing, 35(3), 342–348. https://doi.org/10.1046/j.1365-2648.2001.01882.x
Shestova, M., Kornilova, T. (2021). Affective priming and decision-making in the economic game. In the Advances in Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics. In: B.M. Velichkovsky, P.M. Balaban, V.L. Ushakov, (eds.). 9th International Conference on Cognitive Sciences, Intercognsci-2020 (October 10–16, 2020). (pp. 250–255). Cham: Springer Publ. https://doi.org/10.1007/978-3-030-71637-0_30
Sun, Y., Lyu, Y., Lin, P.H., Lin, R. (2022). Comparison of cognitive differences of artworks between artist and artistic style transfer. Applied Sciences, 12(11), 5525. https://doi.org/10.3390/app12115525
Xu, R., Hsu, Y. (2020). Discussion on the aesthetic experience of artificial intelligence creation and human art creation. In: H. Shoji, S. Koyama, T. Kato, K. Muramatsu, T. Yamanaka, P. Lévy, K. Chen, A.M. Lokman, (eds.). 8th International Conference on Kansei Engineering and Emotion Research: KEER 2020 (September 7–9, 2020). (pp. 340–348). Singapore: Springer Publ. https://doi.org/10.1007/978-981-15-7801-4_36
Для цитирования статьи:
Шестова, М.А., Кожухарь, К.А., Перфильева, Н.В., Дюкина, А.Ф.Эстетический опыт искусства новых медиа у студентов, обучающихся психологии и дизайну. // Национальный психологический журнал. 2025. № 4. , 253-268. doi: 10.11621/npj.2025.0419