Сысоева Ольга ВладимировнаИнститут высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Научно-технологический университет «Сириус»
Аннотация
Актуальность. Вклад сенсомоторной нейронной сети в восприятие речи относительно недавно был выделен и описан у взрослых людей. В детском возрасте ассоциация нейрофизиологических коррелятов сенсомоторной активности и процессов восприятия речи остается относительно новой и достаточно противоречивой областью исследований.
Цель. Определить роль сенсомоторной нейронной сети в развитии процессов восприятия речи в детском возрасте.
Методы. Поиск и анализ экспериментальных исследований, направленных на изучение сенсомоторных ритмов и речи у детей, которые были опубликованы в период с 2010 по 2025 год. Поиск осуществляли в базах научного цитирования Google Scholar, PubMed, Web of Science, eLIBRARY и КиберЛенинка, с дополнительным применением встроенных инструментов поиска Google Scholar, для расширения охвата релевантной литературы.
Результаты. Было выявлено 7 экспериментальных работ, посвященных связи сенсомоторной активности ЭЭГ и речи у детей. Большая часть исследований выполнена на выборках младенцев и детей в возрасте до 3 лет. В первой работе, наиболее ранней из рассмотренных, связь показателей сенсомоторных ритмов и речевого развития не была выявлена. Однако, в более поздних публикациях приводятся данные о том, что характер и выраженность реактивности сенсомоторных ритмов зависит от типа речевых стимулов. Ряд исследователей уточняют эти результаты, показывая, что более выраженный уровень десинхронизации сенсомоторных ритмов ассоциирован с более высоким уровнем речевых навыков у детей. Эти выводы требуют дальнейших исследований.
Выводы. Сенсомоторная сеть, вероятно, играет вспомогательную роль в развитии восприятия речи у детей. Предположительно, с возрастом ее роль уменьшается. Необходимы дальнейшие исследования для уточнения возрастных
особенностей вклада сенсомоторной нейронной сети в процессы восприятия речи на группах детей дошкольного и
школьного возрастов.
Белалов, В.В., Базанова, О.М., Михайлова, А.А., Дягилева, Ю.О., Павленко, В.Б. (2020). Реактивность мю-ритма ЭЭГ при восприятии речи у детей в возрасте от двух до трех с половиной лет: влияние условий воспитания. Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова, 70(2), 193–205. https://doi.org/10.31857/S0044467720020045
Начарова, М.А., Михайлова, А.А., Говорун, Я.Ю., Португальская, А.А., Павленко, В.Б. (2020). Нейрофизиологические механизмы восприятия речи и их особенности у детей в норме и при нарушениях развития. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия, 6(3), 146–162. https://doi.org/10.37279/2413-1725-2020-6-3-146-162
Павлова, П.А. (2019). Электроэнцефалографический коррелят когнитивного дефицита у детей, перенесших перинатальный артериальный ишемический инсульт. Российский психологический журнал, 16(S2/1), 22–32.
Эйсмонт, Е.В., Начарова, М.А., Никифорова, Е.В. (2019). Оптимизация психофизиологического состояния детей с задержкой психоречевого развития с помощью метода обратной связи по параметрам ЭЭГ. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия, 5(4), 214–221.
Antognini, K., Daum, M.M. (2018). Effects of verb-action congruence on sensorimotor processing of goal-directed actions in twoyear-olds: A technical report. PsyArXiv Preprints. https://doi.org/10.31234/osf.io/g8fu4
Arbib, M.A. (2005). From monkey-like action recognition to human language: An evolutionary framework for neurolinguistics. Behavioral and Brain Sciences, 28(2), 105–124. https://doi.org/10.1017/S0140525X05000038
Bowman, L.C., Bakermans-Kranenburg, M.J., Yoo, K.H., Cannon, E.N., Vanderwert, R.E., Ferrari, P.F., van IJzendoorn, M.H., Fox, N.A. (2017). The mu-rhythm can mirror: Insights from experimental design, and looking past the controversy. Cortex: A Journal Devoted to the Study of the Nervous System and Behavior, 96, 121–125. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2017.03.025
Choi, D., Dehaene-Lambertz, G., Peña, M., Werker, J.F. (2021). Neural indicators of articulator-specific sensorimotor influences on infant speech perception. Proceedings of the National Academy of Sciences, 118(20), e2025043118. https://doi.org/10.1073/pnas.2025043118
Choi, D., Yeung, H.H., Werker, J.F. (2023). Sensorimotor foundations of speech perception in infancy. Trends in Cognitive Sciences, 27(8), 773–784. https://doi.org/10.1016/j.tics.2023.05.007
Cuellar, M., Bowers, A., Harkrider, A.W., Wilson, M., Saltuklaroglu, T. (2012). Mu suppression as an index of sensorimotor contributions to speech processing: Evidence from continuous EEG signals. International Journal of Psychophysiology, 85(2), 242–248. https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2012.04.003
Davydova, E.Y., Salimova, K.R., Davydov, D.V., Pereverzeva, D.S., Mamokhina, U.A., Danilina, K.K., Tyushkevich, S.A., Gorbachevskaya, N.L. (2023). Understanding Speech in Primary Schoolchildren with Autism Spectrum Disorders and Its Relationship with EEG Characteristics. Human Physiology, 49(3), 225–234. https://doi.org/10.1134/S0362119723700354
Fox, N.A., Bakermans-Kranenburg, M.J., Yoo, K.H., Bowman, L.C., Cannon, E.N., Vanderwert, R.E., Van Ijzendoorn, M.H. (2016). Assessing human mirror activity with EEG mu rhythm: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 142(3), 291. https://doi.org/10.1037/bul0000031
Franken, M.K., Liu, B.C., Ostry, D.J. (2022). Towards a somatosensory theory of speech perception. Journal of Neurophysiology, 128(6), 1683–1695. https://doi.org/10.1152/jn.00381.2022
Hobson, H.M., Bishop, D.V. (2017). The interpretation of mu suppression as an index of mirror neuron activity: Past, present and future. Royal Society Open Science, 4(3), 160662. https://doi.org/10.1098/rsos.160662
Hsu, C.W., Huang, C.C., Hsu, C.C.H., Bi, Y., Tzeng, O.J.L., Lin, C.P. (2025). Revisiting human language and speech production network: A meta-analytic connectivity modeling study. NeuroImage, 306, 121008. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2025.121008
Lebedeva, N.N., Karimova, E.D., Karpichev, V.V., Maltsev, V.Y. (2019). The mirror system of the brain on observation, performance, and imagination of motor tasks — neurophysiological reflection of the perception of another Person’s consciousness. Neuroscience and Behavioral Physiology, 49, 714–722. https://doi.org/10.1007/s11055-019-00791-3
Larionova, E.V., Garakh, Z.V., Zaytseva, Y.S. (2022). The Mu Rhythm in Current Research: Theoretical and Methodological Aspects. Neuroscience and Behavioral Physiology, 52(7), 999–1016. https://doi.org/10.1007/s11055-022-01329-w
Michaelis, K., Miyakoshi, M., Norato, G., Medvedev, A.V., Turkeltaub, P.E. (2021). Motor engagement relates to accurate perception of phonemes and audiovisual words, but not auditory words. Communications Biology, 4(1), 108. https://doi.org/10.1038/s42003-020-01634-5
Mikhailova, A.A., Orekhova, L.S., Dyagileva, Y.O., Mukhtarimova, T.I., Pavlenko, V.B. (2021). Reactivity of the EEG μ rhythm on observing and performing actions in young children with different levels of receptive speech development. Neuroscience and Behavioral Physiology, 51(1), 85–92. https://doi.org/10.1007/s11055-020-01042-6
Mitiureva, D., Bobrov, P., Rebreikina, A., Sysoeva, O. (2023). An inclusive paradigm to study mu-rhythm properties. International Journal of Psychophysiology, 190, 42–55. https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2023.05.353
Mkrtychian, N.A., Kostromina, S.N., Gnedykh, D.S., Tsvetova, D.M., Blagovechtchenski, E.D., Shtyrov, Y.Y. (2021). Psychological and electrophysiological correlates of word learning success. Psychology in Russia, 14(2), 171–192. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0211
Oliveira, D.S., Saltuklaroglu, T., Thornton, D., Jenson, D., Harkrider, A.W., Rafferty, M.B., Casenhiser, D.M. (2021). Mu rhythm dynamics suggest automatic activation of motor and premotor brain regions during speech processing. Journal of Neurolinguistics, 60, 101006. https://doi.org/10.1016/j.jneuroling.2021.101006
Patzwald, C., Matthes, D., Elsner, B. (2020). Eighteen-month-olds integrate verbal cues into their action processing: Evidence from ERPs and mu power. Infant Behavior and Development, 58, 101414. https://doi.org/10.1016/j.infbeh.2019.101414
Pfurtscheller, G., Neuper, C. (1997). Motor imagery activates primary sensorimotor area in humans. Neuroscience Letters, 239(2-3), 65–68. https://doi.org/10.1016/S0304-3940(97)00889-6
Rauschecker, J.P., Scott, S.K. (2009). Maps and streams in the auditory cortex: Nonhuman primates illuminate human speech processing. Nature Neuroscience, 12(6), 718–724. https://doi.org/10.1038/nn.2331
Salo, V.C., Debnath, R., Rowe, M.L., Fox, N.A. (2023). Experience with pointing gestures facilitates infant vocabulary growth through enhancement of sensorimotor brain activity. Developmental Psychology, 59(4), 676. https://doi.org/10.1037/dev0001493
Saltuklaroglu, T., Bowers, A., Harkrider, A.W., Casenhiser, D., Reilly, K.J., Jenson, D.E., Thornton, D. (2018). EEG mu rhythms: Rich sources of sensorimotor information in speech processing. Brain and Language, 187, 41–61. https://doi.org/10.1016/j.bandl.2018.09.005
Shtyrov, Y., Butorina, A., Nikolaeva, A., Stroganova, T. (2014). Automatic ultrarapid activation and inhibition of cortical motor systems in spoken word comprehension. Proceedings of the National Academy of Sciences, 111(18), E1918–E1923. https://doi.org/10.1073/pnas.1323158111
Stroganova, T.A., Komarov, K.S., Goiaeva, D.E., Obukhova, T.S., Ovsiannikova, T.M., Prokofyev, A.O., Orekhova, E.V. (2022). Effects of the Periodicity and Vowelness of Sounds on Auditory Cortex Responses in Children. Neuroscience and Behavioral Physiology, 52(3), 395–404.
Warreyn, P., Ruysschaert, L., Wiersema, J.R., Handl, A., Pattyn, G., Roeyers, H. (2013). Infants’ mu suppression during the observation of real and mimicked goal-directed actions. Developmental Science, 16(2), 173–185. https://doi.org/10.1111/desc.12014
Willems, R.M., Hagoort, P., Casasanto, D. (2010). Body-specific representations of action verbs: Neural evidence from right- and left-handers. Psychological Science, 21(1), 67–74. https://doi.org/10.1177/0956797609354072
Для цитирования статьи:
Липатов, В.А., Павлова, П.А., Ребрейкина, А.Б., Сысоева, О.В.Сенсомоторные ритмы как нейрофизиологические корреляты процессов восприятия речи в детском возрасте. // Национальный психологический журнал. 2025. № 3. , 136-147. doi: 10.11621/npj.2025.0311