ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Специфика развития понимания эмоций у российских детей

Специфика развития понимания эмоций у российских детей

Скачать в формате PDF

Поступила: 05.09.2024

Принята к публикации: 25.04.2025

Дата публикации в журнале: 23.06.2025

Ключевые слова: психическое развитие; эмоциональное развитие; понимание эмоций; дети; дошкольный возраст; младший школьный возраст; культура

Страницы: 100-114

DOI: 10.11621/npj.2025.0308

Доступно в on-line версии с: 20.06.2025

Для цитирования статьи:

Гусева, У.Д. (2025). Специфика развития понимания эмоций у российских детей. Национальный психологический журнал, 20(3) , 100-114. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0308

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2025

Гусева Ульяна Дмитриевна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Аннотация

Актуальность. Исследования в области развития понимания эмоций уже накопили значительный объем данных, однако лишь некоторые из них обращаются к вопросу о том, насколько понимание эмоций зависит от культурного контекста. Кроме того, это первое исследование, где сравнивается развитие понимания эмоций у детей из России, Китая и Италии.

Цель
. Провести сравнение развития способности понимать эмоции российскими детьми в возрасте от 3 до 10 лет с ранее опубликованными результатами диагностики детей аналогичного возраста в Италии и Китае.

Выборка
. Выборку нашего исследования составили 925 детей из России в возрасте от 36 до 119 месяцев (M = 78,4 мес.; SD = 21,2 мес.), посещавшие государственные дошкольные и школьные учреждения в городе Москве в 2022–2024 годах. Из них 456 (49,3%) мальчиков и 469 (50,7%) девочек. Выборки из других исследований понимания эмоций у детей, которые сравнивались с российской выборкой: 1478 детей в возрасте от 36 до 131 мес. из Италии (М = 73,5 мес.) и 257 детей в возрасте от 42 до 114 месяцев из Китая (М = 77,6 мес.).

Методы
. Для диагностики способности к пониманию эмоций у дошкольников была использована методика Ф. Понса «Тест на понимание эмоций». Оценка понимания эмоций у детей из России, Италии и Китая выполнялось с помощью версии указанного теста, адаптированной соответственно языковой специфике каждой группы участников.

Результаты
. Исследование показало, что общие показатели понимания эмоций у китайских детей превышают аналогичные показатели у российских детей. Разница между российскими и итальянскими детьми незначительна и проявляется лишь в определенном возрастном диапазоне. Дети из России демонстрируют более высокую эффективность в распознавании эмоций, понимании природы скрытых эмоций и осознании моральной составляющей эмоциональных переживаний. Тогда как дети из Италии и Китая эффективнее развивают способность связывать эмоции с убеждениями, желаниями и воспоминаниями, а также управлять своими эмоциональными реакциями.

Выводы
. Результаты подтверждают культурную специфику эмоционального развития. Российские дети успешны в распознавании скрытых и моральных эмоций, но отстают в понимании когнитивных аспектов эмоций. Исследование подчеркивает важность культурного контекста в изучении понимания эмоций.

Литература

Бухаленкова, Д.А., Веракса, А.Н., Гусева, У.Д., Ощепкова, Е.С. (2024). Взаимосвязь объема словарного запаса и понимания эмоций у детей в возрасте 5–7 лет. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(4), 150–176. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-44

Вераксa, Н.E., Айpaпетян, З.B., Taрасова, K.C. (2023). Диалектическое и формальное мышление в контексте понимания эмоций детьми младшего возраста. Теоретическая и экспериментальная психология, 3(16), 72–91. https://doi.org/10.11621/TEP-23-20

Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н., Гаврилова, М.Н., Бухаленкова, Д.А., Тарасова, К.С. (2021). Тест на понимание эмоций: адаптация русскоязычной версии на российской выборке детей дошкольного возраста. Психология. Журнал Высшей Школы экономики, 1(18), 56–70. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-56-70

Гусева, У.Д., Бухаленкова, Д.А., Карташова, Е.В., Морозова, О.В. (2025). Взаимосвязь между ценностными ориентациями и пониманием эмоций у младших дошкольников. Современное дошкольное образование, 19(1), 4–15. https://doi.org/10.24412/2782- 4519-2025-1127-4-15

Зинченко, Ю.П., Первичко, Е.И. (2016). Клинико-психологическое исследование регуляции эмоций: культурно-деятельностный подход. Вопросы психологии, (3), 41-57.

Ильенков, Э.В. (1991). Диалектическая логика: Очерки истории и теории. Москва: Политиздат.

Cavadini, T., Richard, S., Dalla-Libera, N., Gentaz, E. (2021). Emotion knowledge, social behaviour and locomotor activity predict the mathematic performance in 706 preschool children. Scientific Reports, 11(1), 1–13. https://doi.org/10.1038/s41598-021-93706-7

Cavioni, V., Grazzani, I., Ornaghi, V., Pepe, A., Pons, F. (2020). Assessing the factor structure and measurement invariance of the test of emotion comprehension (TEC): A large cross-sectional study with children aged 3–10 years. Journal of Cognition and Development, 21(3), 406–424. https://doi.org/10.1080/15248372.2020.1741365

Cheie, L., Visu-Petra, L., Veraksa, A., Zinchenko, Y., Gorovaya, A. (2015). A cross-cultural investigation of inhibitory control, gen erative fluency, and anxiety symptoms in Romanian and Russian preschoolers. Child Neuropsychology, 21(2), 121–149. 

Chen, X. (2009). Culture and early socio-emotional development. In: R.E. Tremblay, M. Boivin, R.D.V. Peters, (eds.). Encyclopedia on early childhood development. (pp. 1–6). Montreal: Centre of Excellence for Early Childhood Development and Strategic Knowledge Cluster on Early Child Development Publ.

Greenberg, M.T., Kusche, C.A., Cook, E.T., Quamma, J.P. (1995). Promoting emotional competence in school-aged children: The effects of the path curriculum. Development and Psychopathology, 7(1), 117–136. https://doi.org/10.1017/S0954579400006374

Gungor, D., Bornstein, M.H. (2010). Culture-general and-specific associations of attachment avoidance and anxiety with perceived parental warmth and psychological control among Turk and Belgian adolescents. Journal of Adolescence, 33(5), 593–602. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2009.12.005

Harris, P., de Rosnay, M., Pons, F. (2016). Understanding emotion. In: L.F. Barrett, M. Lewis, J.M. Haviland-Jones, (eds.). Handbook of emotions, 4th ed. (pp. 293–306). New York: The Guilford Press.

Hofstede, G. (1991). Cultures and organizations: Software of the mind. London: MacCraw-Hill Publ.

Laugen, N.J., Kårstad, S.B., Reinfjell, T., Wichstrøm, L. (2024). The development of emotion understanding in children: The importance of parents, teachers, and peers. Developmental Psychology, 60(2), 255–264. https://doi.org/10.1037/dev0001627

Markus, H.R., Kitayama, S. (1991). Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation. Psychological Review, 98(2), 224–253. https://doi.org/10.1037/0033-295X.98.2.224

Matsumoto, D. (2009). Culture and emotional expression. In: R.S. Wyer, C.-Y. Chiu, Y.-Y. Hong, (eds.). Understanding culture: Theory, research, and application. (pp. 271–287). New York: Psychology Press.

Molina, P., Bulgarelli, D., Henning, A., Aschersleben, G. (2014). Emotion understanding: A cross-cultural comparison between Italian and German preschoolers. European Journal of Developmental Psychology, 11(5), 592–607. https://doi.org/10.1080/17405629.2014.890585

Möller, C., Bull, R., Aschersleben, G. (2022). Culture shapes preschoolers’ emotion recognition but not emotion comprehension: a cross-cultural study in Germany and Singapore. Journal of Cultural Cognitive Science, 6, 9–25. https://doi.org/10.1007/s41809-021-00093-6

Murray, D.R., Trudeau, R., Schaller, M. (2011). On the origins of cultural differences in conformity: Four tests of the pathogen prevalence hypothesis. Personality and Social Psychology Bulletin, 37(3), 318–329. https:// doi.org/10.1177/0146167210394451

Pons, F., Harris, P.L. (2000). Test of emotion comprehension (TEC). Oxford: University of Oxford Publ.

Pons, F., Harris, P.L. (2019). Children’s understanding of emotions or Pascal’s ‘‘error’’: Review and prospects. In: V. LoBue, K. Pérez-Edgar, K.A. Buss, (eds.). Handbook of emotional development. (pp. 431–449). Cham: Springer Nature Publ.

Pons, F., Harris, P.L., de Rosnay, M. (2004). Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization. European Journal of Developmental Psychology, 1(2), 127–152. https://doi.org/10.1080/17405620344000022

Sheldon, K.M., Titova, L., Gordeeva, T.O., Osin, E.N., Lyubomirsky, S., Bogomaz, S. (2017). Russians Inhibit the Expression of Happiness to Strangers: Testing a Display Rule Model. Journal of Cross-Cultural Psychology, 48(5), 718–733. https://doi.org/10.1177/0022022117699883

Tang, Y., Harris, P.L., Pons, F. (2019). The Development of Children’s Emotion Understanding: a Meta-Analysis of Results from the Test of Emotion Comprehension. In: Materials of 2019 SRCD Biennial Meeting (March 21–23, 2019). Baltimore: SRCD Publ.

Tang, Y., Harris, P.L., Pons, F., Zou, H., Zhang, W., Xu, Q. (2018). The understanding of emotion among young Chinese children. International Journal of Behavioral Development, 42(5), 512–517.

Tenenbaum, H.R., Visscher, P., Pons, F., Harris, P.L. (2004). Emotional understanding in Quechua children from an agro-pastoralist village. International Journal of Behavioral Development, 28(5), 471–478.

Torres, M.M., Domitrovich, C.E., Bierman, K.L. (2015). Preschool interpersonal relationships predict kindergarten achievement: Mediated by gains in emotion knowledge. Journal of Applied Developmental Psychology, 39, 44–52. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2015.04.008

Triandis, H.C. (1989). The self and social behavior in differing cultural contexts. Psychological Review, 96(3), 506–520.

Vishkin, A., Kitayama, S., Berg, M.K., Diener, E., Gross-Manos, D., Ben-Arieh, A., Tamir, M. (2023). Adherence to emotion norms is greater in individualist cultures than in collectivist cultures. Journal of Personality and Social Psychology, 124(6), 1256–1276.

Zhuo, M. (2008). Study on the development of emotion comprehension of 2–9 year-old children. Diss. PhD. (Psychol.)
Для цитирования статьи:

Гусева, У.Д.Специфика развития понимания эмоций у российских детей. // Национальный психологический журнал. 2025. № 3. , 100-114. doi: 10.11621/npj.2025.0308

Скопировано в буфер обмена

Скопировать