ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Вербальное и невербальное воображение у мальчиков и девочек в первом классе

Вербальное и невербальное воображение у мальчиков и девочек в первом классе

Скачать в формате PDF

Поступила: 18.02.2025

Принята к публикации: 12.05.2025

Дата публикации в журнале: 23.06.2025

Ключевые слова: младший школьный возраст; вербальное воображение; невербальное воображение; половые различия; креативность

Страницы: 87-99

DOI: 10.11621/npj.2025.0307

Доступно в on-line версии с: 20.06.2025

Для цитирования статьи:

Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Семенов, Ю.И. (2025). Вербальное и невербальное воображение у мальчиков и девочек в первом классе. Национальный психологический журнал, 20(3) , 87-99. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0307

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2025

Алмазова Ольга Викторовна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Бухаленкова Дарья Алексеевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Семенов Юрий Иванович Научно-образовательный центр Академии Наук Республики Саха (Якутия), Якутск, Россия

Аннотация

Актуальность. Хотя общепризнанным является тот факт, что воображение в младшем школьном возрасте тесно связано с эмоциональным, личностным и когнитивным развитием ребенка, особенности воображения, и тем более специфика воображения мальчиков и девочек, обучающихся в первом классе, изучены неполно, а посвященные данной теме исследования малочисленны и их результаты противоречивы.

Цель
. Выявить особенности вербального и невербального воображения первоклассников разного пола. Выборка. 259 первоклассников в возрасте от 7,5 до 8,5 лет из г. Москвы и г. Якутска (М возраст = 8,0; SD = 0,31; 48,7% — мальчики).

Методы
. Для оценки воображения первоклассников использовались методика «Дорисовывание фигур», разработанная О.М. Дьяченко, и субтест из батареи тестов на творческое мышление Е.Е. Туник «Использование предметов».

Результаты
. Было выявлено, что при выполнении заданий на вербальное воображение («Использование предметов») мальчики дают значимо больше оригинальных ответов, чем девочки. При выполнении заданий на невербальное воображение («Дорисовывание фигур») девочки получают значимо более высокие оценки по показателям разработанности (степени детализации рисунков) и оригинальности (частоте использования метода включения при создании рисунков) и значимо более низкие — по коэффициенту оригинальности (отличие задумок рисунков ребенка от идей других детей из его класса), чем мальчики. Разные аспекты воображения (вербальное и невербальное) у мальчиков менее связаны, чем у девочек.

Выводы
. Воображение первоклассников разного пола имеет отличительные особенности. Воображение девочек больше проявляется при решении невербальных, образных заданий на воображение, а мальчиков — при решении вербальных.

Литература

Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А. (2024). Развитие воображения у детей пяти-семи лет. Вопросы психологии, (2), 51–63.

Баянова, Л.Ф., Хаматвалеева, Д.Г. (2022). Обзор зарубежных исследований творческого мышления в психологии развития. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 45(2), 51–72. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.03

Белкина, В.Н., Сивкова, М.А. (2017). Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Ярославский педагогический вестник, (2), 95–98.

Богоявленская, Д.Б. (2024). О доминирующих факторах процесса образования. Теоретическая и Экспериментальная Психология, 17(2), 172–180. https://doi.org/10.11621/TEP-24-19

Венгер, Л.А. (1973). Педагогика способностей. Москва: Изд-во «Знание».

Венгер, Л.А. (1986). Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Москва: Изд-во «Педагогика».

Волгуснова, Е.А. (2014). Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, (3), 44–47.

Выготский, Л.С. (1982). Воображение и его развитие в детском возрасте. В кн.: Собрание сочинений в 6 тт. Т. 2. Проблемы общей психологии. Под ред. В.В. Давыдова. Москва: Изд-во «Педагогика».

Гордеева, Т.О. (2022). Мотивация школьников XXI века: практические советы. Методическое пособие. Москва: Изд-во Благотворительного фонда «Вклад в будущее».

Денисенкова, Н.С., Звягинцева, Т.А. (2013). Сопряженность развития воображения и социального статуса дошкольника в группе сверстников. Психологическая наука и образование, 18(1), 77–85.

Донцов, Д.А., Донцова, М.В., Пятаков, Е.О. (2017). Развитие психических познавательных процессов в наиболее восприимчивых возрастах — начиная с дошкольного возраста и заканчивая юностью. Вестник практической психологии образования, 14(3), 94–106.

Дьяченко, О.М. (1996). Развитие воображения дошкольника. Москва: Изд-во Международного образовательного и психологического колледжа.

Дьяченко, О.М. (2007). Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: Изд-во «Мозаика-Синтез».

Запорожец, А.В. (1986). Избранные психологические труды: в 2 тт. Т. 1 Психическое развитие ребенка. Москва: Изд-во «Педагогика».

Зинченко, Ю.П. (2011). Методологические проблемы фундаментальных и прикладных психологических исследований. Национальный психологический журнал, 1(5), 42-49.

Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. (2019). Воображение и творчество: культурно-исторический подход. Психолого-педагогические исследования, 11(1), 1–11. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110101

Морозова, О.В. (2013). Творческое воображение в младшем школьном возрасте. Инновации в науке, (20), 71–77.

Савина, А.А. (2018). Особенности проявления и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, (1), 115–118.

Туник, Е.Е. (2002). Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. Санкт-Петербург: Изд-во «Дидактика Плюс».

Чурбанова, С.М., Корягина, Н.А. (2009). Творческое развитие как психологическая предпосылка успешного обучения младших школьников (экспериментальное исследование). Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», (7), 97–119.

Шиян, О.А., Коротун, Я.Я. (2024). Нарративная практика «Сказки с провокациями» как пространство развития творческого мышления дошкольников. Современное дошкольное образование, 121(1), 19–31. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-19-31

Эльконин, Д.Б. (1978). Психология игры. Москва: Изд-во «Педагогика».

Alfonso-Benlliurea, V., Santos, M.R. (2016). Creativity development trajectories in Elementary Education: Differences in divergent and evaluative skills. Thinking Skills and Creativity, 19(10), 160–174. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2015.11.003

Baer, J., Kaufman, J. (2008). Gender differences in creativity. The Journal of Creative Behavior, 42(2), 75–105.

Gralewski, J., Lebuda, I., Gajda, A., Jankowska, D.M., Wiśniewska, E. (2016). Slumps and jumps: Another look at developmental changes in creative abilities. Creativity. Theories-Research-Applications, 3(1), 152–77. https://doi.org/10.1515/ctra-2016-001

Joukova, E.S., Bogoyavlenskaya, D.B., Artemenkov, S.L. (2023). The Main Characteristics of the Intellectual and Personal Development of Today’s Primary Schoolchildren. New Ideas in Child and Educational Psychology, 1-2(3), 48–67. https://doi.org/10.11621/nicep.2023.0403

Lee, K.H. (2005). The Relationship between creative thinking ability and creative personality of preschoolers. International Education Journal, 6(2), 194–199.

Potur, A., Barkul, O. (2009). Gender and creative thinking in education: A theoretical and experimental overview. ITUAIZ, 6(2), 44–57.
Для цитирования статьи:

Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Семенов, Ю.И.Вербальное и невербальное воображение у мальчиков и девочек в первом классе. // Национальный психологический журнал. 2025. № 3. , 87-99. doi: 10.11621/npj.2025.0307

Скопировано в буфер обмена

Скопировать