ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Взаимосвязь когнитивных способностей и занятий шахматами у детей: обзор исследований

Взаимосвязь когнитивных способностей и занятий шахматами у детей: обзор исследований

Скачать в формате PDF

Поступила: 02.11.2024

Принята к публикации: 05.05.2025

Дата публикации в журнале: 23.06.2025

Ключевые слова: интеллект; регуляторные функции; когнитивные способности; математические способности; занятия шахматами; дошкольники; младшие школьники; обзор исследований

Страницы: 74-86

DOI: 10.11621/npj.2025.0306

Доступно в on-line версии с: 20.06.2025

Для цитирования статьи:

Якушина, А.А., Васюкова, Е.Е., Долгих, А.Г. (2025). Взаимосвязь когнитивных способностей и занятий шахматами у детей: обзор исследований. Национальный психологический журнал, 20(3) , 74-86. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0306

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2025

Якушина Анастасия Александровна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Васюкова Екатерина Евгеньевна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Долгих Александра Георгиевна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Аннотация

Актуальность. Для успешного обучения детей в школе требуется высокий уровень когнитивных способностей. В качестве средства стимулирования когнитивного развития могут выступать занятия шахматами, популярность которых среди детей растет. Исследования взаимосвязи между когнитивными способностями и занятиями шахматами становятся актуальными, особенно в свете рекомендаций по включению шахмат в образовательные программы для детей. Однако результаты таких исследований противоречивы.

Цель
. Целью текущей работы явилась систематизация эмпирических исследований, направленных на изучение взаимосвязи когнитивных способностей и занятий шахматами у детей 5–12 лет.

Методы
. Поиск литературы был проведен с использованием методологии PRISMA. Было найдено 273 англоязычных и 90 русскоязычных публикаций, соответствующих поисковому запросу. В результате скрининга и отбора 18 исследований были включены в дальнейший качественный анализ.

Результаты
. В рамках анализа было выделено два основных направления изучения взаимосвязи между занятиями шахматами и когнитивными способностями у детей — исследование взаимосвязи с общими когнитивными способностями и со специальными когнитивными способностями. Было показано, что дети, посещающие дополнительные занятия шахматами, имеют более высокий уровень интеллекта и зрительно-пространственных способностей. Кроме того, обучение детей шахматам способствует развитию навыков решения математических задач и счета в уме у школьников. Однако был отмечен недостаток исследований взаимосвязи занятий шахматами и регуляторных функций у детей, несмотря на значительную прогностическую ценность данных когнитивных способностей.

Выводы
. Проведенный теоретический обзор, с одной стороны, продемонстрировал значимость занятия шахматами в когнитивном развитии детей, а с другой, позволил наметить перспективы дальнейших исследований в данной области с целью получения достоверных и более однозначных результатов. Материалы статьи могут быть полезны для планирования исследований в области детского развития и психологии образования. 

Литература


Баянова, Л.Ф., Долгих, А.Г., Якушина, А.А. (2023). Роль занятий музыкой в развитии регуляторных функций у детей 6–7 лет. Психолого-педагогические исследования, 15(3), 52–66. https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150304

Богоявленская, Д.Б. (2024). О доминирующих факторах процесса образования. Теоретическая и экспериментальная психология, 17(2), 172–180. https://doi.org/10.11621/TEP-24-19

Божович, Л.И. (2008). Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».

Васенина, С.И., Винокурова, Н.В., Мазуренко, О.В. (2022). Развитие интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Проблемы современного педагогического образования, 75(2), 63–66.

Веракса, А.Н., Гаврилова, М.Н., Каримова, А.И., Солопова, О.В., Якушина, А.А. (2023). Развитие регуляторных функций у дошкольников 4–7 лет: роль продолжительности посещения детского сада. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(4), 64–87. https://doi.org/10.11621/LPJ-23-39

Глухова, О.В., Воликова, С.В., Зарецкий, Ю.В., Зарецкий, В.К. (2022). Результаты лонгитюдного диагностического исследования по проекту «Шахматы для общего развития». Консультативная психология и психотерапия, 30(4), 49–75.

Гордеева, Т.О., Сычев, О.А., Лункина, М.В. (2019). Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы. Психологическая наука и образование, 24(3), 32–42. https://doi.org/10.17759/pse.2019240303

Денисенкова, Н.С. (2020). Исследование учебной мотивации первоклассников в различных образовательных средах. Психологическая наука и образование, 25(1), 5–15. https://doi.org/10.17759/pse.2020250101

Зарецкий, В.К., Холмогорова, А.Б. (2020). Связь образования, развития и здоровья с позиций культурно-исторической психологии. Культурно-историческая психология, 16(2), 89–106.

Зинченко, Ю.П. (2011). Методологические проблемы фундаментальных и прикладных психологических исследований. Национальный психологический журнал, 1(5), 42-49.

Карабанова, О.А. (2022). Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой. Национальный психологический журнал, 3, 60–68. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0308

Комарова, И.И., Тищенко, А.С. (2023). Мир дошкольного образования в XXI веке. Современное дошкольное образование, 2(116), 16–33. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-2116-16-33

Моросанова, В.И., Бондаренко, И.Н., Потанина, А.М., Ишмуратова, Ю.А. (2021). Осознанная саморегуляция в системе предикторов успешности по русскому языку в школе (общая модель и ее модификации). Национальный психологический журнал, 3(43), 15–30. https://doi.org/10.11621/npj.2021.0302

Панов, В.И. (2014). Одаренность: от парадоксов к развитию субъектности. Известия Московского государственного технического университета МАМИ, 5(4(22)), 129–137.

Поставнев, В.М., Поставнева, И.С., Двойнин, А.М., Романова, М.А. (2020). Общие и частные когнитивные способности как предикторы академической успешности ребенка на ранних этапах образования. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология, 4(54), 64–73.

Проект, Ю.Л., Спасская, Е.Б., Иванушкина, Н.О., Бочарова, О.С. (2024). Оценка влияния использования мобильных устройств на образовательные результаты школьников: метаанализ второго порядка. Российский психологический журнал, 21(2), 35–59. https://doi.org/10.21702/rpj.2024.2.3

Садковкин, А.А. (2023). Особенности психолого-педагогической подготовки спортсменов от 6 до 10 лет в рамках групповых занятий по шахматам. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 11-2(86), 249–251.

Aciego, R., Garcia, L., Betancourt, M. (2012). The benefits of chess for the intellectual and social-emotional enrichment in schoolchildren. The Spanish Journal of Psychology, 15, 551–559. https://doi.org/10.5209/rev_SJOP.2012.v15.n2.38866

Ackerman, P.L. (2014). Nonsense, common sense, and science of expert performance: Talent and individual differences. Intelligence, 45, 6–17. https://doi.org/10.1016/j.intell.2013.04.009

Addarii, F., Ciracò, E., Polo, K., Neri, E. (2022). Chess at school, executive functions and pandemic: an exploratory study. QUADERNI ACP, 29(4), 153–156. https://doi.org/10.53141/QACP.2022.153-156 

Barkley, R.A. (2001). The executive functions and self-regulation: An evolutionary neuropsychological perspective. Neuropsychology Review, 11(1), 1–29. https://doi.org/10.1023/A:1009085417776

Barrett, D., Fish, W. (2011). Our move: using chess to improve math achievement for students who receive special education services. International Journal of Special Education, 26, 181–193.

Bart, W.M. (2014). On the effect of chess training on scholastic achievement. Frontiers in Psychology, 5, 762. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.00762

Bilalić, M., McLeod, P., Gobet, F. (2007). Personality profiles of young chess players. Personality and Individual Differences, 42, 901–910. https://doi.org/10.1016/j.paid.2006.08.025

Bilalić, M., McLeod, P., Gobet, F. (2009). Specialization effect and its influence on memory and problem solving in expert chess players. Cognitive Science, 33(6), 1117–1143. https://doi.org/10.1111/j.1551-6709.2009.01030.x

Binet, A. (1894). La psychologie des grandscalculateurset des jouersd’echecs. Paris: Hachette Publ.

Bukhalenkova, D.A., Chichinina, E.A., Almazova, O.V. (2023). How Does Joint Media Engagement Affect the Development of Executive Functions in 5 to 7 year-old Children? Psychology in Russia: State of the Art, 16(4), 109–127. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0407

Burgoyne, A.P., Sala, G., Gobet, F., Macnamara, B.N., Campitelli, G., Hambrick, D.Z. (2016). The Relationship between Cognitive Ability and Chess Skill: A Comprehensive Meta-Analysis. Intelligence, 59, 72–83. https://doi.org/10.1016/j.intell.2016.08.002

Campitelli, G., Gobet, F. (2011). Deliberate practice necessary but not sufficient. Current Directions in Psychological Science, 20, 280–285. https://doi.org/10.1177/0963721411421922

Chichinina, E., Bukhalenkova, D., Tvardovskaya, A., Semyonov, Y., Gavrilova, M., Almazova, O. (2022). The Relationship between Executive Functions and Dance Classes in Preschool Age Children. Education Sciences, 12, 788. https://doi.org/10.3390/educsci12110788

Cortés Pascual, A., Moyano Muñoz, N., Quilez Robres, A. (2019). The relationship between executive functions and academic performance in primary education: review and meta-analysis. Frontiers in Psychology, 10, 1582. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01582

de Bruin, A.B.H., Kok, E.M., Leppink, J., Camp, G. (2014). Practice, intelligence, and enjoyment in novice chess players: A prospective study at the earliest stage of a chess career. Intelligence, 45, 18–25. https://doi.org/10.1016/j.intell.2013.07.004

de Groot, A.D. (1978). Thought and choice in chess (2nd ed.). The Hague: Mouton Publishers.

Diamond, A. (2013). Executive functions. Annual Review of Psychology, 64, 135–168. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750

Ferreira, D., Palhares, P. (2008). Chess and problem-solving involving patterns. The Montana Mathematics Enthusiast, 5, 249–256. https://doi.org/10.54870/1551-3440.1105

Frydman, M., Lynn, R. (1992). The general intelligence and spatial abilities of gifted young Belgian chess players. British Journal of Psychology, 83, 233–235. https://doi.org/10.1111/j.2044-8295.1992.tb02437.x

Gao, Q., Chen, W., Wang, Z., Lin, D. (2019). Secret of the Masters: Young Chess Players Show Advanced Visual Perspective Taking. Frontiers in Psychology, 10, 2407. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02407

Gliga, F., Flesner, P. (2014). Cognitive Benefits of Chess Training in Novice Children. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 116, 962–967. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.328

Glukhova, O.V. (2017). The Need for Chess in School and Its Role in the Dynamics of Child Development. Revue Internationale Du CRIRES: Innover Dans La Tradition De Vygotsky, 4(1), 161–168.

Harris, J.A. (2004). Measured intelligence, achievement, openness to experience, and creativity. Personality and Individual Differences, 36, 913–929. https://doi.org/10.1016/s0191-8869(03)00161-2

Hong, S., Bart, W.M. (2007). Cognitive effects of chess instruction on students at risk for academic failure. International Journal of Special Education, 22(3), 89–96. Horgan, D.D. (1988). Where experts come from. Washington: ERIC Publ.

Horgan, D.D., Morgan, D. (1990). Chess expertise in children. Applied Cognitive Psychology, 4, 109–128. https://doi.org/10.1002/ACP.2350040204

Joseph, E., Easvaradoss, V., Solomon, N.J. (2016). Impact of Chess Training on Academic Performance of Rural Indian School Children. Open Journal of Social Sciences, 4, 20–24. https://10.4236/jss.2016.42004

Kazemi, F. (2022). The Effect of Chess Instruction on Mathematics Motivational Strategies for Learning and Error Model of Students’ Problem Solving Based on Newman Model. Journal of Algebraic Statistics, 13(2), 2698–2716.

Kazemi, F., Yektayar, M., Abad, A.M.B. (2012). Investigation The Impact of Chess Play on Developing Meta-Cognitive Ability and Math Problem-Solving Power of Students at Different Levels of Education. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 32, 372–379. https://10.1016/j.sbspro.2012.01.056

Khosrorad, R., Kouhbanani, S.S., Sani, A.R. (2014). Chess Training for Improving Executive Functions and Mathematics Performance of Students with Mathematics Disorders. International Journal of Educational Investigations, 1(1), 283–295.

Kovyazina, M., Oschepkova, E., Airapetyan, Z., Ivanova, M., Dedyukina, M., Gavrilova, M. (2021). Executive Functions’ Impact on Vocabulary and Verbal Fluency among Mono- and Bilingual Preschool-Aged Children. Psychology in Russia: State of the Art, 14(4), 65–77. https://10.11621/pir.2021.0405

Li, K., Jiang, J., Qiu, L., Yang, X., Huang, X., Lui, S., Gong, Q. (2015). A multimodal MRI dataset of professional chess players. Scientific Data, 2, 150044. https://10.1038/sdata.2015.44

Miyake, A., Friedman, N.P., Emerson, M.J., Witzki, A.H., Howerter, A., Wager, T.D. (2000). The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: a latent variable analysis. Cognitive Psychology, 41, 49–100. https://10.1006/cogp.1999.0734

Moriguchi, Y. (2014). The early development of executive function and its relation to social interaction: a brief review. Frontiers in Psychology, 5, 388. https://10.3389/fpsyg.2014.00388

Nanu, C.C., Coman, C., Bularca, M.C., Meseșan-Schmitz, L., Gotea, M., Atudorei, I., Turcu, I., Negrila, I. (2023). The role of chess in the development of children-parents’ perspectives. Frontiers in Psychology, 14, 1210917. https://10.3389/fpsyg.2023.1210917

Ramos, L., Arán, V., Krumm, G. (2018). Funciones ejecutivas y práctica de ajedrez: un estudio en niños escolarizados. Psicogente, 21(39), 25–34. https://10.17081/psico.21.39.2794

Root, A.W. (2006). Children and chess: A guide for educators. Westport: Teacher Ideas Press.

Rosholm, M., Mikkelsen, M.B., Gumede, K. (2017). Your move: The effect of chess on mathematics test scores. PLoS ONE, 12(5), e0177257. https://10.1371/journal.pone.0177257

Sala, G., Burgoyne, A.P., Macnamara, B.N., Hambrick, D.Z., Campitelli, G., Gobet, F. (2017). Checking the “Academic Selection” argument Chess players outperform non-chess players in cognitive skills related to intelligence: A meta-analysis. Intelligence, 61, 130–139. https://10.1016/j.intell.2017.01.013

Sala, G., Gobet, F. (2016). Do the benefits of chess instruction transfer to academic and cognitive skills? A meta-analysis. Educational Research Review, 18, 46–57. https://10.1016/j.edurev.2016.02.002

Sala, G., Gobet, F.R. (2017). Does chess instruction improve mathematical problem-solving ability? Two experimental studies with an active control group. Learning & Behavior, 45, 414–421.

Sigirtmac, A.D. (2012). Does chess training affect conceptual development of six-year-old children in Turkey? Early Child Development and Care, 182(6), 797–806. https://10.1080/03004430.2011.582951

Simon, H.A., Chase, W.G. (1973). Skill in chess. American Scientist, 61(4), 394–403.

Stegariu, V.I., Abalasei, B.A., Stoica, M.A. (2022). Study on the Correlation between Intelligence and Body Schema in Children Who Practice Chess at School. Children, 9(4), 477. https://10.3390/children9040477

Trinchero, R., Sala, G. (2016). Can chess training improve Pisa scores in Mathematics? An experiment in Italian primary schools. Eurasia Journal of Mathematics, Science & Technology Education, 12, 655–668.

Unterrainer, J.M., Kaller, C.P., Halsband, U., Rahm, B. (2006). Planning abilities and chess: A comparison of chess and non-chess players on the tower of London task. British Journal of Psychology, 97(3), 299–311. https://10.1348/000712605X71407

Unterrainer, J.M., Kaller, C.P., Leonhart, R., Rahm, B. (2011). Revising superior planning performance in chess players: The impact of time restriction and motivation aspects. American Journal of Psychology, 124(2), 213–225. https://10.5406/amerjpsyc.124.2.0213
Для цитирования статьи:

Якушина, А.А., Васюкова, Е.Е., Долгих, А.Г.Взаимосвязь когнитивных способностей и занятий шахматами у детей: обзор исследований. // Национальный психологический журнал. 2025. № 3. , 74-86. doi: 10.11621/npj.2025.0306

Скопировано в буфер обмена

Скопировать