Соколова Мария СергеевнаФедеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Аннотация
Актуальность. Просмотр мультфильмов занимает одно из ведущих мест в досуге дошкольников. При этом наблюдается дефицит исследований по восприятию детьми данного вида искусства. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость более глубокого изучения этого вопроса и анализ смыслового восприятия мультфильмов в дошкольном возрасте.
Цель. Работа направлена на выявление особенностей формулирования дошкольниками основной идеи мультфильма.
Выборка. В исследовании приняло участие 60 детей в возрасте от 60 месяцев до 86 месяцев (М возраст = 72,3, SD = 7,63): 30 мальчиков (М возраст = 73,3, SD = 7,94) и 30 девочек (М возраст = 71,3, SD = 7,31), посещающих детские сады, работающие по общеобразовательным программам.
Методы. В исследовании использовалось глубинное полуструктурированное интервью с открытыми вопросами. В качестве материала исследования использовался мультипликационный фильм «Старая игрушка» (1971 г., хронометраж: 9:42). Автор сценария В. Ливанов, режиссер-постановщик В. Самсонов.
Результаты. 1. Ответы детей свидетельствуют, что обоснование эмоционального переживания после просмотра фильма основано на содействии героям либо отраженной реакции на действия другого героя. 2. Реальной опорой при выборе дошкольниками понравившегося эпизода являются те эмоциональные переживания, которые ребенок испытывает во время просмотра фильма. 3. Определяя главного героя, дети склонны подчеркивать либо его место в киноповествовании, либо его функцию в развитии сюжета, либо ту эмоциональную доминанту, которая оказывается связана с персонажем при восприятии фильма.
Выводы. Использование в мультфильме приема включения темы детской игры в ткань художественного произведения
существенно влияет на содержательные особенности проживания ребенком-зрителем морально-этического конфликта
фильма. Ответы детей позволили зафиксировать сложные переживания, которые связаны у дошкольников с включением в художественное киноповествование как их обыденной реальности, так и игровой. При этом, если вопросы перед
ребенком ставятся относительно конкретных персонажей (событий) или обращаются к личным переживаниям ребенка,
то ответы многих дошкольников свидетельствуют о достаточно глубоком проникновении в смыслы художественного
произведения.
Бахтин, М.М. (2000). Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике. В кн.: Эпос и роман. (С. 11–194). Санкт-Петербург: Изд-во «Азбука».
Выготский, Л.С. (1991). Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителя. Москва: Изд-во «Просвещение».
Выготский, Л.С. (2004). Психология развития ребенка. Москва: Изд-во «Эксмо».
Запорожец, А.В. (1949). Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. В кн.: Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию (7–14 апреля, 1948 г.). Москва: Изд-во «Учпедгиз».
Запорожец, А.В. (1986). Избранные психологические труды: в 2 тт. Т. 1. Психическое развитие ребенка. Москва: Изд-во «Педагогика».
Иванов, В.В. (1976). Очерки по истории семиотики в СССР. Москва: Изд-во «Наука».
Кнебель, М.О., Лурия, А.Р. (1974). Пути и средства кодирования смысла. Вопросы психологии, (4), 77–83.
Кудина, Г.Н., Новлянская, З.Н. (1996). Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла». Психологическая наука и образование, 1(4), 40–44.
Лотман, Ю.М. (1973). Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Изд-во «Ээсти Раамат».
Собкин, В.С. (2006). Мультфильм как средство социально-психологического анализа морально-нравственного развития ребенка (по материалам исследований 1985–2006 гг.). В кн.: Социология дошкольного воспитания: труды по социологии образования. Т. II. Вып. XIX. (С. 73–101). Москва: Изд-во Центра Социологии образования РАО.
Собкин, В.С. (2014). Опыт социально-психологического анализа понимания морально-нравственного конфликта мультфильма. Культурно-историческая психология, 10(3), 12–26.
Собкин, В.С. (1975). К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в общении. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга (тезисы докладов). (С. 34–39). Краснодар: Изд-во КубГУ.
Собкин, В.С. (1989). Возрастные особенности киновосприятия фильма и современные проблемы кинообразования школьников. В кн.: Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла. (С. 83–101). Москва: Изд-во Академии педагогических наук СССР.
Собкин, В.С. Скобельцина, К.Н. (2014). Представления родителей о мультипликационных предпочтениях детей дошкольников. Культурно-историческая психология, 10(4), 37–46.
Собкин, В.С., Маркина, О.С. (2010). Фильм «Чучело» глазами современных школьников. В кн.: Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXV. (С. 73–101). Москва: Изд-во Института социологии образования РАО.
Собкин, В.С., Рябкова, И.А., Антуфьева, Н.Е. (2024a). Отношение к персонажам мультфильма у старших дошкольников в зависимости от идентификации детей с основными героями. Национальный психологический журнал, 19(4), 11–25. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0401
Собкин, В.С., Рябкова, И.А., Антуфьева, Н.Е. (2024b). Особенности отношения дошкольников 5 и 6 лет к персонажам мультфильма. Культурно-историческая психология, 20(4), 68–77. https://doi.org/10.17759/chp.2024200408
Успенский, Б.А. (1970). Поэтика композиции. Москва: Изд-во «Искусство».
Фрейд, А. (1993). Психология Я и защитные механизмы. Москва: Изд-во «Педагогика-Пресс».
Эйзенштейн, С.М. (1964). Избранные произведения: в 6 тт. Т. 2. Вертикальный монтаж. Москва: Изд-во «Искусство».
Эльконин, Д.Б. (1978). Психология игры. Москва: Изд-во «Педагогика».
Bjorkqvist, K., Lagerspetz, K. (1985). Children’s experience of three types of cartoons at two age levels. International Journal of Psychology, 20(1), 77–93. https://doi.org/10.1002/j.1464-066X.1985.tb00015.x
Demir, K., Şişman, N.Y. (2021). Watching television and being affected by television according to the opinions of parents of children between the ages of three and six. Journal of Human Sciences, 18(3), 349–363. https://doi.org/10.14687/jhs.v18i3.6048
Sobkin, V.S., Ryabkova, I.A., Antfueva, N.E. (2024). Connection of features of identification with cartoon characters with the understanding of emotions in older preschoolers. Media Education (Mediaobrazovanie), 20(4), 668–680. https://doi.org/10.13187/me.2024.4.668
Zaporozhets, A.V. (1941). Features of the development of perception processes. Scientific Notes of HDSH. Kharkov, I, 181–191.