Гаврилова, М.Н., Сурилова, И.У., Сухих, В.Л.
(2025). «Школа — это сложно даже по игре»: хотят ли современные дети 4–7 лет играть в школу?. Национальный психологический журнал, 20(3)
, 42-58.
https://doi.org/10.11621/npj.2025.0304
Актуальность. Наиболее активное исследование игры велось в советский период в контексте иной социальной и культурной реальности и, вероятно, в каких-то аспектах теория игры, разработанная в русле культурно-исторического подхода, требует обновлений. Выявление качественных и количественных закономерностей в желании или нежелании дошкольников играть в школу может быть полезно как для построения практической работы с детьми, так и для уточнения научных представлений о современной игре и совершенствовании методологии последующих исследовательских работ в этой области.
Цель. Исследование было направлено, во-первых, на определение роли возраста, пола, саморегуляции и предпочитаемых ребенком игрушек в вероятности его желания играть в школу и, во-вторых, на составление насыщенного описания ключевых тем, звучащих в обосновании детьми желания или нежелания играть в школу, на основе детских высказываний.
Выборка. В исследовании приняли участие 178 воспитанников средних и подготовительных групп детских садов, расположенных в спальных районах г. Москвы. На момент прохождения исследования возраст детей составлял от 4 до 7 полных лет (M = 5,55, SD = 0,78). Общее соотношение количества девочек и мальчиков в выборке было приближенным к равному (106 мальчиков и 118 девочек).
Методы. В исследовании реализованы индивидуальная диагностика основных компонентов саморегуляции, а также экспериментальные процедуры для изучения детских предпочтений при выборе игрушек.
Результаты. Выявлена позитивная статистически значимая связь между предпочтением ребенком высокореалистичных
игрушек и желанием играть в школу. Показано, что вероятность интереса к игре в школу на 36% выше у девочек по
сравнению с мальчиками. Предположения о возрастании интереса к игре в школу по мере приближения к школьному
возрасту и при более совершенном развитии саморегуляции не подтвердились. В результате тематического анализа
детских высказываний показано, что за желанием играть в школу чаще всего находился интерес детей к учебной деятельности, позитивное отношение к школе и удачные характеристики игрушки; а за нежеланием — необходимость
прикладывать усилия в игре, опасение собственного неуспеха и неудовлетворение предпочтений ребенка в отношении
игрушки или предполагаемого ей вида игры.
Выводы. Выявленные закономерности и темы, звучащие в детских ответах, могут быть полезны в педагогической работе
с детьми и создании условий для сюжетно-ролевой игры в детском саду, а также для совершенствования методологии
последующих исследовательских работ в этой области.
Ахметшина, И.А., Балакирева, Н.А., Зеленкова, Т.В. (2021). Проблема дезадаптации выпускников детского сада при переходе в школу. Проблемы современного педагогического образования, (71–1), 268–272.
Бобкова, Е.А., Рощина, Я.М. (2024). Как российские дошкольники проводят свое свободное время. Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMSHSE), (14), 130–149. URL: https://www.hse.ru/rlms/vestnik#vestnik14 (дата обращения: 28.03.2025).
Божович, Л.И. (1972). Проблема развития мотивационной сферы ребенка. В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. (С. 7–44). Москва: Изд-во «Педагогика».
Божович, Л.И., Морозова, Н.Г., Славина, Л.С. (2008). Развитие мотивов учения у советских школьников. Психология в вузе: Научно-методический журнал, (5), 36–120.
Гиртц, К. (2006). «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры. В кн.: Антология исследований культуры: интерпретации культуры. Под ред. Л.А. Мостова. (С. 171–200). Санкт-Петербург: Изд-во «Университетская книга».
Гуткина, Н.И. (2007). Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование). Культурно-историческая психология, 3(2), 62–74.
Запорожец, А.В. (1986). Избранные психологические труды: в 2 тт. Т. 1. Психическое развитие ребенка. Москва: Изд-во «Педагогика». URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=26481 (дата обращения: 28.03.2025).
Медведева, Е.И., Крошилин, С.В. (2021). Современное детство и социально-экономические вызовы. Уровень жизни населения регионов России, 17(3), 358–371. https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.3.6
Росстат. (2025). Демография. Численность и состав населения (витрины). Демографический прогноз до 2035 года. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 28.03.2025).
Славина, Л.С. (1948). О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте. Известия АПН РСФСР, (14), 11–29.
Трифонова, Е.В. (2022). Детская игра с позиций культурно-исторической психологии: подмена, утрата и воссоздание идеальной формы деятельности в образовательном пространстве. Культурно-историческая психология, 18(3), 5–12.
Филипова, А.Г., Толвайшис, Л., Ракитина, Н.Э. (2022). Пространственный взгляд на детство: о географии детства, субъектности ребенка и трендах социологической науки. Вестник Томского государственного университета, (475), 93–99. https:// doi.org/10.17223/15617793/475/12
Хорошилов, Д.А., Мельникова, О.Т. (2020). Метод тематического анализа в изучении представлений о женском лидерстве. Организационная психология, 10(3), 85–99.
Юдина, Т.А. (2008). Проблема психологической готовности к школе в работах Л.И. Божович. В сб.: Современные проблемы психологии личности: теория и практика. Материалы Международ. науч.-практич. конф., посвящённой 100-летию со дня рождения Л.И. Божович (28–29 октября, 2008 г.). Москва: Изд-во ФНЦ ПМИ. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/
bozhovich/contents/30164 (дата обращения: 28.03.2025).
Amukune, S., Józsa, G., Józsa, K. (2023). Comparison of executive functions in school readiness of Hungarian and Kenyan preschoolers. International Journal of Early Childhood, 55(2), 205–222. https://doi.org/10.1007/s13158-022-00331-0
Barnett, S., Yarosz, D., Thomas, J., Hornbeck, A., Berk, L.E., Meyers, A.B., Veresov, N., Barrs, M., Fleer, M., Walker, S., Harrison, L., Garon, N., Bryson, S.E., Smith, I.M. (2017). Conceptual play: foregrounding imagination and cognitive processes in early childhood education. Fourth Nordic Conference on Cultural and Activity Research, 44(1), 1–6. https://doi.org/10.2304/ciec.2011.12.3.224
Fleer, M. (2022). How conceptual play worlds create different conditions for children’s development across varying cultural age stages: an overview of programmatic research.New Ideas in Child and Educational Psychology, 2(1–2), 3–29. https://doi.org/10.11621/nicep.2022.0201
Fleer, M., Veresov, N., Walker, S. (2019). Playworlds and executive functions in children: theorizing with cultural-historical analytic concepts. Integrative Psychological and Behavioral Science, 54(1), 124–141. https://doi.org/10.1007/s12124-019-09495-2
Gavrilova, M.N., Sukhikh, V.L., Veresov, N.N. (2023). Toy preferences among 3-to-4-year-old children: the impact of socio-demographic factors and developmental characteristics. Psychology in Russia: State of the Art, 16(2), 72–84. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0206
Jacobson, L.A., Williford, A.P., Pianta, R.C. (2011). The role of executive function in children’s competent adjustment to middle school. Child Neuropsychology, 17(3), 255–280. https://doi.org/10.1080/09297049.2010.535654
Larrain, A., Haye, A. (2020). The dialogical and political nature of emotions: a reading of Vygotsky’s The Psychology of Art. Theory and Psychology, 30(6), 800–812. https://doi.org/10.1177/0959354320955235
Ryabkova, I.A., Sheina, E.G. (2023). On the play of a child and an actor: to the question of the transformations in experience.National Psychological Journal, 3(51), 137–146. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0313
Ryabkova, I.A., Smirnova, E.O., Sheina, E.G. (2019). Age specifics of role-playing with play tools in preschool children. Psychological Science and Education, 24(5), 5–15. https://doi.org/10.17759/pse.2019240501
Veraksa, N.E. (2022). Dialectical structure of preschool play. National Psychological Journal, 3(47), 4–12. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0302
Veresov, N. (2006). Leading activity in developmental psychology: concept and principle. Journal of Russian & East European Psychology, 44(5), 7–25. https://doi.org/10.2753/rpo1061-0405440501
Для цитирования статьи:
Гаврилова, М.Н., Сурилова, И.У., Сухих, В.Л.«Школа — это сложно даже по игре»: хотят ли современные дети 4–7 лет играть в школу?. // Национальный психологический журнал. 2025. № 3. , 42-58. doi: 10.11621/npj.2025.0304