ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
«Школа — это сложно даже по игре»: хотят ли современные дети 4–7 лет играть в школу?

«Школа — это сложно даже по игре»: хотят ли современные дети 4–7 лет играть в школу?

Скачать в формате PDF

Поступила: 17.01.2025

Принята к публикации: 10.03.2025

Дата публикации в журнале: 23.06.2025

Ключевые слова: дошкольный возраст; культурно-исторический подход; игра; предпочтение игрушек; саморегуляция; тематический анализ

Страницы: 42-58

DOI: 10.11621/npj.2025.0304

Доступно в on-line версии с: 20.06.2025

Для цитирования статьи:

Гаврилова, М.Н., Сурилова, И.У., Сухих, В.Л. (2025). «Школа — это сложно даже по игре»: хотят ли современные дети 4–7 лет играть в школу?. Национальный психологический журнал, 20(3) , 42-58. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0304

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2025

Гаврилова Маргарита Николаевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Сурилова Ирина Увадовна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Сухих Вера Леонидовна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. Наиболее активное исследование игры велось в советский период в контексте иной социальной и культурной реальности и, вероятно, в каких-то аспектах теория игры, разработанная в русле культурно-исторического подхода, требует обновлений. Выявление качественных и количественных закономерностей в желании или нежелании дошкольников играть в школу может быть полезно как для построения практической работы с детьми, так и для уточнения научных представлений о современной игре и совершенствовании методологии последующих исследовательских работ в этой области.

Цель
. Исследование было направлено, во-первых, на определение роли возраста, пола, саморегуляции и предпочитаемых ребенком игрушек в вероятности его желания играть в школу и, во-вторых, на составление насыщенного описания ключевых тем, звучащих в обосновании детьми желания или нежелания играть в школу, на основе детских высказываний.

Выборка
. В исследовании приняли участие 178 воспитанников средних и подготовительных групп детских садов, расположенных в спальных районах г. Москвы. На момент прохождения исследования возраст детей составлял от 4 до 7 полных лет (M = 5,55, SD = 0,78). Общее соотношение количества девочек и мальчиков в выборке было приближенным к равному (106 мальчиков и 118 девочек).

Методы
. В исследовании реализованы индивидуальная диагностика основных компонентов саморегуляции, а также экспериментальные процедуры для изучения детских предпочтений при выборе игрушек.

Результаты
. Выявлена позитивная статистически значимая связь между предпочтением ребенком высокореалистичных игрушек и желанием играть в школу. Показано, что вероятность интереса к игре в школу на 36% выше у девочек по сравнению с мальчиками. Предположения о возрастании интереса к игре в школу по мере приближения к школьному возрасту и при более совершенном развитии саморегуляции не подтвердились. В результате тематического анализа детских высказываний показано, что за желанием играть в школу чаще всего находился интерес детей к учебной деятельности, позитивное отношение к школе и удачные характеристики игрушки; а за нежеланием — необходимость прикладывать усилия в игре, опасение собственного неуспеха и неудовлетворение предпочтений ребенка в отношении игрушки или предполагаемого ей вида игры. Выводы. Выявленные закономерности и темы, звучащие в детских ответах, могут быть полезны в педагогической работе с детьми и создании условий для сюжетно-ролевой игры в детском саду, а также для совершенствования методологии последующих исследовательских работ в этой области.

Литература

Ахметшина, И.А., Балакирева, Н.А., Зеленкова, Т.В. (2021). Проблема дезадаптации выпускников детского сада при переходе в школу. Проблемы современного педагогического образования, (71–1), 268–272.

Бобкова, Е.А., Рощина, Я.М. (2024). Как российские дошкольники проводят свое свободное время. Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMSHSE), (14), 130–149. URL: https://www.hse.ru/rlms/vestnik#vestnik14 (дата обращения: 28.03.2025).

Божович, Л.И. (1972). Проблема развития мотивационной сферы ребенка. В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. (С. 7–44). Москва: Изд-во «Педагогика».

Божович, Л.И., Морозова, Н.Г., Славина, Л.С. (2008). Развитие мотивов учения у советских школьников. Психология в вузе: Научно-методический журнал, (5), 36–120.

Гиртц, К. (2006). «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры. В кн.: Антология исследований культуры: интерпретации культуры. Под ред. Л.А. Мостова. (С. 171–200). Санкт-Петербург: Изд-во «Университетская книга».

Гуткина, Н.И. (2007). Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование). Культурно-историческая психология, 3(2), 62–74.

Запорожец, А.В. (1986). Избранные психологические труды: в 2 тт. Т. 1. Психическое развитие ребенка. Москва: Изд-во «Педагогика». URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=26481 (дата обращения: 28.03.2025).

Запорожец, А.В. (2000). Психология действия: избранные психологические труды. Москва: Изд-во Московского психолого-социального института; Изд-во НПО «МОДЭК».

Медведева, Е.И., Крошилин, С.В. (2021). Современное детство и социально-экономические вызовы. Уровень жизни населения регионов России, 17(3), 358–371. https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.3.6

Росстат. (2025). Демография. Численность и состав населения (витрины). Демографический прогноз до 2035 года. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 28.03.2025).

Славина, Л.С. (1948). О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте. Известия АПН РСФСР, (14), 11–29.

Трифонова, Е.В. (2022). Детская игра с позиций культурно-исторической психологии: подмена, утрата и воссоздание идеальной формы деятельности в образовательном пространстве. Культурно-историческая психология, 18(3), 5–12.

Филипова, А.Г., Толвайшис, Л., Ракитина, Н.Э. (2022). Пространственный взгляд на детство: о географии детства, субъектности ребенка и трендах социологической науки. Вестник Томского государственного университета, (475), 93–99. https:// doi.org/10.17223/15617793/475/12

Хорошилов, Д.А., Мельникова, О.Т. (2020). Метод тематического анализа в изучении представлений о женском лидерстве. Организационная психология, 10(3), 85–99.

Юдина, Т.А. (2008). Проблема психологической готовности к школе в работах Л.И. Божович. В сб.: Современные проблемы психологии личности: теория и практика. Материалы Международ. науч.-практич. конф., посвящённой 100-летию со дня рождения Л.И. Божович (28–29 октября, 2008 г.). Москва: Изд-во ФНЦ ПМИ. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/ bozhovich/contents/30164 (дата обращения: 28.03.2025).

Amukune, S., Józsa, G., Józsa, K. (2023). Comparison of executive functions in school readiness of Hungarian and Kenyan preschoolers. International Journal of Early Childhood, 55(2), 205–222. https://doi.org/10.1007/s13158-022-00331-0

Barnett, S., Yarosz, D., Thomas, J., Hornbeck, A., Berk, L.E., Meyers, A.B., Veresov, N., Barrs, M., Fleer, M., Walker, S., Harrison, L., Garon, N., Bryson, S.E., Smith, I.M. (2017). Conceptual play: foregrounding imagination and cognitive processes in early childhood education. Fourth Nordic Conference on Cultural and Activity Research, 44(1), 1–6. https://doi.org/10.2304/ciec.2011.12.3.224

Fleer, M. (2022). How conceptual play worlds create different conditions for children’s development across varying cultural age stages: an overview of programmatic research.New Ideas in Child and Educational Psychology, 2(1–2), 3–29. https://doi.org/10.11621/nicep.2022.0201

Fleer, M., Veresov, N., Walker, S. (2019). Playworlds and executive functions in children: theorizing with cultural-historical analytic concepts. Integrative Psychological and Behavioral Science, 54(1), 124–141. https://doi.org/10.1007/s12124-019-09495-2 

Gavrilova, M.N., Sukhikh, V.L., Veresov, N.N. (2023). Toy preferences among 3-to-4-year-old children: the impact of socio-demographic factors and developmental characteristics. Psychology in Russia: State of the Art, 16(2), 72–84. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0206

Jacobson, L.A., Williford, A.P., Pianta, R.C. (2011). The role of executive function in children’s competent adjustment to middle school. Child Neuropsychology, 17(3), 255–280. https://doi.org/10.1080/09297049.2010.535654

Larrain, A., Haye, A. (2020). The dialogical and political nature of emotions: a reading of Vygotsky’s The Psychology of Art. Theory and Psychology, 30(6), 800–812. https://doi.org/10.1177/0959354320955235

Ryabkova, I.A., Sheina, E.G. (2023). On the play of a child and an actor: to the question of the transformations in experience.National Psychological Journal, 3(51), 137–146. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0313

Ryabkova, I.A., Smirnova, E.O., Sheina, E.G. (2019). Age specifics of role-playing with play tools in preschool children. Psychological Science and Education, 24(5), 5–15. https://doi.org/10.17759/pse.2019240501

Veraksa, N.E. (2022). Dialectical structure of preschool play. National Psychological Journal, 3(47), 4–12. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0302

Veresov, N. (2006). Leading activity in developmental psychology: concept and principle. Journal of Russian & East European Psychology, 44(5), 7–25. https://doi.org/10.2753/rpo1061-0405440501
Для цитирования статьи:

Гаврилова, М.Н., Сурилова, И.У., Сухих, В.Л.«Школа — это сложно даже по игре»: хотят ли современные дети 4–7 лет играть в школу?. // Национальный психологический журнал. 2025. № 3. , 42-58. doi: 10.11621/npj.2025.0304

Скопировано в буфер обмена

Скопировать