ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Островок амплификации в океане акселерации

Островок амплификации в океане акселерации

Скачать в формате PDF

Поступила: 14.04.2025

Принята к публикации: 03.06.2025

Дата публикации в журнале: 23.06.2025

Ключевые слова: амплификация; акселерация; дошкольное образование; культурно-исторический подход; произвольность поведения; саморегуляция; сюжетно-ролевая игра

Страницы: 29-41

DOI: 10.11621/npj.2025.0303

Доступно в on-line версии с: 20.06.2025

Для цитирования статьи:

Бодрова, Е.В., Леонг, Д.Дж. (2025). Островок амплификации в океане акселерации. Национальный психологический журнал, 20(3) , 29-41. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0303

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2025

Бодрова Елена Вячеславовна Компания “Tools of the Mind”

Леонг Дебора Джейн Компания “Tools of the Mind”

Аннотация

Актуальность. Идея амплификации детского развития как центрального направления дошкольного образования, впервые предложенная А.В. Запорожцем, является логическим продолжением концепции зоны ближайшего развития и принципа обучения, ведущего за собой развитие, сформулированного Л.С. Выготским. В то время как принцип амплификации успешно применяется при разработке образовательных программ для дошкольных учреждений в России, он все еще остается новым для западных педагогов, работающих в культурно-исторической парадигме.

Цель
. Продемонстрировать значимость идеи амплификации для системы дошкольного образования в США на примере ее практической реализации в рамках инновационной образовательной программы “Tools of the Mind”.

Методы
. Теоретический анализ и сравнение подходов и методов образовательных практик, направленных на психологическое развитие детей дошкольного возраста в США.

Результаты
. В качестве альтернативы доминирующему подходу, ориентированному на ускоренное овладение навыками чтения и письма за счет переноса методик начального школьного обучения в дошкольную среду, предлагается концепция амплификации развития, предполагающая создание условий, в которых когнитивное и социальное развитие ребенка происходит в рамках культурно значимых, специфически детских форм деятельности. Теоретической основой разработанной образовательной программы “Tools of the Mind” является культурно-исторический подход Л.С. Выготского, реализованный в двух взаимосвязанных направлениях. Во-первых, программа опирается на ключевые положения теории Выготского, такие как зона ближайшего развития, обучение как присвоение культурных средств, а также признание сюжетно-ролевой игры в качестве ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Во-вторых, используемые педагогические стратегии и дидактические материалы основаны на конкретных методических принципах, выведенных из работ Выготского и его последователей.

Выводы
. Многолетние исследования в рамках культурно-исторического подхода позволили выработать конкретные рекомендации по проектированию дошкольного образования таким образом, чтобы оно было направлено на амплификацию развития маленьких детей. Эмпирические данные, собранные в процессе внедрения образовательной программы Tools of the Mind в американских дошкольных учреждениях, показывают, что глубокое понимание этих рекомендаций может оказать значительное влияние на педагогическую практику в различных социокультурных контекстах.

Литература

Запорожец, А.В. (1978). Значение ранних периодов детства для формирования Личности. В кн.: Принцип развития в психологии. Сборник статей. Под ред. Л.И. Анциферовой. (С. 243–248). Москва: Изд-во «Наука».

Эльконин, Д.Б. (1978). Психология игры. Москва: Изд-во «Педагогика».

Bassok, D., Latham, S., Rorem, A. (2016). Is kindergarten the new first grade? AERA Open, 2(1), 2332858415616358.

Berk, L.E. (1992). Children’s private speech: An overview of theory and the status of research. In: R.M. Diaz, L.E. Berk, (eds.). Private speech: From social interaction to self-regulation. (pp. 17–53). Hillsdale: Lawrence Erlbaum Publ.

Blair, C. (2016). Developmental science and executive function. Current directions in psychological science, 25(1), 3–7.

Blair, C., Raver, C.C. (2014). Closing the achievement gap through modification of neurocognitive and neuroendocrine function: Results from a cluster randomized controlled trial of an innovative approach to the education of children in kindergarten. PLOS ONE, 9(11), e112393. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0112393

Bodrova, E., Leong, D.J. (2018). Tools of the mind: A Vygotskian early childhood curriculum. In: M. Fleer, B. van Oers, (eds.). International Handbook of Early Childhood Education (pp. 1095–1111). Dordrecht: Springer Publ.

Bodrova, E., Leong, D.J. (2024). Tools of the Mind: The Vygotskian Approach to Early Childhood Education. 3rd ed. New York: Routledge Publ.

Brofman, V., Rabinovitch, I., Karpov, Y. (2018). Vygotsky in Harlem: Amplification of preschoolers’ development in Vygotskian early childhood education program (VECEP). In: N. Veraksa, S. Sheridan, (eds.). Vygotsky’s theory in early childhood education and research: Russian and Western values. (pp. 81–96). New York: Routledge Publ.

Bruner, J. (1985). Vygotsky: A historical and conceptual perspective. In: J.V. Wertsch, (ed.). Culture, communication, and cognition: Vygotskian perspectives. (pp. 21–34). Cambridge: Cambridge University Press.

Campione, J. C., Brown, A.L. (1990). Guided learning and transfer. In: N. Fredricksen., R. Glaser, A. Lesgold, M.G. Shafto, (eds.). Diagnostic monitoring of skill and knowledge acquisition. (pp. 141–172). Hillsdale: Erlbaum Publ.

Carlson, S.M., Mandell, D.J., Williams, L. (2004). Executive function and theory of mind: Stability and prediction from ages 2 to 3. Developmental Psychology, 40, 1105–1122.

Christie, J.F., Wardle, F. (1992). How Much Time Is Needed for Play? Young Children, 47(3), 28–33.

Clark, A. (2022). Slow knowledge and the unhurried child: Time for slow pedagogies in early childhood education. New York: Routledge Publ.

Clay, M. (1993). Reading Recovery. Portsmouth: Heinemann Publ.

Cohen, L. (2023). A Vygotskian Framework for Observing and Teaching Bilingual and English-Only Players. American Journal of Play, 15(3), 333–358.

Diamond, A. (2016). Why improving and assessing executive functions early in life is critical. In: J.A. Griffin, P. McCardle, L.S. Freund, (eds.). Executive function in preschool-age children: Integrating measurement, neurodevelopment, and translational research. (pp. 11–43). Washington: American Psychological Association Publ.

Diamond, A., Barnett, S.W., Thomas, J., Munro, S. (2007). Preschool Program Improves Cognitive Control. Science, 318(5855), 1387–1388. https://doi.org/10.1126/science.1151148

 Diamond, A., Lee, C., Senften, P., Lam, A., Abbott, D. (2019). Randomized control trial of Tools of the Mind: Marked benefits to kindergarten children and their teachers. PLOS ONE, 14(9), e0222447. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0222447

Digennaro, S. (2021). Decline of free play as a form of educational poverty. Journal of Physical Education, Sport, 21(1), 657–660. https://doi.org/10.7752/jpes.2021.s1078

Elkind, D. (2008). Can we play? In: R. House, (ed.). Too Much Too Soon? Early Learning and the Erosion of Childhood. (pp. 189–196). Portland: Hawthorn Press.

Elkonin, D.B. (1977). Toward the problem of stages in the mental development of the child. In: M. Cole, (ed.). Soviet developmental psychology. (pp. 538–563). White Plains: M.E. Sharpe Publ.

Farran, D.C., Son-Yarbrough, W. (2001). Title I funded preschools as a developmental context for children’s play and verbal behaviors. Early Childhood Research Quarterly, 16(2), 245–262. https://doi.org/10.1016/S0885-2006(01)00100-4

Hirsh-Pasek, K., Golinkoff, R.M., Eyer, D. (2004). Einstein never used flashcards: How our children really learn and why they need to play more and memorize less. Emmaus: Rodale Books Publ.

Hughes, C., Ensor, R. (2007). Executive function and theory of mind: Predictive relations from ages 2 to 4. Developmental psychology, 43(6), 1447–1459. https://doi.org/10.1037/0012-1649.43.6.1447

Karpov, Y.V. (2005). The neo-Vygotskian approach to child development. New York: Cambridge University Press.

Lemay, L., Parent, A.S., Bouchard, C., Duval, S., Montminy-Sanschagrin, N. (2022). A closer look at the maturity of make-believe play in Quebec’s kindergarten to inform the design of a professional development program. In: E. Loizou, J. Trawick-Smith, (eds.). Teacher education and play pedagogy. (pp. 9–26). New York: Routledge Publ.

Lillard, A.S., Lerner, M.D., Hopkins, E.J., Dore, R.A., Smith, E.D., Palmquist, C.M. (2013). The impact of pretend play on children’s development: a review of the evidence. Psychological bulletin, 139(1), 1–134.

Luria, A.R. (1969). Speech development and the formation of mental processes. In: M. Cole, I. Maltzman, (eds.). Handbook of contemporary Soviet psychology. New York: Basic Books Publ.

Miller, E., Almon, J. (2009). Crisis in the kindergarten: Why children need play in school. College Park: Alliance for Childhood Publ.

Newman, D., Griffin, P., Cole, M. (1989). The construction zone: Working for cognitive change in school. Cambridge: Cambridge University Press.

Nome, D., Hillen, S., Aprea, C. (2015). Kindergartens-Schools without Recess: The Consequence of an Instrumentalist Notion of Play. In: S. Hillen, C. Aprea, (eds.). Instrumentalism in Education-Where is Bildung left. (pp. 15–27). Münster: Waxmann Verlag Publ.

Paulick, J.H. (2019). Articulating high quality free choice time in Head Start preschools: A framework to support professional development and classroom observations. HS Dialog The Research to Practice Journal for the Early Childhood Field, 22(1). URL: https:// journals.charlotte.edu/dialog/article/view/750 (accessed: 05.05.2025).

Solomon, T., Plamondon, A., O’Hara, A., Finch, H., Goco, G., Chaban, P., Huggins, L., Ferguson, B., Tannock, R. (2018). A Cluster Randomized-Controlled Trial of the Impact of the Tools of the Mind Curriculum on Self-Regulation in Canadian Preschoolers. Frontiers in psychology, 8, 2366. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.02366

Sophian, C. (2007). The origins of mathematical knowledge in childhood. London: Routledge Publ.

Tharp, R.G., Gallimore, R. (1989). Rousing minds to life: Teaching, learning, and schooling in social context. Cambridge: Cambridge University Press.

Tokić, I.S., Borovac, T. (2020). Children’s symbolic play during the transition to school. International journal of early years education, 28(3), 232–245.

Vygotsky, L.S. (1967). Play and its role in the mental development of the child. Soviet psychology, 5(3), 6–18.

Vygotsky, L.S. (1978). Mind in society: The development of higher psychological processes. Cambridge: Harvard University Press.

Vygotsky, L.S. (1987). The collected works of LS Vygotsky. Vol. 1. Problems of general psychology, including the volume Thinking and Speech. New York: Plenum Press.

Winsler, A., de Leon, J.R., Wallace, B.A., Carlton, M.P., Willson-Quayle, A. (2003). Private speech in preschool children: Developmental stability and change, across-task consistency, and relations with classroom behaviour. Journal of Child Language, 30(3), 583–608. https://doi.org/10.1017/S0305000903005671

Wood, D., Bruner, J.C., Ross, G. (1976). The role of tutoring in problem solving. Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines, 17(2), 89–100. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1976.tb00381.x
Для цитирования статьи:

Бодрова, Е.В., Леонг, Д.Дж.Островок амплификации в океане акселерации. // Национальный психологический журнал. 2025. № 3. , 29-41. doi: 10.11621/npj.2025.0303

Скопировано в буфер обмена

Скопировать