ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Вклад А.В. Запорожца и Л.А. Венгера в решение методологических вопросов детской и общей психологии

Вклад А.В. Запорожца и Л.А. Венгера в решение методологических вопросов детской и общей психологии

Скачать в формате PDF

Поступила: 12.03.2025

Принята к публикации: 24.04.2025

Дата публикации в журнале: 23.06.2025

Ключевые слова: детская психология; обучение; развитие; восприятие; уподобление; опосредствование

Страницы: 8-16

DOI: 10.11621/npj.2025.0301

Доступно в on-line версии с: 19.06.2025

Для цитирования статьи:

Веракса, Н.Е. (2025). Вклад А.В. Запорожца и Л.А. Венгера в решение методологических вопросов детской и общей психологии. Национальный психологический журнал, 20(3) , 8-16. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0301

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2025

Веракса Николай Евгеньевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена анализу методологических положений, связанных с пониманием структуры психологических средств, высказанных А.В. Запорожцем и Л.А. Венгером. В публикации раскрывается актуальность рассмотрения феномена опосредствования в контексте культурно-исторической теории и теории деятельности.

Цель
. Показать диалектичность подходов А.В. Запорожца и Л.А. Венгера в анализе трех проблем: роли уподобления в восприятии, преобразования непсихического в психическое и соотношения обучения и развития.

Методы
. Работа носила теоретический характер. В качестве метода исследования использовался структурно-диалектический анализ, основное внимание уделялось анализу работ Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и А.Н. Леонтьева.

Результаты
. В статье показано, что анализ поставленных проблем проводился А.В. Запорожцем и Л.А. Внгером в контексте двух теорий: культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева. Идея уподобления сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Она связана с объяснением механизма восприятия как построения образа восприятия из материала, которым располагает субъект. У А.Н. Леонтьева в качестве такого материала выступила чувственная ткань, которая опосредует чувственный образ и предметную деятельность субъекта. Идею уподобления как механизма построения перцептивного образа разделяли и А.В. Запорожец, и Л.А. Венгер, но материал, из которого строился образ, отличался от того, который рассматривал А.Н. Леонтьев. А.В. Запорожец и Л.А. Венгер изучали процесс трансформации непсихического в психическое как интериоризацию внешних форм деятельности во внутренние. Согласно П.Я. Гальперину, в процессах интериоризации ключевую роль играет речевое высказывание. Л.А. Венгер показал, что в дошкольном возрасте процесс интериоризации может проходить без участия речи. В современном дошкольном образовании, как показано в статье, проблема соотношения обучения и развития сохраняет свою актуальность. Одно из направлений ее решения характеризуется слиянием обучения и развития. Оно выражается в том, что с помощью игровой деятельности делается попытка решать задачи учебной деятельности.

Выводы
. А.В. Запорожец и Л.А. Венгер решали не только задачи детской психологии, но и проводили анализ фундаментальных проблем психологии, исходя из того положения, что анализ генезиса детской психики является способом исследования и проблем общей психологии.

Литература

Бауэр, Т. (1979). Психическое развитие младенца. Москва: Изд-во «Прогресс».

Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А. (2023). Особенности развития воображения у дошкольников, играющих в цифровые игры разных типов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 20(3), 482–500. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-482-500

Венгер, Л.А. (1969). Восприятие и обучение. Москва: Изд-во «Просвещение».

Венгер, Л.А., Зинченко, В.П. (1986). О творческом пути А.В. Запорожца. В кн.: Избранные психологические труды: в 2 тт. Т. I. Психическое развитие ребенка. Под ред. А.В. Запорожца. (С. 6–23). Москва: Изд-во «Педагогика».

Веракса, Н.Е. (2024). История психологии: учебное пособие. Москва: Изд-во Московского ун-та.

Выготский, Л.С. (1982). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 2. Проблемы общей психологии. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (1983). Собрание сочинений: В 6 тт. Т. 3. Проблемы развития психики. Москва: Изд-во «Педагогика». 

Выготский, Л.С. (1996). Лекции по педологии. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та.

Гальперин, П.Я. (2023). Психология: предмет и метод. Избранные психологические труды. Москва: Изд-во Московского ун-та.

Гегель, Г.В.Ф. (1972). Наука логики: в 3 тт. Т. 3. Москва: Изд-во «Мысль».

Ждан, А.Н., Соколова, Е.Е. (2023). Дело, Мысль и Слово Алексея Николаевича Леонтьева. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(2), 23–45. https://doi.org/10.11621/LPJ-23-14

Запорожец, А.В. (1986а). Избранные психологические труды: в 2 тт. Т. I. Психическое развитие ребенка. Москва: Изд-во «Педагогика».

Запорожец, А.В. (1986b). Избранные психологические труды: в 2 тт. Т. 2. Развитие произвольных движений. Москва: Изд-во «Педагогика».

Запорожец, А.В. (2004). Дискуссия о проблемах деятельности. В кн.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. (С. 319–323). Москва: Изд-во «Смысл».

Запорожец, А.В., Величковский, Б.М. (1979). Предисловие. В кн.: Бауэр Т. Психическое развитие младенца. (С. 5–10). Москва: Изд-во «Прогресс».

Зинченко, В.П. (2013). Психология действия. Вклад Харьковской психологической школы. Культурно-историческая психология, 9(1), 92–107.

Лекторский, В.А. (2023). Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и современные когнитивные исследования. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(2), 67–83. https://doi.org/10.11621/LPJ-23-16

Леонтьев, А.Н. (1972). Проблемы развития психики. Москва: Изд-во Московского ун-та.

Леонтьев, А.Н. (2004). Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Изд-во «Смысл»; Издательский центр «Академия».

Леонтьев, А.Н. (2009). Психологические основы развития ребенка и обучения. Москва: Изд-во «Смысл».

Максимова, Т.Г. (1985). Развитие коррекции практического действия. В кн.: Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. (С. 84–99). Москва: Изд-во «Педагогика».

Рубцов, В.В., Зарецкий, В.К., Майданский, А.Д. (2024). Сто лет развития культурно-исторической психологии: вехи и направления. Культурно-историческая психология, 20(3), 5–11. https://doi.org/10.17759/chp.2024200301

Breathnach, H., Danby, S., O’Gorman, L. (2017). ‘Are you working or playing?’ Investigating young children’s perspectives of classroom activities. International Journal of Early Years Education, 25(4), 439–454. https://doi.org/10.1080/09669760.2017.1316241

Corsaro, W. (2011). The sociology of childhood (3rd ed.). Thousand Oaks: Pine Forge Press.

Gavrilova, M.N., Sukhikh, V.L., Veresov, N.N. (2023). Toy Preferences among 3-to-4-Year-Old Children: The Impact of Socio-Demographic Factors and Developmental Characteristics. Psychology in Russia: State of the Art, 16(2), 72–84. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0206

Howard, J., McInnes, K. (2013). The impact of children’s perception of an activity as play rather than not play on emotional well-being. Child: Care, Health & Development, 39(5), 737–742. https://doi.org/10.1111/j.1365-2214.2012.01405.x

Nicole, M.G., Camilla, J.K., Nicholas, L.H., John, C.S. (2012). Meanings of play among children.Childhood, 20(2), 185–199. https:// doi.org/10.1177/0907568212454751

Sandberg, A. (2002). Children’s concepts of teachers’ ways of relating to play. Australian Journal of Early Childhood, 27(4), 18–23.

Sandberg, A., Broström, S., Johansson, I., Frøkjær, T., Kieferle, C. et al. (2017). Children’s perspective on learning: An international study in Denmark, Estonia, Germany and Sweden. Early Childhood Education Journal, 45(1), 71–81. https://doi.org/10.1007/s10643- 015-0759-5

Stephen, C., Brown, S. (2004). The culture of practice in pre-school provision: Outsider and insider perspectives. Research Papers in Education, 19(3), 323–344. https://doi.org/10.1080/0267152042000247990

Theobald, M., Danby, S., Einarsdóttir, J., Bourne, J., Jones, D. et al. (2015). Children’s perspectives of play and learning for educational practice. Education Sciences, 5(4), 345–362. https://doi.org/10.3390/educsci5040345

Wing, L. (1995). Play is not the work of the child: Young children’s perceptions of work and play. Early Childhood Research Quarterly, 10, 223–247. https://doi.org/10.1016/0885-2006(95)90005-5
Для цитирования статьи:

Веракса, Н.Е.Вклад А.В. Запорожца и Л.А. Венгера в решение методологических вопросов детской и общей психологии. // Национальный психологический журнал. 2025. № 3. , 8-16. doi: 10.11621/npj.2025.0301

Скопировано в буфер обмена

Скопировать