ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Национальный психологический журнал

личностное самоопределение

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Собкин В.С., Родионова К.Э. Учащиеся и учителя о задачах и целях школьного образования // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 109–122

Актуальность (контекст) тематики статьи. В связи с модернизацией школьного образования особое значение приобретает анализ мнений учащихся и учителей о задачах и целях учебно-воспитательного процесса. Именно их отношение к данным вопросам характеризует социально-психологический контекст, определяющий роль школы в культурном и ценностном развитии современного поколения.

Цель исследования – определение различий мнений учащихся и учителей по поводу задач и целевых ориентиров школьного образования. Различия выявлялись по трем направлениям: между учащимися и учителями, между представителями разных типов школ (общеобразовательных; с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, лицеев) и между поколениями учащихся и их учителей в 1991 и 2017 гг.

Описание хода исследования. Исследование основано на анкетных опросах 11.803 учащихся 7–11 классов и 4 199 учителей, проведенных Центром социологии образования Института управления образованием РАО в 2017 году. Полученные данные дополнительно сопоставляются с результатами опроса 1.162 учащихся и 681 учителя, проведенного в 1991 году. Рассматриваются вопросы о целевых ориентациях школьного образования на двух уровнях: прагматическом («Что должна дать ученику школа?») и ценностном («Кого должна готовить школа?»).

Результаты исследования. Показано, что на прагматическом уровне учащиеся придают высокую значимость проблемам профессионального самоопределения, тогда как учителя – традиционным функциям образования. На ценностном же уровне для учащихся более характерны индивидуалистические установки, для учителей – социально нормативные модели. Представители гимназий и лицеев чаще отмечают функцию культурного развития, а также значимость общения и взаимодействия учащихся. Напротив, в общеобразовательных школах акцент ставится на принятии нормативных форм поведения, участии в общественной жизни. Факторный анализ позволил выявить три содержательные оппозиции, относительно которых структурируются цели школьного образования: «нормативность – самореализация», «конвенциональность – принципиальность», «романтизм – прагматизм».

Выводы. Проведенное исследование позволяет выявить своеобразие целевых ориентиров современного школьного образования в сознании учащихся и учителей, что необходимо для совершенствования образовательного процесса.


Поступила: 27.09.2018

Принята к публикации: 16.10.2018

Страницы: 109-122

DOI: 10.11621/npj.2018.0410

Ключевые слова: социальные функции образования; личностные модели выпускника школы; статус школы; учителя; учащиеся; личностное самоопределение

Авторам: Собкин Владимир Самуилович; Родионова Ксения Эдуардовна

Доступно в on-line версии с 30.01.2019