ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал

метод планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

С.М. Чурбанова. Идеи Л. Ф. Обуховой о развитии креативности детей. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 19-24

Актуальность (контексттематики статьиСтатья посвящена идеям Л.Ф. Обуховой об изучении креативности в детском возрасте, о поиске объективных механизмов развития мышления ребенка при решении творческих задач. Написана в рамках подготовки к конференции «Научные чтения памяти профессора Московского университета Л.Ф. Обуховой (1938–2016)» по случаю ее 80-летнего юбилея.

Цель проведенного аналитико-теоретического исследования – переосмысление основных идей Л.Ф. Обуховой об изучении ключевых аспектов детской креативности и системном изучении развития мышления ребенка на основе формирования ориентировки в объекте при работе над задачами «открытого» типа со множеством решений. 

Описание хода исследованияПоследовательно рассмотрены психологические особенности проявления креативности у детей и ее связь с другими психическими процессами: восприятием, эмоциями, интеллектом, воображением. Освещены возрастные пики и спады в развитии креативности дошкольников. Представлен критический анализ проблемы измерения креативности, влияния обучения на развитие детей на основе популярных программ и тренингов креативного мышления. Показана перспективность научного подхода Л.Ф. Обуховой к актуальным проблемам понимания умственного развития ребенка, подхода, находящегося на «пересечении идей» представителей культурно-исторической и естественно-научной парадигм.

Результаты исследованияПоказаны эвристические возможности анализа общего и расхождений у представителей двух основных научных парадигм в современной психологии развития. Согласно Л.Ф. Обуховой, в качестве психологических условий создания множества идей дошкольниками в TorrancePictureConstructionTestвыступают конвергентные стратегии решения, что противоречит гилфордовскому пониманию явлений творчества. Показано, что культурно-историческая парадигма «высвечивает» искусственность деления на факторы единого процесса мышления.

Выводы. Проведенный анализ показал, что недооценивание роли взрослого и средств ориентировки в способах действий при обучении креативности ребенка ведет лишь к частичному решению проблемы, сформулированной Е.П. Торренсом: «Можно ли научить ребенка творчески мыслить?» Построение целостного представления о вероятном механизме творческих процессов приближает к более глубокому пониманию проблемы обучения и развития, отличается трудоемкостью и сложностью в обнаружении искомых форм психологических процессов. 

Поступила: 19.04.2019

Принята к публикации: 24.04.2019

Страницы: 19-24

DOI: 10.11621/npj.2019.0204

Ключевые слова: естественнонаучный подход; гилфордовская концепция дивергентности; развитие креативности; инсайт; продуктивные решения; культурно-историческая концепция; детский возраст; метод планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина; дошкольный возраст; Л.Ф. Обухова

Авторам: Чурбанова Светлана Михайловна

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Чурбанова С.М. Развитие творческого мышления в детском возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 88-97.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Наиболее обсуждаемая тема исследований развития творческого мышления в детском возрасте – массовое снижение показателей  креативности у большой популяции современных детей в различных странах по результатам измерения на основе батареи тестов творческого мышления (TTCT) Е.Р. Торренса. Методологическая ограниченность тестового подхода и дескриптивных методов затрудняет поиск ответа на вопрос об условиях развития разных сторон креативности в детском возрасте, поэтому данная проблема не получает достаточного рассмотрения  в современной психологии развития.

Цель проведенного теоретико-аналитического исследования – изучение общего состояния и современных подходов к  проблеме творческого мышления ребенка,  обоснование методологии «планомерно-формирующего» направления, раскрывающего линию функционального развития логических и творческих действий в возрастном развитии его психики, обсуждение прикладных вопросов, связанных с преодолением кризисных ситуаций в области креативности у современных детей.

Описание хода исследования. В теоретико-аналитическом исследовании последовательно обосновывается методология «планомерно-формирующего» направления как система объективных требований к психическому процессу («идеальная форма») и условий, обеспечивающих выполнение этих требований (присвоение орудия деятельности в ориентировочной функции); раскрывается идея функционального развития психики ребенка применительно к творческому мышлению. Обсуждается ограниченность психометрического тестового метода  в решении проблемы развития креативности у детей  на протяжении ХХ века и в нынешнее время. 

Результаты исследования. Проведенный анализ применения методологии  «планомерно-формирующего» направления показал, каким образом создаются условия для опосредствования и роста показателей продуктивности в  решении дивергентной задачи Picture Construction Test (Torrance, 1966) у дошкольников в направлении приближения к установленной заранее «идеальной форме». В ходе выполнения заданий обнаружены  качественно различные типы поведения детей в направлении повышения свойств их действий: инициативности, рефлексивности, управляемости. Оценивание результатов показало, что качественные расхождения в типах продуктивности решения дивергентной задачи дошкольниками значимо связаны с уровнем их  интеллектуальной готовности.

Выводы. Показана перспективность идеи функционального и возрастного развития психики ребенка для исследования теоретических и прикладных проблем развития творческого мышления в онтогенезе. Применение гальперинской концепции ориентировки  к нестандартным (дивергентным) задачам позволило рассмотреть наиболее известные тесты творческой одаренности, предложенные Е.П. Торренсом, в аспекте выявления  креативного потенциала у любого нормально развивающегося ребенка.


Поступила: 08.02.2018

Принята к публикации: 21.02.2018

Страницы: 88-97

DOI: 10.11621/npj.2018.0108

Ключевые слова: креативность; продуктивность; творческое мышление; художественно-творческая одаренность; дивергентные задачи; метод планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина; функциональное и возрастное развитие психики ребенка; дошкольный возраст

Авторам: Чурбанова Светлана Михайловна

Доступно в on-line версии с 30.03.2018