ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал

самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Погожина И.Н. Детерминация развития структур логического мышления сквозь призму постнеклассической парадигмы. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 13-22.

Цель работы – анализ функционирования и развития познавательных процессов в целом, и логического мышления в частности, как открытых неравновесных саморазвивающихся систем, поведение которых определяется сложными взаимосвязями между внешними и внутренними детерминантами. Три группы факторов, описание которых должна включать в себя любая постнеклассическая детерминационная модель, обосновали ряд исследовательских задач. Среди них: изучение внутренних закономерностей функционирования и развития содержания (состава и структуры) познавательных психических процессов как целостной системы, описание ее равновесных (относительно стабильных) и неравновесных состояний; исследование взаимосвязи внешних и внутренних детерминант, динамических и статистических типов причинных связей в процессе функционирования и развития познавательных процессов в равновесных и неравновесных фазах; исследование влияния внешних детерминант и описание механизмов изменения структурной организации познавательной системы при переводе ее на новый уровень развития.

Эти задачи уточняют и усложняют традиционный взгляд на взаимосвязи обучения и развития, при котором развитие психических процессов рассматривалось как однозначно детерминированное исключительно извне (обучение) или изнутри (собственно развитие). Становится возможным детальное описание механизмов работы в так называемой «зоне ближайшего развития».

В результате теоретико-аналитической работы все три группы исследовательских задач конкретизированы в контексте развития логического мышления. Сформулирована гипотеза о том, что содержание объектов и знаний о них, задаваемое культурно-социальной средой и передаваемое обучением, может являться внешней причиной формирования и развития содержания мышления индивида (его состава и структуры) и инициировать процессы самоорганизации элементов системы логического мышления субъекта в соответствии с потенциальными возможностями ее саморазвития. Предложена процедура экспериментальной проверки эффективности работы предлагаемой детерминационной модели на материале развития операциональной системы логического мышления дошкольников.

Поступила: 27.05.2015

Принята к публикации: 20.06.2015

Страницы: 13-22

DOI: 10.11621/npj.2015.0402

Ключевые слова: самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы; постнеклассическая детерминационная модель; развитие познавательных структур; развитие логического мышления; обучение; развитие

Авторам: Погожина Ирина Николаевна

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

И.Н. Погожина. Детерминация развития познавательных структур: постнеклассическая теоретическая модель. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 35-44.

В работе представлена постнеклассическая модель детерминации развития содержания познавательных процессов, где психические процессы рассматриваются как открытые самоорганизованные, саморазвивающиеся системы. Проанализированы и соотнесены между собой три типа систем (динамическая, статистическая, развивающаяся). Описаны механизмы функционирования открытых неравновесных нелинейных систем (диссипативных) и условия возникновения диссипативных структур. Модели детерминации формирования и развития психики и поведения, разрабатываемые в рамках разных теоретических подходов (ассоцианизм, бихевиоризм, гештальтпсихология, психология интеллекта Пиаже, культурно-исторический подход Выготского, деятельностный подход и некоторые др.), сопоставлены между собой как модели, описывающие поведение трех выделенных типов систем. Показано, чем модели развития психики различаются между собой.

Описана преемственность постнеклассических, классических и неклассических моделей детерминации развития психики. Показано, что психика человека может быть понята как функционирование открытой развивающейся неравновесной нелинейной системы (диссипативной). Дано подробное описание психики как самоорганизующейся системы. Сформулированы требования, предъявляемые к разработке постнеклассической детерминационной модели развития познавательных структур. Сделан вывод о том, что постнеклассическая модель формирования и развития познавательных структур и ее приложение к конкретному предметному материалу должны содержать описание трех групп факторов: 1) собственных тенденций развития познавательной структуры как целостной системы; 2) способов и конфигурации воздействия на функционирование и развитие познавательной структуры извне (внешняя детерминация); 3) механизмов направленного влияния внешних факторов на формирование и развитие содержания познавательной структуры.

Поступила: 20.04.2015

Принята к публикации: 15.05.2015

Страницы: 35-44

DOI: 10.11621/npj.2015.0304

Ключевые слова: детерминизм ; самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы; модели детерминации в психологии; постнеклассическая детерминационная модель; развитие познавательных структур

Авторам: Погожина Ирина Николаевна

Доступно в on-line версии с 15.11.2015