ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainKeywords

parental position

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Karabanova O.A., Molchanov S.V. (2017). Family factors in shaping parental attitudes in young students at the stage of entering adulthood. National Psychological Journal. 2, 92-97.

Parenthood is a process of promoting the child’s progressive development and achieving personal autonomy. Social, family and psychological factors of formation of parental attitudes of the person at the stage of entering adulthood are considered. The mechanisms of the parental family influence on parental attitudes are analyzed. Parenting and children raising are recognized by modern young students as a significant family value with priority of professional and social activity. The revealed gender differences prove a higher assessment of the importance of parenthood and the upbringing of children among males rather than females, who have strongly prioritize their professional careers as compared to parenthood. Young women’s expectations of difficulties in the future of family life are related to child birth and upbringing. The experience of emotional relations in one’s own parent family is proved to determine the importance of parenting for young adults. Positive expectations of student youth regarding future family life and a certain underestimation of the difficulties of the transitional periods of the family life cycle are revealed. The greatest difficulties are predicted by students in connection with the period of child expectation and the first year of child life. The beginning of parental function realization, child raising, economic and household functioning of the family and mutual adaptation of the spouses are listed as the most difficulties in family life cycle. Family factors that determine expectations about difficulties and subjective satisfaction with family life include gender, experience of romantic partnership, full or incomplete family in origin, chronological age.

Received: 03/16/2017

Accepted: 03/23/2017

Pages: 92-97

DOI: 10.11621/npj.2017.0210

Keywords: parental attitudes; parental position; expected family; family life cycle; student youth; family values; gender differences;

By: Karabanova, O. A.; Molchanov S.V.;

Available Online: 06/28/2017

Yakupova V.A., Zakharov E.I. (2015). Internal maternal position of women who became pregnant using IVF. National psychological journal. 1 (17), 96-104.

Nowadays in vitro fertilization procedure is widespread. Due to improvements in medical technology parenting has become possible for couples who were doomed to childlessness. Practical request for psychological support couples who have decided to take part in the IVF program has been raised. Shaping the internal position of the IVF parent takes place in special psychological conditions. The IVF procedure is preceded by a period of infertility, the procedure is often the last chance to have a baby alone. Participation in the IVF program involves regular contact with doctors, medical personnel access to the intimate sphere of life couples. The paper analyzes the attitude of women participating in the IVF pregnancy program, the unborn baby and parenting - the elements constituting the parent position. The study which was attended by 224 pregnant women, 62 participants of IVF program and 162 women with physiological pregnancy was carried out on the basis of Kulakov Scientific Centre for Obstetrics, Gynecology and Perinatology. When analyzing the data obtained we were able to identify features of the internal position of women who became pregnant using IVF. In comparison with a group of women with physiological pregnancy, the IVF program participants tend to romanticize the role of parent and child. IVF program participants demonstrate unwillingness to take on the role of parent. The main motivation of mothers in the IVF group concentrated on the very fact of pregnancy and childbirth, proper parenting, while care and support for children is not appealing to women who became pregnant using IVF.

Important conditions for becoming a parent are the experience of motherhood and the time of pregnancy expectation.

Received: 10/30/2014

Accepted: 12/24/2014

Pages: 96-104

DOI: 10.11621/npj.2015.0111

Keywords: pregnancy; motherhood; IVF; parental position; pregnancy experience style;

By: Yakupova, Vera A.; Zakharova E.I.;

Available Online: 03/30/2015

Gorlova E.L.(2013).Mental age of a child as a basis for elaborating parental competence development strategies. National Psychological Journal, 2(10), 134-141

In recent years, children’s school stress and school phobia are rather frequent motives for parents to refer for psychological aid. A child being unable to cope with the annually growing demands to intellectual potential, his/her parents adopt a wait-and-see attitude – the child will grow up and the problems will resolve themselves. Another reason for the parental attitude dysfunction is lack of generally accepted priorities of a child developmental age. On the one hand, this occurs due to countless aspects of psychological preparedness of a child for school: the ability to ride a bicycle, to know geometric shapes, to read, to write, to count, to draw, to develop gross and fine motor skills, to listen to and follow instructions, to memorize, to be attentive and diligent, careful and independent, to socialize with peers, etc. On the other hand, amongst the guidelines for educational programs there are mutually exclusive key characteristics of the primary school age. Moreover, the dominant role in mental development of a child in the early school years is given to a school teacher. The most significant phenomena of the primary school age (theoretical thinking, introspection, etc.) are connected with mastering learning activities.

The basis of our study is the hypothesis that mental ages of a child and stages of development of an age-related psychological neoformation are the regulators of the parental position.

We have covered the underpinnings for distinguishing groups of children of three mental ages – the children that have attained the crisis of the seven’s year («crisis»), post-crisis and stable ones. Based on a subsequent test for the children, we have drawn certain conclusions on the effectiveness of the proposed strategy for the parental competence development.

The research carried out has revealed that criteria for a child’s mental age can be considered as a basis for the formation of a competent adult selection of parent-child interaction strategies.

Received: 10/22/2013

Accepted: 01/19/2014

Pages: 134-141

DOI: 10.11621/npj.2013.0217

Keywords: individual social situation of development; the psychological age; age-related psychological neoformation; crisis of the seven’s year; middle childhood; voluntary (willful) structuring; parental position;

By: Gorlova, Elena L.;


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2017

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

ГлавнаяСписок ключевых слов

родительская позиция

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Карабанова О.А., Молчанов С.В. Семейные факторы в формировании родительских установок у студенческой молодежи на этапе вхождения во взрослость. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 92-97.

Родительство рассматривается как процесс содействия прогрессивному развитию ребенка и достижению им личностной автономии. Представлены социальные, семейные и психологические факторы формирования родительских установок личности на этапе вхождения во взрослость. Проанализированы механизмы влияния родительской семьи на формирование родительских установок. Эмпирически установлено, что родительство и воспитание детей признается современной студенческой молодежью значимой семейной ценностью при приоритете профессиональной и социальной активности. Выявленные гендерные различия свидетельствуют о более высокой оценке значимости родительства и воспитания детей у молодых людей, чем у девушек, для которых характерно выраженное стремление к первоочередной реализации профессиональной карьеры, по сравнению с родительством, и ожидания трудностей в будущей семейной жизни, связанных с рождением и воспитанием детей. Установлено, что опыт эмоциональных отношений в собственной родительской семье обуславливает значимость родительства для молодых взрослых. Выявлены позитивные ожидания студенческой молодежи в отношении будущей семейной жизни и определенная недооценка трудностей переходных периодов жизненного цикла семьи. Наибольшие трудности прогнозируются в связи с периодом ожидания ребенка и первым годом жизни ребенка, т.е. с началом реализации родительской функции, воспитанием, реализацией хозяйственно-бытовой функции семьи и взаимной адаптацией супругов. Семейные факторы, определяющие ожидания в отношении трудностей и субъективной удовлетворенности семейной жизнью, включают гендерную принадлежность, наличие или отсутствие романтического партнера, воспитание в полной или неполной семьи, хронологический возраст.

Поступила: 16.03.2017
Принята к публикации: 23.03.2017
Страницы: 92-97
DOI: 10.11621/npj.2017.0210
Ключевые слова: родительские установки; родительская позиция; ожидаемые семейные трудности; жизненный цикл семьи; студенческая молодежь; семейные ценности; гендерные различия;
Автор(ы): Карабанова О.А. ; Молчанов С. В.;

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Якупова В.А., Захарова Е.И. Внутренняя материнская позиция женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 96-104.

В настоящее время процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) получила широкое распространение. Благодаря совершенствованию медицинских технологий, родительство стало возможным для пар, которые были обречены на бездетность. Появился и практический запрос на психологическое сопровождение пар, решивших принять участие в программе ЭКО. Формирование внутренней материнской позиции при ЭКО происходит в особых психологических условиях. Процедуре ЭКО предшествует период бесплодия, сама процедура нередко является последней возможностью самостоятельно родить ребенка. Участие в программе ЭКО предполагает постоянный контакт с врачами, доступ медицинского персонала к интимной сфере жизни пары. В статье анализируется отношение женщин, участниц программы ЭКО, к беременности, будущему ребенку и выполнению родительских функций – элементам, составляющим материнскую позицию. Исследование, в котором приняли участие 224 беременные женщины, 62 участницы программы ЭКО и 162 женщины с физиологической беременностью, проводилось на базе ФГБУ Научного Центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова. При анализе полученных данных удалось выявить особенности внутренней позиции женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО. По сравнению с группой женщин с физиологической беременностью, участницы программы ЭКО склонны к большей идеализации родительства и ребенка. При выраженном стремлении к материнству участницы программы ЭКО демонстрируют неготовность принять на себя роль родителя. Основная мотивация матерей в группе ЭКО сосредоточена на самом факте беременности и рождения ребенка, собственно выполнение родительских функций, забота о ребенке и его поддержка не является привлекательными для женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО.

Важными условиями становления материнской позицией оказались опыт материнства и продолжительность ожидания беременности.

Поступила: 30.10.2014
Принята к публикации: 24.12.2014
Страницы: 96-104
DOI: 10.11621/npj.2015.0111
Ключевые слова: беременность; материнство; ЭКО; родительская позиция; стиль переживания беременности;
Автор(ы): Якупова Вера А.; Захарова Е. И.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Горлова Е.Л. Психологический возраст ребенка как основание для проектирования стратегий развития родительской компетентности // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.134-141.

В последние годы, школьный стресс и страх школы у детей – довольно частые поводы для обращения родителей младших школьников за психологической помощью. Ребенок не справляется с возрастающими год от года требованиями к интеллектуальному потенциалу, произвольности поведения. Родители связывают неуспех ребенка с психологической незрелостью, инфантильностью и занимают выжидательную позицию – ребенок сам повзрослеет и все трудности сами закончатся. Однако, приняв такую позицию, родители часто усугубляют неуспешность ребенка, считая нарастание жалоб учителя и усиление поведенческих нарушений у ребенка признаками своей собственной родительской несостоятельности. Другая причина дисфункции родительской позиции – это отсутствие общепризнанных приоритетов возрастного развития ребенка. Родители испытывают значительные сложности в самостоятельном определении узловых критериев возрастного развития.

Наиболее яркие феномены младшего школьного возраста (теоретическое мышление, интеллектуальная рефлексия, субъект учебной деятельности, произвольность психических функций) связаны с овладением учебной деятельностью. Родители оказываются исключенными из этой сферы по объективным обстоятельствам. Существует целый ряд ограничений в реализации компетентной родительской позиции при создании индивидуальной социальной ситуации развития ребенка на начальном этапе обучения.

На основе анализа литературных источников и собственной практики психологической помощи мы связываем данные ограничения с отсутствием у современных родителей согласованных ориентирующих образов в отношении значимых (приоритетных) задач возрастного развития ребенка. В основе нашего исследования лежит гипотеза о том, что психологический возраст ребенка и этапы развития возрастного психологического новообразования являются регуляторами родительской позиции.

В работе представлены результаты констатирующего этапа исследования психологического возраста детей на начальном этапе обучения, раскрыты основания для выделения детей трех психологических возрастов – вошедших в кризис семи лет («кризисных»), посткризисных и стабильных. Описано содержание формирующей программы развития родительского взаимодействия, соразмерного психологическому возрасту детей и этапам преемственности в развитии возрастных психологических новообразований. На основе повторной диагностики детей сделаны выводы о результативности предложенной стратегии развития родительской компетентности.

Наше исследование показало, что критерии психологического возраста детей можно рассматривать в качестве оснований для формирования компетентного выбора взрослыми стратегий родительско-детского взаимодействия.

Поступила: 22.10.2013
Принята к публикации: 19.01.2014
Страницы: 134-141
DOI: 10.11621/npj.2013.0217
Ключевые слова: индивидуальная социальная ситуация развития; психологический возраст; возрастное психологическое новообразование; кризис семи лет; младший школьный возраст; произвольное структурирование; родительская позиция;
Автор(ы): Горлова Е.Л.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер