ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал

языковая игра

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Малыгина Л.Е. Образные формы выражения в текстах телевизионных анонсов. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 102-109.

Статья посвящена изучению особенностей использования в текстах телевизионных анонсов образных форм выражения, основанных на употреблении слов в переносном значении и служащих усилению изобразительности и выразительности речи.

Сегодня телевизионная журналистика переживает глубокие изменения. В этих условиях представляется актуальным научное описание лингвостилистических особенностей проможанров, в частности, образных форм выражения, ставших популярным механизмом создания в текстах телевизионных анонсов языковой игры, которая может оказывать серьезное воздействие на сознание массового адресата.

В статье дан глубокий анализ различных случаев использования образных форм выражения (окказионализмов и фразеологических оборотов) в текстах телевизионных анонсов с позиций коммуникативной стилистики публицистической речи. Это новое научное направление тесно связано с психологическими основами речевой деятельности журналиста. Выбор определенных средств выражения для решения своего коммуникативного задания автор-журналист производит осознанно, используя ресурсы русского языка и учитывая психологию своего адресата. Поэтому феномен языковой игры можно считать психолингвистическим феноменом.

Исследование носит междисциплинарный характер, поскольку, анализируя образные формы выражения в текстах телевизионных анонсов, автор затрагивает актуальные проблемы медиапсихологии, психологии восприятия, коммуникативной стилистики и медиастилистики. Междисциплинарный подход помогает решить сложные вопросы взаимодействия психических процессов и их языковых коррелятов в творческой деятельности журналистов.

Статья открывает широкие перспективы для изучения современных телевизионных жанров, входящих в так называемый промодискурс, представляющий интерес с точки зрения теории воздействия на массовое сознание аудитории СМИ.

Теоретические выводы, сделанные в ходе исследования, могут найти широкое применение в курсах преподавания таких дисциплин, как язык телевидения, культура речи, медиалингвистика, медиапсихология и других.

Поступила: 09.12.2014

Принята к публикации: 20.12.2014

Страницы: 102-109

DOI: 10.11621/npj.2014.0411

Ключевые слова: телевизионный анонс; образность; языковая игра; тропы; фразеологизмы; окказионализмы

Авторам: Малыгина Лидия Евгеньевна

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Малыгина Л. Е. Телевизионный анонс: информирование или манипулирование? // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.60-63.

В статье рассмотрена проблема инкопрорирования, декодирования прецедентных феноменов в закадровых текстах телеанонсов, а также проблема стереотипизации языкового сознания российских журналистов; проанализированы лингвоэтические проблемы, связанные с вторжением в коммуникативное пространство адресата; предпринята попытка выявить основные причины коммуникативных неудач.

Страницы: 60-63

Ключевые слова: языковая игра; агрессия; повторяемость; прецедентность; декодирование; инкорпорирование; коммуникативный сбой; лингвоэтические проблемы

Авторам: Малыгина Лидия Евгеньевна