ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал

автоматизация

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Ахутина Т.В., Пронина Е.А. Оценка состояния регуляции активации у первоклассников с помощью методики RAN/RAS. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 61-69.

Методика RAN/RAS (Rapid Automatized Naming/Rapid Alternating Stimulus – быстрое автоматизированное называние/быстрые альтернативные стимулы) успешно используется многими психологами, главным образом, для прогнозирования риска дислексий, так как включает в себя речевой компонент и требует хороших визуально-вербальных связей. Однако проведенные исследования продемонстрировали, что низкая скорость называния является эффективным индикатором нейрокогнитивных проблем переработки информации в целом, то есть трудностей обучения вообще, а не только трудностей чтения (Waber, Wolf et al., 2000; Waber, 2011). Было предложено два объяснения этого факта: нарушение управляющего психического контроля (executive mental control) (Denckla and Cutting, 1999) и сложности автоматизации, иначе говоря, трудности перехода от энергозатратного контролируемого выполнения задания к менее энергоемкому (Waber, 2011, Janisma et al., 2001). Вторая интерпретация, обсуждающая проблемы энергетических ресурсов когнитивного функционирования, близка к представлениям о слабости процессов поддержания активности мозга. Однако применение данной методики для оценки состояния функций активации ранее описано не было.

С точки зрения концепции А.Р. Лурия о трех блоках мозга (Лурия, 1973) методика RAN/RAS может рассматриваться как чувствительная к слабости первого блока, функцией которого является поддержание активности корковых структур. Целью нашего исследования является доказательство возможности оценки регуляции активации с помощью методики RAN/RAS. Эта задача актуальна, потому что методических средств определения слабости I блока при нейропсихологическом обследовании явно недостаточно, несмотря на то, что проблемы энергетического блока занимают первое место по частоте встречаемости у детей с трудностями обучения (Ахутина, Пылаева, 2008).

Поступила: 14.12.2015

Принята к публикации: 23.01.2015

Страницы: 61-69

DOI: 10.11621/npj.2015.0107

Ключевые слова: детская нейропсихология; первый (энергетический) блок мозга; активация; автоматизация; трудности в обучении

Авторам: Ахутина Татьяна Васильевна; Пронина Елена А.

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Костин А.Н. Автоматизация в пилотируемой космонавтике: проблемы и социально-психологические детерминанты// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.85-89.

Рассматриваются основные инженерно-психологические проблемы и тенденции процессов автоматизации в пилотируемой космонавтике. Продемонстрирована их детерминированность социально-психологическими установками, существующими в профессиональной среде разработчиков техники. Раскрывается содержание указанных проблем и установок.

Страницы: 85-89

Ключевые слова: космонавтика; автоматизация; психологические проблемы управления техникой; потенциальность техники; профессиональный опыт; менталитет; традиции; установки

Авторам: Костин Анатолий Николаевич