ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Национальный психологический журнал

экстренная психологическая помощь

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Ю.С. Шойгу, Л.Н. Тимофеева, Е.В. Курилова. Организация и оказание экстренной психологической помощи детям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (на примере работы специалистов психологической службы МЧС России в школе No 127 г Пермь). // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 55-63

Актуальность(контексттематики статьи. Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях (ЧС), сегодня является неотъемлемой составляющей мероприятий по ликвидации последствий ЧС. Необходимая психологическая работа с пострадавшим и их родственникам проводится психологами МЧС. Особую группу пострадавших составляют дети, поэтому важно изучить особенности оказания им помощи в чрезвычайных ситуациях. 

Цель. Целью данной статье является обобщение и анализ опыта работы специалистов психологической службы МЧС России по организации и оказанию экстренной психологической помощи детям, родителям и педагогическому составу общеобразовательных школ.

Описание хода исследования. В последние несколько лет специалистами психологической службы МЧС России накоплен опыт оказания экстренной психологической помощи детям после происшествий, произошедших на территории учебных заведений В статье описан опыт работы специалистов психологов в связи с происшествием, произошедшем в январе 2018 года в средней общеобразовательной школе № 127 города Перми, где во время занятия произошло нападение подростков на учеников младшего класса и их классного руководителя. Авторами описывается организация и направления работы специалистов-психологов в данной ситуации. Раскрываются содержание и цели психологической работы сотрудников МЧС на месте чрезвычайных ситуаций, процесс экспертного консультирования при организации массовых мероприятий с целью информирования родителей и педагогического состава, приводятся практические примеры с описанием методов оказания экстренной психологической помощи.

Результаты исследования. Авторами выделены рекомендованные зоны особого внимания, а также сформулированы особенности, которые необходимо учитывать психологу в работе при организации и осуществлении психологической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях и происшествиях, произошедших на территории учебных заведений. 

Выводы. Категория нуждающихся в психологической помощи в острый период не ограничивается непосредственно пострадавшими и свидетелями события. Широта общественного резонанса приводит к тому, что в ситуацию эмоционально вовлекаются и те, кто не был непосредственным участником. Можно с уверенностью говорить, что подобные ситуации отражаются на большем количестве людей, что обуславливает необходимость формирования системы психологического сопровождения и реализации комплексного подхода в целях сохранения психического здоровья, как детей, так и взрослых, что, безусловно, требует консолидации сил специалистов различных профилей.

Поступила: 06.04.2019

Принята к публикации: 20.04.2019

Страницы: 55-63

DOI: 10.11621/npj.2019.0210

Ключевые слова: экстренная психологическая помощь; дети; чрезвычайные ситуации; стресс; психологическая поддержка; психологическая служба МЧС России; средняя школа

Авторам: Шойгу Юлия Сергеевна; Тимофеева Лидия Николаевна; Курилова Евгения В.

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Шойгу Ю.С., Пыжьянова Л.Г., Портнова Ю.М. Особенности организации и оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации (на примере работы психологов при ликвидации пожара в торговом центре «Адмирал» г. Казань). // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 67-73.

В статье используется опыт работы психологической службы МЧС России. Раскрывается понятие экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации, затрагиваются вопросы анализа и прогнозирования риска возникновения неблагоприятных массовых социально-психологических явлений в зоне чрезвычайной ситуации и подходы к управлению рисками.

На примере конкретной чрезвычайной ситуации, вызванной пожаром и обрушением торгового центра «Адмирал» в городе Казань (Республика Татарстан), произошедшей 11 марта 2015 года, рассматриваются основные принципы организации деятельности специалистов психологической службы МЧС России, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также направления работы и задачи, стоящие перед этими специалистами. Излагаются общие подходы к оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим и родственникам погибших и пострадавших при чрезвычайной ситуации и организация такой работы на конкретных участках: непосредственно на месте чрезвычайной ситуации, на телефоне «горячая линия», в бюро судебно- медицинской экспертизы.

Кратко затрагиваются вопросы организации межведомственного взаимодействия специалистов психологической службы МЧС России с другими службами, осуществляющими работу по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и оказанию помощи пострадавшим. Поднимаются вопросы сотрудничества с психологами организаций, входящих в структуру единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с целью обеспечения пролонгированной психологической помощи пострадавшим и родственникам погибших и пострадавших.

В заключение делаются выводы о том, какие факторы в данной конкретной чрезвычайной ситуации могли оказать влияние на психологическое состояние пострадавших.

Поступила: 25.09.2015

Принята к публикации: 03.10.2015

Страницы: 67-73

DOI: 10.11621/npj.2015.0307

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация (ЧС); экстренная психологическая помощь; неблагоприятные социально-психологические последствия; массовые реакции; факторы риска; анализ риска; прогноз риска; безопасность населения

Авторам: Шойгу Юлия Сергеевна; Пыжьянова Лариса Григорьевна; Портнова Юлия Михайловна

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Шойгу Ю. С. Организация деятельности психологической службы МЧС России // Национальный психологический журнал - 2012.- №1(7) -с.131-133.

Рассказывается об организации психологической службы МЧС России. Рассмотрены ее основные задачи и направления работы. Особое внимание уделяется деятельности психологов МЧС по оказанию экстренной психологической помощи населению.

Страницы: 131-133

Ключевые слова: психология экстремальных ситуаций; психологическая служба МЧС России; чрезвычайные ситуации; психологическая подготовка сотрудников МЧС; экстренная психологическая помощь

Авторам: Шойгу Юлия Сергеевна