ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Национальный психологический журнал

речевая активность

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Запуниди А.А. Особенности изобразительной деятельности у детей с разным уровнем замысла в рисунке //Национальный психологический журнал - 2013.- №1(9)- c.121–126.

Целью исследования является выявление качественных своеобразий в развитии изобразительной деятельности и речи у детей с разным уровнем замысла в рисунке. Понятие изобразительного замысла в психологии недостаточно операционализировано, его связывают с такими психическими функциями как планирование, целеполагание, произвольность и волевая регуляция.

Были определены следующие задачи исследования: концептуализировать понятие изобразительного замысла у детей в дошкольном возрасте, выделить основные этапы его становления и определить особенности развития изобразительной деятельности на каждом из этапов. Изучение изобразительной деятельности предполагает также анализ речевого сопровождения процесса создания рисунка.

В работе выделены этапы развития изобразительного замысла у детей дошкольного возраста: замысел отсутствует, промежуточный замысел, шаблонный замысел, целостный замысел. Эта периодизация развития изобразительного замысла позволила дополнить уже существующую классификацию (О.М. Дьяченко, Ю.А. Полуянов). Выявлено, что от уровня замысла зависит качество рисунка, способность к продуцированию образов, уровень знаково-символического замещения в рисунке. Уровень замысла имеет высокую значимую связь с уровнем знаково-символического замещения при составлении ребенком собственного рассказа. Для анализа изобразительной деятельности детей необходимо обратиться к процессу создания рисунка, аккомпанементом которого является речевое сопровождение. Описана специфика речевого сопровождения процесса создания рисунка у детей с разным уровнем замысла. Выявились различия по показателю речевой активности у детей с разным уровнем замысла.

Поступила: 09.01.2013

Принята к публикации: 24.01.2013

Страницы: 121-126

DOI: 2079-6617/2013.0116

Ключевые слова: изобразительная деятельность; изобразительный замысел; графическая деятельность; знаково-символическое замещение; речевая активность

Авторам: Запуниди Анна Александровна