ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

нарративный подход

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Кутковая Е.С. Нарратив в исследовании идентичности. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 23-33.

В статье рассматривается понятие нарратива в применении к исследованию идентичности в социальной психологии. Ставится проблема отсутствия единства в понимании и применении этого понятия в исследованиях и делается попытка систематизации подходов к пониманию нарратива с точки зрения такого предмета исследования как идентичность. Нарратив – это понятие, которое начинают широко использовать различные психологи при исследовании личности, самовосприятия, способов коммуникации, при исследовании различных социальных практик и мотивов занятия этими практиками. Рассматриваются подходы к пониманию нарратива: нарратив как особый модус мышления (концепция Дж. Брунера), нарратив как метатеоретическая парадигма (концепция Т. Сарбина), нарратив как жизненная история, нарратив как структурное образование. Анализируются особенности понимания нарратива в каждом подходе, а также проблематика исследований. Выделяются признаки нарративности и критерии нарратива: во-первых, особая темпоральная структура, разворачивание нарратива во времени, а во-вторых, трансформация знаний, героя, автора, то есть изменения, достигнутые в нарративе. Ставится вопрос о единице нарратива. Рассматриваются особенности понимания нарратива в психологии, в частности дискурсивное понимание нарратива, взаимосвязь нарративов с социальным и культурным контекстом, а также функциональный подход к определению нарратива. Обсуждается потенциал нарратива как психологического конструкта в исследовании идентичности и два новых актуальных направления в методологии нарративного подхода, дополняющих наиболее традиционный подход анализа больших автобиографических нарративов. Во-первых, это анализ отдельных жизненных эпизодов (например, поворотных точек), а во-вторых, это анализ наррации, как особой дискурсивной практики, обусловленной как локальным контекстом, так и более широкими социальными нормами.

Поступила: 14.11.2014
Принята к публикации: 28.11.2014
Страницы: 23-33
DOI: 10.11621/npj.2014.0403
Ключевые слова: нарративный подход; идентичность; нарративная идентичность; нарративный подход;
Автор(ы): Кутковая Е.С.;

Донцов А.И., Дроздова А.В. Визуальное воздействие интернет-рекламы на молодежную субкультуру // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.25-31.

В современном мире доминирующую роль в повседневной жизни играют медийные каналы – телевидение, видео и Интернет. Восприятие окружающего мира становится все более опосредованным изображениями этого мира, по сути, визуальность является формообразующим принципом культуры. «Визуальный поворот» выражается в смещении современных способов восприятия от вербальных в сторону визуальных, образных. Образы конструируют и формируют наше постижение мира. Визуальная восприимчивость заменяет и дополняет восприимчивость текстовую. Актуальные вопросы визуализации требуют модернизации методов исследования медийных образов, которые должны быть вписаны в широкий контекст междисциплинарных исследований.

Интернет-пространство приобретает самостоятельное значение, в него переносится все больший набор социальных взаимодействий и контактов. С развитием Интернета линейная организация нарративов заменяется гипертекстовой и визуальной. Интернет сегодня можно рассматривать в духе «постмодернистской ситуации» не только как место глобальной автономизации, но и как бесконечную полифоническую коммуникацию различных самостоятельных сегментов когда- то единого культурного и информационного пространства. Самой активной аудиторией Интернета является молодежь, именно здесь происходит формирование различных субкультур и сообществ, возникает новая система структурирования культуры.

В современном потребительском обществе реклама наряду с другой медийной продукцией становится источником все большей визуальной дифференциации и зрелищности. Визуальное воздействие интернет-рекламы определяется тем, что она репрезентирует стиль жизни, ценности молодежной субкультуры, конструирует восприятие и формирует новую структуру сознания и видения мира молодых людей.

Поступила: 07.10.2013
Принята к публикации: 16.10.2013
Страницы: 25-31
DOI: 10.11621/npj.2013.0203
Ключевые слова: визуальность; повседневность; самоидентификация; интернет-реклама; субкультура; нарративный подход;
Автор(ы): Донцов А.И.; Дроздова Алла Владимировна;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер